Модель А. Б. Купрейченко, А. Л. Журавлева
Мы уже отмечали, что в настоящее время в психологической науке не существует единого подхода к определению компонентов структуры самоопределения, что представляется вполне закономерным этапом развития теории самоопределения. Это относится практически ко всем видам самоопределения: личностному, жизненному, социальному, экономическому, политическому, этническому и даже к профессиональному. На сегодняшний день существует большое число теоретических моделей в рамках различных исследовательских подходов и в соответствии с задачами конкретного исследования. В каждой модели раскрывается тот или иной аспект самоопределения, структурные элементы выделяются и группируются по самым разным основаниям.
Е. А. Климовым предложена структура профессионального самоопределения, построенная на мотивационной основе и включающая три фактора: "Надо", "Могу" и "Хочу"[1]. Эта же модель имеет дополнительный компонент "Имею"[2]. Близкую структуру профессионального самоопределения предлагают и другие исследователи[3]. Н. В. Щеколдина выделяет три психологических фактора профессионального самоопределения: волевой, мотивационно-ценностный и профессиональный[4]. В ряде исследований используются подходы к структуре самоопределения на основе трехкомпонентной модели психологического отношения, включающей когнитивную, эмоциональную и поведенческую (или волевую) составляющие[5]. Модель Μ. Р. Гинзбурга включает две основные составляющие самоопределения: психологическое настоящее и психологическое будущее. Под психологическим настоящим понимается ценностно-смысловое ядро, выполняющее функцию самопознания, и самореализация. Элементами второй составляющей – психологического будущего – являются смысловое будущее (его функция – обеспечение смысловой перспективы) и временное будущее (функция – обеспечение временной перспективы)[6].
Каждая из существующих на сегодняшний день теоретических моделей самоопределения отражает определенный аспект рассмотрения этого феномена (содержательный, временной и т.д.). Поэтому, несмотря на значительную совокупность известных моделей, остаются аспекты, к которым исследователи до настоящего времени не обращались. Так, в ходе развития субъекта и особенно в изменяющихся социальных условиях, важной характеристикой самоопределения является специфика динамики отдельных ее составляющих. С целью ее учета отечественными исследователями была разработана уровневая модель самоопределения в ее конкретном варианте двухуровневой структуры, включающей относительно устойчивый "ценностнонравственный стержень" и динамичную "оболочку", и предложено содержательное наполнение выделенных уровней. Главными основаниями для выделения компонентов самоопределения послужили различная степень устойчивости во времени образующих самоопределение психологических феноменов и различные функции, которые они выполняют в жизни субъекта.
А. Л. Журавлевым и А. Б. Купрейченко (2007) в широком смысле под самоопределением понимается поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру, человеческому сообществу в целом, другим людям и самому себе, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний. Если рассматривать самоопределение как процесс, состояние и свойство субъекта (личности или группы), то необходимо выделить две основные совокупности его характеристик: содержательные и формально-динамические (табл. 3.3).
Следует отметить, что многие приведенные в табл. 3.3 понятия не являются специфичными только для самоопределения, несомненно, они являются характеристиками и других ком-
Таблица 3.3. Содержательные и формально-динамические характеристики самоопределения субъекта (Журавлев, Купрейченко, 2007)
Содержательные характеристики |
Формально-динамические характеристики |
||
Результативные характеристики – результат самоопределения субъекта на конкретном этапе его жизни – некий срез процесса самоопределения: Комплексные – мировоззрение, образ мира, самосознание, представление о себе, Я-концепция, самоотношение, идентичность, направленность личности, социально-психологическое пространство и позиция в нем и т.д. Частные (парциальные): Основные ценности субъекта, идеалы и жизненные принципы, цели и мотивы И т.д. Представления о принципах устройства мира и человеческого сообщества. Базовые отношения к миру, другим людям, себе (например, доверие/недоверие) Отношения к отдельным элементам социально-психологического пространства (психологическая дистанция, система отношений с конкретными окружающими людьми – носителями норм и ценностей и т.д.) Представления о своей жизненной перспективе и этапах жизни |
Процессуальные характеристики – основное ОГЛАВЛЕНИЕ процесса поиска субъектом своего способа жизнедеятельности: Комплексные – стратегия жизни, стиль жизни, образ жизни, жизненные сценарии и т.д. Частные (парциальные): Когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты отношения к следующим элементам процесса самоопределения Приемлемые, а также недопустимые отвергаемые) способы достижения поставленных целей (связаны с направленностью личности, отношением к социальным и нравственным нормам, например: действовать "не останавливаясь ни перед чем") Необходимые и предельно допустимые уровни и циклы активности (например, развивать максимальный уровень активности или же чередовать периоды активности и пассивности с целью отдыха, осмысления и т.д.) |
Степень сформированности: осознанность, наличие и степень сформированности стратегии жизни, идентичности, Я-концепции и т.д., цельность самоопределения (плотность, структурированность/ аморфность, степень противоречивости системы ценностей, наличие способов разрешения противоречий) Широта (многообразие сфер самоопределения, возможных способов достижения целей и правил принятия решений) Гетерогенность/гомогенность системы принципов, ценностей, идеалов, целей, мотивов и т.д. Пропорциональность/диспропорциональность (соотношение, баланс, уравновешенность отдельных ее частей) Уетойчивость/неустойчивость во времени Ситуативная изменчивость/стабильность – степень подверженности случайным внешним влияниям, индивидуальным состояниям, настроению и т.п. |
|
Оценка своих возможностей и способностей Ожидания субъекта, связанные с активностью окружающих людей, мира в целом и собственной жизнедеятельностью Представления об изменениях и причинах изменений в системе ценностей и идеалов, жизненных принципов и целей, мотивов и др. (значимость отдельных ценностей и других феноменов может изменяться на разных этапах жизни, а также в особых случаях, при определенных условиях т.д.) Основные критерии и показатели достижения жизненных целей (качественные, эталонные, количественные, основанные на принципе социального сравнения и т.д.) |
Необходимые и предельно допустимые затраты времени, материальных и психологических ресурсов (например, отказаться от цели, когда затраты времени и усилий превысят ожидаемый или запланированный уровень – "порог" или настаивать на ее достижении ценой дополнительных затрат и т.п.) Принципы сбора и анализа информации, в том числе отношение к различным ее источникам (например, не принимать важные решения, пока не будут проанализированы и обсуждены с максимально возможным количеством людей все допустимые альтернативы и последствия) Основные правила принятия решений, в частности, отношение к обратной связи и т.д. (например, игнорирование обратной связи или полное следование ей) |
Универсальность/избирательность в различных условиях (ценностей, принципов, норм, правил, способов достижения целей принятия решений и т.д.) Интенсивность процесса самоопределения (скорость и продуктивность) Характер динамики (поступательный, скачкообразный, возвратно-поступательный, цикличный и т.п.), показатели цикличности (ритмичность, процикличность/контрцикличность) Успешность, эффективность, результативность, адекватность самоопределения: прямые показатели (степень удовлетворенности различными сферами жизнедеятельности и жизнью в целом, субъективное качество жизни, субъективное благополучие, счастье и т.д.) и косвенные показатели (степень и скорость "психического выгорания" и т.д.) |
|
плексных психологических феноменов. Такая значительная совокупность характеристик самоопределения обусловливает высокую сложность отбора необходимого и достаточного количества элементов и их показателей при построении программы исследования этого феномена. Кроме того, как видно из той же таблицы, в ряду характеристик самоопределения приводятся обозначаемые их понятия, разрабатываемые в разных теоретических подходах, но по смыслу очень близкие, фиксирующие, по существу, одни и те же феноменологические особенности. Их выбор во многом определяется тем, к какому классу психологических явлений тот или иной исследователь относит данный феномен, а также спецификой конкретных задач исследования и, разумеется, теоретической моделью структуры самоопределения.