Модель специфических факторов внешней торговли
Эта модель разработана П. Самуэльсоном и Р. Джонсом как "сопутствующий результат" при проверке модели Олина[1]. Суть данного подхода заключается в следующем: на базе рикардианской модели, в которой экономика условно производит два товара и, соответственно, труд может быть использован в двух отраслях, рассматриваемая модель исходит из существования других факторов производства, кроме фактора труда.
Труд рассматривается как мобильный фактор, способный перемещаться из одной отрасли в другую, но другие, специфические, факторы не могут перемещаться, поскольку они используются только при производстве товаров в определенных отраслях. Π. Р. Кругман и М. Обстфелд для иллюстрации этого положения предлагают рассматривать экономику страны, в которой производится два вида продукции – промышленные товары и продовольствие. Данностью является наличие трех факторов производства: труд (L), капитал (К) и земля (T). При изготовлении промышленных товаров потребляются труд и капитал (земля не потребляется); при изготовлении продовольственных товаров труд и земля используются, а капитал нет[2]. Здесь труд – мобильный фактор, который применяется в любом из секторов, а земля и капитал – специфические факторы, которые могут быть использованы только в производстве одного вида товаров. На этой основе выявляется производственная функция как соотношение между количествами (объемами) примененного труда и капитала, показывающая сколько продукции будет получено при данных затратах труда и капитала. Производственные функции для каждого из секторов имеют свои формулы.
Для сектора промышленных товаров:
Для сектора продовольствия:
Для экономики в целом общее количество применяемого труда (L) выглядит следующим образом:
Анализ производственных функций для каждого из секторов экономики позволяет выявить производственные возможности каждого из факторов, т.е. объемы выпуска промышленных товаров (предельный продукт труда), которая создает собственно экономические предпосылки для внешней торговли. Другое условие, необходимое для ее реализации, – наличие разных относительных цен на товары (в данном случае на промышленные товары) между страной- экспортером и страной-импортером. Это постулат, который лежит в основе всякой внешней торговли, поскольку отсутствие разницы в относительных ценах на товары делает внешнюю торговлю принципиально невозможной.
Теория жизненного цикла товара
Так называется теория мировой торговли готовыми изделиями на базе этапов жизненного цикла товара. Она утверждает, что некоторые виды товара (продукта) проходят цикл, состоящий из четырех этапов: внедрения, роста, зрелости и упадка. Соответственно, производство такого продукта перемещается из страны в страну в зависимости от этапа цикла. Эти этапы тесно связаны друг с другом, представляя некий континуум. Соответствующие изменения (по этапам) представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Теория жизненного цикла товара
Показатели |
Этапы жизненного цикла |
|||
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
Упадок |
|
Размещение производства |
В стране нововведения (обычно промышленно развитой) |
В стране нововведения и других промышленно развитых странах |
Во многих странах |
Преимущественно в развивающихся странах |
Размещение рынка |
Преимущественно в стране нововведения с некоторым экспортом |
Преимущественно в промышленно развитых странах. Смещение на экспортные рынки по мере того, как зарубежное производство замещает экспорт на рынках быстро растущий спрос |
Рост в развивающихся странах. Некоторый спад в промышленно развитых странах. Общая стабилизация спроса |
Преимущественно в развивающихся странах. Общий спад спроса |
Конкретные факторы |
Почти монопольное положение. Сбыт основывается на уникальности, а не на |
Число конкурентов увеличивается. Некоторые конкуренты |
Число конкурентов уменьшается. Цена имеет |
Цена является ключевым оружием. Число производителей |
цене предыдущего товара |
начинают снижать цены. Товар становится более стандартизованным |
важное значение, особенно в развивающихся странах |
продолжает уменьшаться |
|
Технология производства |
Мелкосерийное производство. Внедрение методов, обеспечивающих улучшение товара. Высокая трудоемкость и высокая квалификация. Относительно низкие затраты капитала |
Увеличение затрат капитала, более стандартизованные методы |
Крупносерийное производство с высокими капитальными затратами. Высокая стандартизация |
Неквалифицированная рабочая сила при механизированном крупносерийном производстве |
Источник: Дэниэлс Д. Д. Международный бизнес / Д. Д. Дэниэлс, Л. X. Радеба. М.: Дел Лтд., 2001. С. 133.
Этап 1 – внедрение. Этот этап включает разработку нововведения как реакцию на установленную потребность; производство и сбыт нового товара внутри страны; экспорт из страны нового товара. Отмечено и то обстоятельство, что в последние десятилетия США являются ведущей страной в инициировании выпуска большинства новых товаров и технологий, хотя и другие промышленно развитые страны вносят выдающийся вклад, прежде всего Япония. Этот факт позволяет понять "парадокс Леонтьева", который показывает, что США экспортируют в основном трудоемкую продукцию. Поскольку ставки заработной платы в США – одни из самых высоких в мире, возникает вопрос относительно конкурентных позиций таких американских товаров на мировом рынке. Одно из объяснений состоит в том, что монопольное положение товаропроизводителей позволяет им перекладывать затраты на тех потребителей нового товара, которые не хотят дожидаться возможного снижения цены на этот товар.
Этап 2 – рост. Когда товар внедряется в производство и начинается его сбыт, тогда для конкурентов появляется стимул к действиям, что нарушает положение монополиста. Как правило, вводится незначительное изменение в товар и тем самым преодолевается патентная защита нового товара. Одновременно спрос растет, в том числе в других странах, и в первую очередь на рынках развитых стран. Так происходит расширение рынка – и за счет экспорта, и за счет создания новых предприятий в разных странах.
Этап 3 – зрелость. На этапе зрелости мировой спрос на изделие выравнивается, хотя в одних странах может происходить рост производства и реализации, а в других – снижение. Но, как правило, на этом этапе наблюдается вытеснение первичных производителей, поскольку модели изделий становятся высокостандартизированными, а их стоимость – важным инструментом конкуренции. Начинается крупносерийное производство зарубежных производителей, которые снижают стоимость единицы продукции, и тогда более низкая себестоимость дает возможность наращивать сбыт продукции и в развивающихся странах. По мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения постепенно теряет производственные преимущества. Появляются стимулы к переводу предприятий в развивающиеся страны, в которых имеется менее квалифицированная, но сравнительно дешевая рабочая сила. Это позволяет наладить прибыльное и эффективное производство товара, пользующегося спросом.
Этап 4 – упадок. На этом этапе рынки в развитых странах постепенно отторгают товар, они начинают сворачиваться: обеспеченные слои населения отдают предпочтение новым товарам. К этому времени все производство концентрируется в развивающихся странах, и они снабжают суживающиеся рынки развитых стран соответствующими изделиями.