Модель оценки Российской премии по качеству

Наряду с рассмотренными наиболее престижными наградами за качество во многих странах мира используются свои награды за качество.

Национальные награды за качество создают благоприятные условия:

• для привлечения внимания ведущих организаций страны к стратегической роли качества: правительство, экономические учреждения, ассоциации управления и т.п.;

• подключения прессы;

• стандартизации и сертификации;

• появления консалтинговых центров;

• появления лидирующих национальных организаций.

Российская премия по качеству учреждена Правительством РФ в 1996 г. Согласно Положению о премиях Российской Федерации в области качества премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Задача, которую призвана решать национальная премия, – вывести качество российского менеджмента на принципиально новый, более высокий уровень, что позволило бы отечественным предприятиям успешно конкурировать не только на российском, по и па мировом рынке.

Российские премии в области качества призваны стать одним из действенных рычагов повышения конкурентоспособности российской экономики. Главная цель премий в области качества – поощрить российские организации, которые работают и развиваются с учетом принципов, используемых в своей деятельности лидерами мировой экономики, распространить их опыт среди большинства отечественных предприятий.

Организационно-техническое обеспечение конкурса возложено на Ростех регулирование (бывший Госстандарт России) и Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).

Модель премии Правительства РФ в области качества гармонизирована с критериями Европейской премии по качеству. Это дает возможность российским компаниям строить свою деятельность на принципах, которыми руководствуется большинство зарубежных фирм. Однако российская премия – не копия европейской и имеет отличия, обусловленные национальной спецификой. Так, оценка группы "Возможности" в российской модели (табл. 3.14) выше, чем в модели EFQM (см. табл. 3.11), что отражает большую значимость для современной России потенциала компании, чем скромных и не всегда объективных результатов.

Таблица 3.14

Модель Российской премии по качеству (оценки в баллах)

Группы и вес

Критерии и вес

Оценочные элементы

Результаты

(500)

1.1. Удовлетворение потребителя (180)

1.1.1. Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг (135)

1.1.2. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей (45)

1.2. Деловые

результаты

(150)

1.2.1. Финансовые показатели работы организации (50)

1.2.2. Качество продукции (услуг) и другие результаты работы организации (50)

1.2.3. Формирование хороших отношений с внешними партнерами (50)

1.3. Удовлетворение персонала (90)

1.3.1. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации (65)

1.3.2. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала (25)

1.4. Воздействие на общество (60)

1.4.1. Показатели восприятия обществом деятельности организации

(15)

1.4.2. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества (45)

Возможности (500)

2.1. Процессы (140)

2.1.1. Систематическое проектирование и менеджмент процессов (25)

2.1.2. Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон (40)

2.1.3. Проектирование и разработка продукции (услуг) на основе ожиданий потребителей (25)

2.1.4. Производство, поставка и последующее обслуживание продукции (услуг) (25)

2.1.5. Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями (25)

2.2. Руководство (100)

2.2.1. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества (25)

2.2.2. Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации (25)

2.2.3. Вовлечение руководителей в работу с потребителями, партнерами и представителями общества (25)

2.2.4. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации (25)

2.3. Управление людьми (90)

2.3.1. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом (18)

2.3.2. Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала (18)

2.3.3. Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями (18)

2.3.4. Общение персонала в организации (18)

2.3.5. Поощрение персонала и забота о нем (18)

2.4. Ресурсы (90)

2.4.1. Финансовые ресурсы (20)

2.4.2. Инфраструктура и материальные ресурсы (20)

2.4.3. Технологии (20)

2.4.4. Информация и знания (30)

2.5. Политика и стратегия (80)

2.5.1. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии (16)

2.5.2. Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии (16)

2.5.3. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии (16)

2.5.4. Развертывание политики и стратегии в рамках ключевых процессов (16)

2.5.5. Доведение до сведения персонала политики и стратегии и претворение их в жизнь (16)

При оценке категорий из группы "Возможности" экспертами учитываются совершенство подхода, его полнота, а также оценка и пересмотр подхода (эталонного сопоставления). Для категорий группы "Результаты" оцениваются достижения и полнота охвата. Конкурс также предполагает экспертизу отчетов по самооценке и дальнейшее обследование на местах.

Начиная с 2002 г. премия присуждается по двум категориям организаций в зависимости от их численности: до и свыше 250 чел.

Среди победителей конкурса: ОАО "Нарзан", ОАО "Кондитерский комбинат "Кубань", ОАО "Северсталь", ОАО "Ивтелеком", ОАО "Лакокраска" и др.

По принципу Российской премии качества во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые нс только являются плацдармом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют работу по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качеством в российских компаниях.