Модель "профили клиентов"
Ситуация коммуникаций "клиент – продавец" известна и неоднократно повторяема в жизни каждого человека. В общении с клиентами продавец должен обеспечить совершение сделки и превратить, в идеале, "случайного" клиента в постоянного. Приведем в табл. 10.5 одну из моделей типов клиентов, которую, среди прочих других, должны усвоить в процессе специальных тренингов и использовать в своей деятельности продавцы.
Таблица 10.5
Типы клиентов[1]
№ |
Агрессивный, напористый, активный (пришел себя показать) |
Спокойный, сомневающийся, нерешительный |
1 |
КРЕПКИЙ ОРЕШЕК (ШУСТРИК) |
НЕРЕШИТЕЛЬНЫЙ (МЯМЛИК) |
Характеристика: – точно знает, что ему нужно; – действенный, убедительный; – соревнуется с продавцом и другими покупателями; – упрям; – знает себе цену; – недоверчив. Поведение: – разговор о деле ведет жестко; – всегда спрашивает о скидке; – пытается произвести на вас впечатление собственной важностью; – ссылается на конкуренцию. Итак, перед нами жесткий покупатель. Мы определили его характеристики и стиль поведения. Как же лучше всего обращаться с таким покупателем? Убедитесь, что вы хорошо подготовлены. Оставайтесь спокойными и принимайте во внимание только факты. Внимательно слушайте. Старайтесь не возражать, а убеждать. Взывайте к его знаниям – польстите ему |
Характеристика: – застенчив; – сомневается; – беспокоен; – его легко напугать; – ему недостает доверчивости. Поведение: – ему трудно принять решение; – слишком озабочен соблюдением правил; – делает обещания на будущее; – ищет недостатки; – много спрашивает. Как бы вы обошлись с нерешительным покупателем? Покажите преимущества, которые он получит, если примет решение сейчас. Укажите, какие неудобства он будет испытывать, если отложит решение. Будьте дружелюбны. Будьте терпеливы. Будьте тверды. Обсудите его возражения |
|
2 |
ЭРУДИТ (ЗНАЙКА) |
ВЕЩЬ В СЕВЕ (СОНЯ) |
Характеристика: – подавляет; – угрожает; – саркастичен; – снисходителен к себе; – упрям; – зазнается; – все отвергает. Поведение: – старается переспорить продавцов; – демонстрирует свои исключительные познания; – старается научить вас вашей же работе; – хвастается и задается; – выдвигает неуместные возражения; – если его поставить на место, возвращается на свои позиции; – часто скептичен. Как бы вы описали покупателя этого типа и как, по вашему мнению, с ним лучше всего обращаться? Задавайте прямые вопросы. Взывайте к его знаниям. Используйте лесть. Принимайте его замечания, но настаивайте на своей версии представления товара. Не давайте себя рассердить, оставайтесь спокойны. Говорите только о фактах. Не вставайте на его уровень, не отвечайте тем же |
Характеристика: – необщителен; – замкнут на своих проблемах и переживаниях; – несколько напоминает губку – все впитывает; – неэмоционален; – озабочен. Поведение: – никогда не возьмет на себя обязательств; – хороший слушатель; – избегает отвечать на вопросы; – отвечает вопросом на вопрос; – очень критичен; – не будет возражать, скорее, просто уйдет, если вы ему не понравитесь. С покупателями с такой плохой реакцией порой приходится очень трудно. Как бы вы стали обходиться с ним? Используйте паузу, чтобы побудить его к ответу. Представьте товар как можно подробнее заранее. Проходите все стадии продажи в обычном темпе, не форсируйте события. Попробуйте тривиально закончить сделку. Будьте дружелюбны |
|
3 |
ЭКСТРАВЕРТ (БОЛТУН) |
КОНСЕРВАТОР (ПЕРЕСТРАХОВЩИК) |
Характеристика: – радушен и добросердечен; – доверчив; – успокаивает; – болтлив; – недисциплинирован; – дружелюбен; – твердо стоит на ногах; – с чувством юмора. Поведение: – много говорит; – приветлив и отзывчив; – избегает разговоров о бизнесе; – поощряет дружескую манеру разговора; – любит выглядеть красиво; – его не заботит время и планирование. Как бы вы описали покупателя данного типа и как, по вашему мнению, с ним лучше всего обращаться? Задавайте вопросы, которые побуждали бы его ответить "да" или "нет". Возвратите его к предмету разговора, к делу. Не давайте увести себя в сторону. Будьте деловиты |
Характеристика: – традиционен; – не слишком умен; – ему недостает доверия; – не любит риск; – не слишком богатое воображение; – строго придерживается установленных правил; – любую перемену рассматривает как угрозу; – настроен негативно. Поведение; – новые идеи не вдохновляют его; – озабочен мелкими деталями; – приводит множество несущественных возражений; – постоянно ссылается на прошлое; – с трудом покупает; – ему трудно увидеть новые возможности. Как бы вы стали обходиться с консерваторами? Ссылайтесь на успехи в прошлом. Представляйте новые товары очень медленно. Терпеливо обсудите все разногласия. Убедитесь, что у вас достаточно аргументов, чтобы обосновать новые идеи. Сохраняйте сами позитивный настрой |
|
4 |
КРУТОЙ (НОВЫЙ РУССКИЙ) |
ИНТЕЛЛИГЕНТ (ПРОГРАММИСТ) |
Характеристика: – агрессивен; – легка впадает в гнев; – импульсивен; – его легко обидеть; – снисходителен к себе; – считается только с собственным мнением; – огорчен; – напряжен; – старается победить в споре. Поведение: – выглядит незаинтересованным; – старается освободиться от продавца; – отбрасывает товары; – делает личные выпады; – жалуется вашему начальнику; – кричит; – старается подавить; – жалуется, что попусту тратит с вами время. Как бы вы стали обходиться с крутым? Выслушивайте его. Сконцентрируйте внимание на тех областях, в которых можно достичь согласия. Не принимайте все на свой счет. Сохраняйте спокойствие. Не реагируйте. Держитесь в установленных рамках. Ведите себя приветливо. Убеждайте логично, но без эмоций |
Характеристика: – конструктивен; – заинтересован, готов внимательно слушать; – разумен; – решителен; – спокоен; – уверен в себе; – смотрит на сделку с энтузиазмом; – хочет побольше узнать полезной информации. Поведение: – задает вопросы; – приводит разумные возражения; – слушает; – делает конструктивные предложения; – принимает решения; – реалистичен, с ним можно прекрасно договориться; – думает вперед. Как бы вы стали обходиться с позитивно мыслящим покупателем? Будьте честны. Проходите все стадии заключения сделки. Не принимайте его как нечто само собой разумеющееся. Говорите увлеченно. Подойдите к делу взвешенно. Хорошо подготовьтесь. Принимайте его предложения и отвечайте на них |