Запреты и предписания
Нормативный аспект воспитания экологической культуры младших школьников отражает изучение, освоение детьми правил по поводу поведения человека в обществе, в отношениях между людьми, в природе. К сожалению, очень часто в школе и в семье детям предлагаются в готовом виде нормы при этом запретительного характера "Не рви!", "Не топчи!", "Не трогай!", "Не ломай!" и т.п. Однако слепого следования ребенком таким образом предлагаемым правилам ожидать не сто́ит. Они не только не станут действенными руководствами в поведении, но могут, напротив, привести к противоположному эффекту, вызвав у детей стремление попробовать "а что будет, если поступить иначе?".
Если исходить из позиции, что ребенок – деятельный субъект собственного воспитания, то важнейшим условием овладения им экологическим поведением является осознанность. Одна из особенностей возраста, как мы знаем, – потребность к активному присвоению общечеловеческих ценностей и нормативов, соблюдению правил и предписаний. Активность в их освоении обеспечивается осознанностью. Ребенку необходимо помочь понять значение данной нормы поведения человека для живого (почему?) и уяснить, к каким последствиям может привести нарушение данной экологической нормы (зачем?).
Пример
Норма "Не шуми в лесу!". Школьник будет тихо и спокойно вести себя в лесу, если осознает, что шум будет беспокоить и пугать лесных жителей; при этом сам он не увидит и не услышит ничего интересного (звери спрячутся, птицы улетят...).
Ситуации самостоятельного выбора
Ряд ситуаций экологического поведения младшие школьники постигают посредством погружения их в ситуации самостоятельного выбора, которые довольно часто окружают младшего школьника не только на природе, но и в быту, в городе и в дачной, сельской местности. Методика использования таких ситуаций состоит в том, что детям не дается готовый алгоритм поведения. Прежде чем поставить ребенка в такую ситуацию, его надо подготовить к ней, например, организовав и проведя этические беседы. В ОГЛАВЛЕНИЕ беседы необходимо включить:
• реальную или предполагаемую ситуацию выбора, затрагивающую эмоции и чувства детей;
• знания об экологических причинно-следственных связях в контексте изучаемой ситуации;
• вопросы, задания, примеры, своей логикой подводящие детей к самостоятельным выводам и заключениям.
Пример
Возможные темы этических бесед, предваряющих ситуации самостоятельного выбора детьми экологического поведения.
• "Букет цветов".
• "Почему погиб птенец?"
• "Жалейкин и лягушонок (по мотивам рассказов Н. Сладкова)".
• "Бездомный кот".
• "Уехали (собака на даче)".
• "Костер".
• "Грибное лукошко".
• "Привал".
• "Встреча с гадюкой".
• "Зайчата, ежата и молодняк".
• "Гнездо".
• "Муравейник".
• "Березовый сок".
• "Хождение по лесу".
Комплексные экскурсии в экологическом воспитании
Экскурсия – одна из форм организации образования. В процессе подготовки и проведения экскурсий решаются воспитательные задачи. Наиболее эффективны в этом ключе комплексные экскурсии. Комплексная экскурсия – это такая экскурсия, которая предполагает:
• формирование у детей комплекса отношений к природному и социокультурному окружению;
• организацию целостного, нерасчлененного, восприятия мира младшими школьниками в его единстве;
• интеграцию содержания ряда предметов начальной школы и дополнительного материала.
Следовательно, выбирая тему для комплексных экскурсий, воспитатель исходит из того, что они должны носить экологическую направленность в широком смысле, раскрывать природные связи, связи поведения человека с состоянием окружающей среды, ценностные свойства социокультурного и природного окружения.
Пример
Возможные темы комплексных экскурсий для начальной школы.
"Лесные обитатели".
"Город осенью".
"В парке зимой".
"Кто как весну встречает?" и др.