Запреты, связанные с государственной службой
Связанные с государственной службой запреты разработаны и нормативно закреплены в целях:
– противодействия коррупции на государственной службе;
– соблюдения принципа разделения ветвей власти;
– обеспечения сохранности информации служебного характера, которая не относится к перечню сведений, составляющих государственную тайну;
– обеспечения непрерывности исполнения государственным органом возложенных на него задач и функций;
– обеспечения сохранности авторитета органов государственной власти.
Хотелось бы обратить внимание на то, что отдельные запреты действуют не только в отношении государственных служащих, но и граждан, уволенных со службы.
Самая значительная группа запретов имеет целью противодействие коррупции. К данной группе относятся следующие запреты.
1. Запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Пример исключения
Постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 214 "Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды".
Кроме того, государственным служащим запрещается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.
2. Запрет на осуществление предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
3. Запрет на приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход. Данный запрет распространяется только на государственных служащих, проходящих службу в государственных органах – регуляторах рынка ценных бумаг. При этом запрет на приобретение ценных бумаг должен быть напрямую закреплен в законе.
Пример
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (извлечение)
"Статья 90. Служащим Банка России, занимающим должности, перечень которых утвержден Советом директоров, запрещается:
[...]
3) приобретать ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций), по которым может быть получен доход, если это может привести к конфликту интересов, за исключением случаев, установленных федеральным законом".
Для остальных государственных служащих существует общий запрет, в соответствии с которым в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
4. Запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и пр.). Подарки, полученные гражданским служащим в связи со служебными командировками, с протокольными и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ. Они должны быть переданы гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он состоит на службе, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ. Служащий, сдавший подарок, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
5. Запрет принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных или религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с ними.
6. Запрет в случаях, установленных законом, на замещение отдельных должностей в коммерческих (некоммерческих) организациях в течение двух лет после увольнения с государственной службы.
Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, обладающих коррупционными рисками, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (либо оказывать ей услуги) на условиях гражданско-правового договора в случаях, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" под функциями государственного управления организацией понимаются полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении этой организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Порядок получения соответствующего согласия закреплен в Указе Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".
7. Запрет быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором государственный служащий замещает должность гражданской службы.
8. Запрет на использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передавать их другим лицам.
В целях соблюдения принципа разделения ветвей власти государственным служащим запрещается:
1) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"[1].
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления,
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профсоюза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
2) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к ним в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
3) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума;
4) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию подобных структур.
В целях обеспечения сохранности информации служебного характера предусмотрен запрет на разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставший известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
В целях обеспечения непрерывности исполнения государственным органом возложенных на него задач и функций предусмотрен запрет на прекращение государственным гражданским служащим исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
Право трудящихся граждан на забастовки закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Вместе с тем данное право ограничено условием осуществления его "в соответствии с законами страны". Рассматриваемый запрет может служить одним из примеров ограничения государством права на забастовку.
В целях обеспечения сохранности авторитета органов государственной власти государственным служащим запрещается публично высказывать суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.