Модель трудового потенциала
Профессиографию и психографию также можно осуществлять в рамках модели трудового потенциала работника и его элементов и в рамках других моделей работников, которые могут предпочесть менеджеры и исследователи.
Говоря о трудовом потенциале, можно это явление декомпозировать следующим образом:
- профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (профессионально-квалификационный потенциал);
— работоспособность, физическое и душевное здоровье (психофизиологический потенциал);
— интеллектуальные, познавательные способности (творческий, креативный, когнитивный потенциал);
— способность к сотрудничеству, к работе в условиях коллективной организации труда и к взаимодействию с другими членами группы (коммуникативный потенциал);
— ценностно-мотивационная сфера, направленность, идеалы, мотивы, мировоззрение, степень моральной чистоты целей и выбираемых способов их достижения (идейно-мировоззренческий, нравственно-мотивационный потенциал);
— способность увлечь за собой других, влиять на других (лидерский потенциал);
- потенциал к развитию, который приводит к изменению "количества" и весомости отдельных или сразу нескольких элементов потенциала и служит основой развития работника и повышения его ценности для организации;
- административный потенциал, позволяющий активно взаимодействовать не только внутри группы и организации (коммуникативный потенциал), по и с внешней средой. Это деловые и личностные связи и контакты, расширяющие информационное поле организации и возможности получения и использования ресурсов для достижения целей;
— ассертивность, или уверенность в своих силах;
- гибкость — это готовность (не в ущерб основным принципам) проявлять понимание ситуации и адаптироваться к се изменениям и требованиям организации в следующих отношениях: профессионально-функциональном, временном, географическом, по оплате труда, в социально-ролевом аспекте, т.е. играть различные роли.
Эти элементы трудового потенциала уже можно измерять, используя методы социологического и психологического исследования, а также методы управления персоналом.
Модель нейролингвистического программирования
Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это направление прикладной психологии, позволяющее осуществлять эффективную коммуникацию, быстро вызывая специфические желательные изменения в человеке. В недобросовестных и непрофессиональных руках может превратиться в мощное средство манипулирования людьми, модификации их сознания, деформации личности.
Поскольку любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, отработка, оценка, — в этой связи в НЛП выделяются три информационные системы активности человеческого мозга:
- ведущая, отвечающая за извлечение информации;
- репрезентативная, обеспечивающая представление информации сознанию;
- референтная, осуществляющая сверку полученного результата с искомым.
Представление информации сознанию может осуществляться у человека преимущественно по одному из каналов:
- визуальному (визуалист воспринимает мир картинками, обладает прекрасной зрительной памятью, впечатлителен и активен);
— аудиальному (аудиалист обладает хорошей памятью на звуки, может слышать то, что не слышат другие);
- кинестетическому (кинестетик воспринимает мир чувствами, эмоциями и ощущениями).
Примерный вариант стратегии внутреннего мышления по каналом восприятия в рамках НЛП приведен в табл. 3.4.
Таблица 3.4. Примерный вариант стратегии внутреннего мышления
Диалог человека |
Фиксация глаза |
Что говорящий строит внутри себя |
Модальность |
Степень |
"Ну, вы знаете..." |
Вправо вверх |
Картинка |
Визуальная |
Ведущая система |
"...Я действительно..." |
Вправо вниз |
Чувства приятные |
Кинестетическая |
Репрезентативная система |
"...Испытываю ревность" |
Влево вниз |
Я творю себе, что это сумасшествие, ведь у меня нет для этого никаких оснований, но чувство ревности меня все равно мучает |
Слуховая |
Референтная система |
Информация о преобладающей у человека модальности в представлении информации сознанию может быть получена путем наблюдения за его поведением и методом интервью. У специалистов в области НЛП разработаны многочисленные методики получения информации о ведущем канале восприятия, в том числе касающиеся интерпретации движений глаз и рук, тональности голоса, особенностей лексики и др.
Полученная информация может быть использована в процессе деловых бесед для выбора тех средств аргументации, убеждения, которые соответствуют ведущей модальности человека:
— визуалиста скорее убедят графики, таблицы, рисунки и т.п.;
— аудиалиста — хорошо составленная убедительная речь;
- кинестетика — опора на позитивные эмоции, "взывание к чувствам".
Кстати, при необходимости психокоррекции, проведения психотерапии с целью изменения сознания, способов поведения и деятельности организуется специфическое воздействие на человека с опорой па выявленный ведущий канал. Если канат не выявлен, нужно организовать воздействие по всем каналам, тогда вероятность "доведения воздействия до сознания" повышается.