Модель коммуникации личностей на основе модели "окна Джогари"
В гл. 3 уже была представлена модель личности "окна Джогари". Напомним, что в процессе коммуникаций необходимо понимать, что те сообщения, которые мы посылаем, и те, которые мы не посылаем, отражают сложность нашей психологической натуры. Мы не только сознательно управляем "сохранением лица", но и "допускаем утечку" тех сообщений, которые не осознаем, и утаиваем те сообщения, которые могут очень глубоко задеть окружающих, если мы все-таки решим обнародовать их.
Чтобы исследовать эту динамику, можно применить окно Джо-гари в качестве иллюстрации межличностного взаимодействия двух людей (рис. 5.6).
Рис. 5.6. "Окна Джогари" (типы сообщений в ситуации коммуникации двух личностей)
Предлагаемая модель демонстрирует четыре вида (уровня) коммуникации, происходящей между двумя людьми:
1. Открытая коммуникация (стрелки А). Большая часть коммуникации происходит на этом первом уровне, между двумя открытыми "Я". Самый популярный анализ процесса коммуникации проводится именно на этом уровне. Уровень демонстрации владения правилами этикета или, при высокой степени открытости и откровенности, глубинной этики общающихся.
2. Невольная коммуникация, утечка (стрелки В). Второй уровень коммуникации — это сигналы или значения, которые мы получаем от "слепого пятна" человека и которые он посылает бессознательно. Мы можем расценивать эту коммуникацию как "утечку". Слепое пятно, по-видимому, — зона действия подсознания, здесь возможны оговорки, проговорки, неожиданная даже самим коммуникаторам реакция.
3. Доверие, выравнивание (стрелки С). Третий уровень коммуникации имеет место, когда мы преднамеренно показываем что-то такое, что обычно утаиваем. Обычно мы расцениваем это как выражение доверия (confiding) к кому-то или "выравнивания статуса" (leveling), если у нас общие реакции и чувства на происходящие события. Когда мы решаем дать обратную связь в явной форме, мы часто говорим так: "Хорошо, давай будем откровенными". На этом уровне возможно проявление глубинных этических норм и правил поведения.
4. Эмоциональное "заражение" (стрелки В). Это менее распространенный, но не менее важный уровень коммуникации, который лучше всего обозначить как "эмоциональное заражение". Один человек влияет на чувства другого, даже не осознавая происхождения этого чувства. Иногда чувство, возникшее у реципиента, зеркально отражает чувство отправителя, когда напряжение, отрицаемое отправителем, тем не менее вызывает напряжение и у реципиента. В других случаях чувства разные. Это происходит, например, когда один человек, отрицающий чувство, но демонстрирующий его, вызывает напряжение у другого, потому что тот не знает, следует ли ему реагировать на проявленный уровень коммуникации, исходящей от открытого "Я", или на латентный уровень, исходящий от "слепого пятна" (неосознаваемое влияние, влияние на уровне подсознания).
Этика общения по модели личности Майерс - Бриггс
Предположим, пользуясь книгой О. Крегер и Дж. М. Тьюсон "Типы людей и бизнес", вы установили свой психологический тип и типы людей, с которыми бы вы хотели сотрудничать, на основе модели личности Майерс и Бриггс, о которой сказано в гл. 3. Тогда вам полезно знакомство с рекомендациями по этике взаимодействия, которые дают Крегер и Тьюсон (табл. 5.6).
Таблица 5.6. Рекомендации по этике делового общения (по Крегер и Тьюсон)
Тип Е. Если вы — тип Е, то нужно выслушать человека, не перебивать, не ввязываться в спор, не спешить давать поверхностные советы |
Если другой — тип Е, помогите ему выделить действительные заботы из процесса "сброса информации", задав конкретные вопросы |
|
Тип /. Если вы — тип /, проявите внимание к переживаниям другого, посочувствуйте, но не уносите чужие проблемы с собой и не переваривайте их наедине |
Если другой — тип /, помните, что ему трудно делиться мыслями, следует ему помочь, создать соответствующую атмосферу, помочь раскрыться. Если экстраверт склонен к преувеличениям, то интроверт к преуменьшениям |
|
Тин 5. Если вы — тип 5, не давайте другим отклоняться в сторону, требуйте подробностей, фактов, убедитесь, что вопрос решаем, а проблема в вашей компетенции |
Если другой — тип £ он может воспринять этическую ситуацию вне контекста, не заметить вариантов, интерпретировать ситуацию негативно. Задача — показать, что не все так плохо, вернуть его на твердую почву |
|
Тип N. Роль N — обращать внимание на масштабные картины, влияние на людей и судьбу компании в перспективе, на действительно доступные варианты. Интуитивисты — преобразователи мира -могут увидеть выход в безнадежной (по мнению других) ситуации |
Если другой — тип Ы, то, вероятно, он уже много чего напридумывал вокруг проблемы и надо дать ему разобраться, получить дополнительную информацию, стать на реальную ситуацию |
|
Тип Т. Если вы — тип Т, помогите другим разобраться, в чьей компетенции эта этическая проблема, сохранить объективность, логичность, реализм |
Если другой — тип Т, то следует ему напомнить, какие последствия могут быть по его решению для других, какие у него самого были ощущения в подобном положении, чтобы он лучше обдумал последствия |
|
Если вы — тип /", постарайтесь не спасать другого от этической проблемы, не брать целиком на себя, не навязывать своей системы ценностей и не отказываться от нее. Следует остаться объективным и отстраненным, но высказав, как вы себя чувствовали бы на его месте, вы можете помочь понять причину |
Если другой — тин Т7, то в ситуации этической проблемы он может быть противоречив, вносить много личного, следует помочь ему разобраться, с кем из близких это связано, быть тактичным, но твердым. |
|
Если вы — тип у, избегайте стремления разделаться с ситуацией и с виновными быстро. Лучше продумать хотя бы приблизительный план |
Если другой — он придет с готовым планом, пакетом решений. Следует поспорить с ним, рассмотреть и другие варианты и обстоятельства |
|
Тип Р. Если вы — тип Р, не давайте другим рубить сплеча, покажите возможные альтернативы, но умейте вовремя остановиться, дайте высказаться и другим |
Если другой тип, то он пре поднесет этическую проблему туманно, возможно, смешав с другими. Следует помочь ему сосредоточиться на истинной проблеме, заставить быть определенным и последовательным, довести дело до конца и проконтролировать исполнение |