Запреты и предписания

Нормативный аспект воспитания экологической культуры младших школьников отражает изучение, освоение детьми правил по поводу поведения человека в обществе, в отношениях между людьми, в природе. К сожалению, очень часто в школе и в семье детям предлагаются в готовом виде нормы при этом запретительного характера "Не рви!", "Не топчи!", "Не трогай!", "Не ломай!" и т.п. Однако слепого следования ребенком таким образом предлагаемым правилам ожидать не сто́ит. Они не только не станут действенными руководствами в поведении, но могут, напротив, привести к противоположному эффекту, вызвав у детей стремление попробовать "а что будет, если поступить иначе?".

Если исходить из позиции, что ребенок – деятельный субъект собственного воспитания, то важнейшим условием овладения им экологическим поведением является осознанность. Одна из особенностей возраста, как мы знаем, – потребность к активному присвоению общечеловеческих ценностей и нормативов, соблюдению правил и предписаний. Активность в их освоении обеспечивается осознанностью. Ребенку необходимо помочь понять значение данной нормы поведения человека для живого (почему?) и уяснить, к каким последствиям может привести нарушение данной экологической нормы (зачем?).

Пример

Норма "Не шуми в лесу!". Школьник будет тихо и спокойно вести себя в лесу, если осознает, что шум будет беспокоить и пугать лесных жителей; при этом сам он не увидит и не услышит ничего интересного (звери спрячутся, птицы улетят...).

Ситуации самостоятельного выбора

Ряд ситуаций экологического поведения младшие школьники постигают посредством погружения их в ситуации самостоятельного выбора, которые довольно часто окружают младшего школьника не только на природе, но и в быту, в городе и в дачной, сельской местности. Методика использования таких ситуаций состоит в том, что детям не дается готовый алгоритм поведения. Прежде чем поставить ребенка в такую ситуацию, его надо подготовить к ней, например, организовав и проведя этические беседы. В ОГЛАВЛЕНИЕ беседы необходимо включить:

• реальную или предполагаемую ситуацию выбора, затрагивающую эмоции и чувства детей;

• знания об экологических причинно-следственных связях в контексте изучаемой ситуации;

• вопросы, задания, примеры, своей логикой подводящие детей к самостоятельным выводам и заключениям.

Пример

Возможные темы этических бесед, предваряющих ситуации самостоятельного выбора детьми экологического поведения.

• "Букет цветов".

• "Почему погиб птенец?"

• "Жалейкин и лягушонок (по мотивам рассказов Н. Сладкова)".

• "Бездомный кот".

• "Уехали (собака на даче)".

• "Костер".

• "Грибное лукошко".

• "Привал".

• "Встреча с гадюкой".

• "Зайчата, ежата и молодняк".

• "Гнездо".

• "Муравейник".

• "Березовый сок".

• "Хождение по лесу".

Комплексные экскурсии в экологическом воспитании

Экскурсия – одна из форм организации образования. В процессе подготовки и проведения экскурсий решаются воспитательные задачи. Наиболее эффективны в этом ключе комплексные экскурсии. Комплексная экскурсия – это такая экскурсия, которая предполагает:

• формирование у детей комплекса отношений к природному и социокультурному окружению;

• организацию целостного, нерасчлененного, восприятия мира младшими школьниками в его единстве;

• интеграцию содержания ряда предметов начальной школы и дополнительного материала.

Следовательно, выбирая тему для комплексных экскурсий, воспитатель исходит из того, что они должны носить экологическую направленность в широком смысле, раскрывать природные связи, связи поведения человека с состоянием окружающей среды, ценностные свойства социокультурного и природного окружения.

Пример

Возможные темы комплексных экскурсий для начальной школы.

"Лесные обитатели".

"Город осенью".

"В парке зимой".

"Кто как весну встречает?" и др.