Модель информационной единицы порядка
Общенаучному понятию "информация" нет еще и сотни лет[1].• Оно оказалось настолько удобным для описания результатов познания окружающего мира, что исследователи быстро возвели его в ранг основных и часто употребляемых научных понятий. Несмотря на свое широкое распространение в научной среде, термин "информация" является одним из самых дискуссионных понятий. Смысл дисциплинарных и междисциплинарных определений понятия "информация" принципиально различен. Различна также и роль, которую в соответствии с точками зрения ученых информация играет в окружающем мире.
По всей вероятности, современное научное мировоззрение до сих пор продолжает находиться под влиянием определения информации, которое ввел в обиход создатель кибернетической теории Норберт Винер, а именно: "Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств"[2].
В предыдущих параграфах было показано, что отображение (формирование образов в сознании) имеет принципиальную возможность формировать истинную картину окружающего мира. Следовательно, суть трансдисциплинарной "единицы порядка" раскрывается для нас как наблюдателей прежде всего через отображение состояния потенции или через полную информацию окружающего мира. Для исследователя информация одновременно является и неотъемлемым атрибутом пространства и времени, и тем, что он как наблюдатель может отобразить.
В современной теории информации "единицей порядка" является бит (сокращение словосочетания "двоичная цифра" binary digit – bit). Именно с помощью этого кванта информации удалось обеспечить функционирование всех современных электронных информационных систем. Таким своеобразным "квантом" информации в трансдисциплинарной концепции является параметрический[3] диполь, состоящий из двух видов информации – количественной и качественной. Поясним суть диполя на конкретном примере: информация количественного вида свидетельствует, что некий объект с диаметром 6–7 см состоит из атомов десятка различных химических элементов; известна его плотность, кислотность, электропроводность, а также вес. Можно ли однозначно ответить на вопрос: "Что это за объект?" Очевидно, нет. Однако если добавить информацию качественного вида, что объект подобен известному фрукту, который имеет тонкую плодоножку, что у этого фрукта бок красного цвета, то можно с большой вероятностью сказать, что это яблоко. То есть без информации качественного вида нельзя распознать объект, поскольку информация количественного вида не персонифицируется. С другой стороны, если решение "о яблоке" принять только на основе качественной информации, то оно может быть ошибочным. Объект может оказаться искусно изготовленным муляжом яблока, сделанным из пластмассы, и являться, например, солонкой.
Именно эти два вида соответствуют необходимому и достаточному числу видов информации, с помощью которых можно обозначить полную информацию любой упорядоченной среды. Полнота информации означает, что информация количественного вида всегда должна быть дополнена информацией качественного вида. Модель трансдисциплинарного информационного диполя представлена на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Модель трансдисциплинарного информационного диполя
Науке известно множество диполей – плюс и минус, полюса магнита, вдох и выдох и т.п. Однако в отличие от бита трансдисциплинарный диполь предполагает дальнейшую дифференциацию информации. Трансдисциплинарная система требует наличия такого же диполя для информации соответственно количественного и качественного вида. В качестве иллюстрации такой дифференциации информации предлагается использовать дифракционную картину луча солнечного света[4]. Дело в том, что солнечный свет представляет собой условно выделенный фрагмент электромагнитного излучения (в данном случае условием выделения являются особенности человеческого глаза). Причем цветовая гамма этой дифракционной картины представляет удачную модель единства, поскольку цвета нельзя поменять местами или удалить один из них без того, чтобы не нарушить единства этой упорядоченной среды. Тогда, используя в роли маркеров конкретных признаков информации цвета радуги, можно предложить следующую трансдисциплинарную модель информационной "единицы порядка" (рис. 4.2).
"Теплые" тона признаков (от фиолетового до желтого включительно) обозначают их принадлежность к информации количественного вида. "Холодные" тона (от зеленого до фиолетового включительно) обозначают их принадлежность к информации качественного вида. Такая структура или устройство "информационной единицы порядка", вольно или невольно, уже давно используется во многих областях человеческой деятельности. Как мы отмечали, в теории информации "квантом" информации является бит. Но для передачи и хранения информации в электронном виде необходим восьмибитовый код – байт (byte),
Рис. 4.2. Модель информационной единицы порядка
который называется "единицей измерения информации", причем объясняемой последовательностью битов. Для кодирования же всех заглавных и строчных букв алфавита, цифр, знаков препинания, символов национальных алфавитов, других необходимых символов и служебных кодов, используемых при передаче информации, необходимо и достаточно два в восьмой степени (28 = 256) восьмибитовых кодов. Другим примером наличия "единицы порядка" может быть музыка. Так, фундаментом европейской современной музыки является звукоряд в диапазоне октавы, т.е. восьми нот. В химии при описании совокупности химических элементов в известной таблице Д. И. Менделеева используется восемь столбцов. Причем на момент создания в таблице было семь столбцов, и только после открытия инертных газов появился восьмой. Примеры можно продолжать.
Каждая научная дисциплина производит доступными ей методами "дисциплинарные срезы" полной информации упорядоченной среды и излагает результат как дисциплинарную (экологическую, экономическую, геологическую и т.п.) информацию. Чтобы отобразить полную информацию объекта, необходимо осуществить трансдисциплинарную классификацию дисциплинарной информации согласно представленной модели. Это позволяет оценить "полноту" информации и, следовательно, определить направление научного поиска.
Покажем возможности и некоторые примеры применения трансдисциплинарной модели "информационной единицы порядка" в экономических исследованиях. Составим небольшую трансдисциплинарную классификацию экономической информации в виде диполей. Еще раз подчеркнем, употребление терминов "количественный" и "качественный" при построении диполей имеет строго методологическое значение в рамках трансдисциплинарного метода.
Диполь "товар". В этом диполе натурально-вещественная составляющая товара, его свойства имеют количественный признак, а его ценность, выраженная в деньгах, является качественным признаком.
Диполь "деньги". Рассматривая деньги как параметрический диполь, можно сделать вывод – деньги, являясь отражением ценности товаров, т.е. будучи виртуальным эквивалентом товаров, имеют качественный признак, а масса символов этого эквивалента (монеты, бумажные купюры, безналичные символы на банковских счетах) имеют количественный признак.
Диполь "капитал". Характеристика капитала обязательно включает в себя описание его натуральной, вещественной формы (денежные купюры, банковские счета, здания, сооружения, сырье, материалы и т.д.) и денежную, стоимостную оценку этой совокупности, например 100 млн руб. Капитал в натурально-вещественном виде имеет количественный признак, а в денежном, стоимостном – качественный.
Совокупность благ в виде изделий, услуг и работ, рассматриваемая в виде диполя, может быть разделена по признаку на количественные и качественные. Так, например, еда, одежда, бытовая техника имеют количественный признак, а программный продукт, книги, идеи и т.п. имеют качественный признак в этом диполе.
Профессии людей также можно классифицировать по количественным и качественным признакам. Так, например, профессии строителя, водителя, животновода по признаку можно отнести к количественным профессиям, а профессии, например, инженера, ученого, певца – к качественным.
Использование информационной единицы порядка позволяет составлять классификацию информации в виде параметрических таблиц. Примером трансдисциплинарной классификации может служить параметрическая таблица химических элементов (см. приложение). Наличие этой таблицы в книге, посвященной методологии экономической науки объясняется тем, что экономические отношения в части производства благ имеют дело с веществами, состоящими из химических элементов, да и сам человек как фрагмент планеты также состоит из них. Использование этого обстоятельства для анализа экономических отношений будет показано ниже.