Модель оценки Российской премии по качеству
Наряду с рассмотренными наиболее престижными наградами за качество во многих странах мира используются свои награды за качество.
Национальные награды за качество создают благоприятные условия:
• для привлечения внимания ведущих организаций страны к стратегической роли качества: правительство, экономические учреждения, ассоциации управления и т.п.;
• подключения прессы;
• стандартизации и сертификации;
• появления консалтинговых центров;
• появления лидирующих национальных организаций.
Российская премия по качеству учреждена Правительством РФ в 1996 г. Согласно Положению о премиях Российской Федерации в области качества премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Задача, которую призвана решать национальная премия, – вывести качество российского менеджмента на принципиально новый, более высокий уровень, что позволило бы отечественным предприятиям успешно конкурировать не только на российском, по и па мировом рынке.
Российские премии в области качества призваны стать одним из действенных рычагов повышения конкурентоспособности российской экономики. Главная цель премий в области качества – поощрить российские организации, которые работают и развиваются с учетом принципов, используемых в своей деятельности лидерами мировой экономики, распространить их опыт среди большинства отечественных предприятий.
Организационно-техническое обеспечение конкурса возложено на Ростех регулирование (бывший Госстандарт России) и Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).
Модель премии Правительства РФ в области качества гармонизирована с критериями Европейской премии по качеству. Это дает возможность российским компаниям строить свою деятельность на принципах, которыми руководствуется большинство зарубежных фирм. Однако российская премия – не копия европейской и имеет отличия, обусловленные национальной спецификой. Так, оценка группы "Возможности" в российской модели (табл. 3.14) выше, чем в модели EFQM (см. табл. 3.11), что отражает большую значимость для современной России потенциала компании, чем скромных и не всегда объективных результатов.
Таблица 3.14
Модель Российской премии по качеству (оценки в баллах)
Группы и вес |
Критерии и вес |
Оценочные элементы |
Результаты (500) |
1.1. Удовлетворение потребителя (180) |
1.1.1. Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг (135) |
1.1.2. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей (45) |
||
1.2. Деловые результаты (150) |
1.2.1. Финансовые показатели работы организации (50) 1.2.2. Качество продукции (услуг) и другие результаты работы организации (50) 1.2.3. Формирование хороших отношений с внешними партнерами (50) |
|
1.3. Удовлетворение персонала (90) |
1.3.1. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации (65) |
|
1.3.2. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала (25) |
||
1.4. Воздействие на общество (60) |
1.4.1. Показатели восприятия обществом деятельности организации (15) |
|
1.4.2. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества (45) |
||
Возможности (500) |
2.1. Процессы (140) |
2.1.1. Систематическое проектирование и менеджмент процессов (25) |
2.1.2. Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон (40) |
||
2.1.3. Проектирование и разработка продукции (услуг) на основе ожиданий потребителей (25) |
||
2.1.4. Производство, поставка и последующее обслуживание продукции (услуг) (25) |
||
2.1.5. Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями (25) |
||
2.2. Руководство (100) |
2.2.1. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества (25) |
|
2.2.2. Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации (25) |
||
2.2.3. Вовлечение руководителей в работу с потребителями, партнерами и представителями общества (25) |
||
2.2.4. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации (25) |
||
2.3. Управление людьми (90) |
2.3.1. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом (18) |
|
2.3.2. Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала (18) |
||
2.3.3. Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями (18) |
||
2.3.4. Общение персонала в организации (18) |
||
2.3.5. Поощрение персонала и забота о нем (18) |
||
2.4. Ресурсы (90) |
2.4.1. Финансовые ресурсы (20) |
|
2.4.2. Инфраструктура и материальные ресурсы (20) |
||
2.4.3. Технологии (20) |
||
2.4.4. Информация и знания (30) |
||
2.5. Политика и стратегия (80) |
2.5.1. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии (16) |
|
2.5.2. Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии (16) |
||
2.5.3. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии (16) |
||
2.5.4. Развертывание политики и стратегии в рамках ключевых процессов (16) |
||
2.5.5. Доведение до сведения персонала политики и стратегии и претворение их в жизнь (16) |
При оценке категорий из группы "Возможности" экспертами учитываются совершенство подхода, его полнота, а также оценка и пересмотр подхода (эталонного сопоставления). Для категорий группы "Результаты" оцениваются достижения и полнота охвата. Конкурс также предполагает экспертизу отчетов по самооценке и дальнейшее обследование на местах.
Начиная с 2002 г. премия присуждается по двум категориям организаций в зависимости от их численности: до и свыше 250 чел.
Среди победителей конкурса: ОАО "Нарзан", ОАО "Кондитерский комбинат "Кубань", ОАО "Северсталь", ОАО "Ивтелеком", ОАО "Лакокраска" и др.
По принципу Российской премии качества во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые нс только являются плацдармом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют работу по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качеством в российских компаниях.