Модель "государственного" социализма в СССР
Основными задачами большевиков после Октябрьской революции стало разрушение прежних государственных структур и укрепление собственной власти. Экономические взгляды лидеров большевиков, пришедших к власти, сводились к следующему: конфискация помещичьих и национализация всех земель, создание на базе крупных имений образцовых хозяйств, слияние всех банков в один общенациональный, установление рабочего контроля за производством и распределением продуктов.
Самой острой проблемой экономики России являлся аграрный вопрос. В "Декрете о земле" (октябрь 1917 г.) провозглашалась отмена частной собственности на землю, передача помещичьей и церковной земли в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов с признанием равноправия всех форм землепользования (подворной, хуторской, общинной, артельной) и правом раздела конфискованной земли по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами. Национализация и раздел земли проводилась на основе закона о социализации земли, установившего порядок распределения земли и потребительско-трудовую норму надела.
В июне 1918 г. был проведен так называемый второй передел земли - были отобраны излишки земли у кулачества. К 1919 г. в руки крестьян перешло 17,2 млн десятин земли. Средняя прибавка к крестьянским наделам составила от 1/4 до 3/4 десятины, т.е. размер крестьянского землепользования вырос незначительно.
Весной 1918 г. возникла реальная угроза голода: заканчивался хлеб предыдущего года, с целым рядом хлебопроизводящих районов страны прекратились контакты и связи из-за Брестского договора и начавшейся гражданской войны. В мае в результате восстания чехословацкого корпуса прекратились хлебные поставки из Сибири и части Поволжья. Объемы заготовок продовольствия упали. Ответной реакцией государства стало введение мер военного характера: была установлена государственная монополия на хлеб; продовольственные органы получили чрезвычайные полномочия по закупке хлеба; создавались продовольственные отряды для изъятия излишков хлеба по твердым ценам (весной 1918 г. деньги уже полностью обесценились, поэтому хлеб изымался практически бесплатно или в обмен на промышленные товары, которых с каждым днем становилось все меньше). Насильственное изъятие хлеба у крестьянства обострило социальные противоречия в деревне.
В промышленности (ноябрь 1917 г.) был введен рабочий контроль над производством и распределением продукции, наймом и оплатой труда. Фабрично-заводские комитеты рабочего контроля (фабзавкомы) могли принимать решения, обязательные для администрации, несмотря на то, что рабочие редко обладали достаточными техническими знаниями, навыками организации производства, бухгалтерского учета, коммерческой деятельности, необходимыми для обеспечения нормальной работы предприятия. Главным последствием деятельности комитетов рабочего контроля стала дезорганизация деятельности предприятий.
Для преодоления негативных последствий деятельности фабзавкомов 2 декабря 1917 г. был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), призванный согласовывать и объединять деятельность всех экономических органов, как центральных, так и местных. На местах ВСНХ опирался на губернские и уездные советы народного хозяйства (совнархозы), отвечавшие за работу промышленных предприятий в своем районе. Промышленными отраслями в целом руководили соответствующие наркоматы.
Первоначально национализация промышленности рассматривалась как вынужденная реакция на особые обстоятельства, связанные в основном с враждебным отношением предпринимателей к новой власти, - "карательная" национализация. Получила распространение и "стихийная" национализация - результат действий рабочих на местах. К лету 1918 г. было национализировано более 1500 предприятий различных отраслей.
Наиболее последовательно в экономической программе большевиков была сформулирована позиция в отношении банковской и финансовой сфер. Ответом банков на захват власти большевиками стала попытка парализовать новую власть с помощью финансового бойкота. В ответ 7 ноября 1917 г. Государственный банк был занят красногвардейцами, что позволило установить контроль над денежным обращением, золотым запасом и частными банками, которые хранили в нем часть своих ресурсов. Национализация частных акционерных банков была проведена 14 декабря 1917 г. В результате банковское дело стало монополией государства.
В январе 1918 г. советское правительство специальным декретом отказалось выполнять финансовые обязательства прежних правительств и аннулировало все права иностранных кредиторов и инвесторов.
В первой половине 1918 г. были национализированы железнодорожный и водный транспорт; установлена монополия внешней торговли.
Сложные проблемы стояли перед новой властью в организации внутренней торговли и распределении. В стране процветали "черный рынок" и мешочничество, поскольку наладить товарообмен между городом и деревней не удалось из-за недостаточных запасов промышленных товаров. Нормы выдачи продовольствия в городах упали до минимального уровня; выжить можно было только за счет "черного" рынка, обменивая все ценное на продукты. Основным инструментом распределительной политики государства в этот период стала кооперация. В 1917 г. в стране существовало 25 тыс. потребительских кооперативов во главе с центральным органом - Центросоюзом, который регулировался и контролировался ВСНХ.
В конце 1917 - начале 1918 г. был проведен ряд преобразований в социальной сфере: установлен 8-часовой рабочий день, введены страхование по безработице и временные правила об отпусках, приняты меры по охране труда. Вместе с тем разрешалось использовать принудительный труд, что было закреплено в Конституции РСФСР 1918 г.
Таким образом, в конце 1917 - первой половине 1918 г. новая власть закрепилась в важнейших секторах экономики; были заложены основы советской государственности. В то же время экономическая политика большевиков привела страну к международной изоляции и расколола ее на два враждебных лагеря, в результате началась гражданская война и иностранная интервенция (вторая половина 1918-1920 гг.).
С началом войны страна была объявлена единым военным лагерем, и на ее территории устанавливался военный режим, целыо которого было сосредоточить в руках государства все имевшиеся ресурсы. Совокупность всех социально-экономических мероприятий, проведенных большевиками в этот период, получила название "политика военного коммунизма".
"Военный коммунизм" в сельском хозяйстве начался с создания в июне 1918 г. комитетов крестьянской бедноты (комбедов), которые не только помогали продотрядам изымать хлеб для нужд армии и городов, по и осуществляли передел земли - изъятие земли у зажиточных крестьян в пользу беднейшего крестьянства. Росло число мелких и средних хозяйств, имевших натуральный характер. Снизилась продуктивность сельского хозяйства; ухудшилось снабжение продовольствием городского населения. Осенью 1918 г. насчитывалось около 140 тыс. комбедов, взявших под свой контроль 70% хлебопроизводящих губерний центра России. Они разрушили сельскую кооперацию, ничего не создав взамен. Злоупотребления комбедов оттолкнули от советской власти не только богатую, но и среднюю часть крестьянства, расширив, таким образом, социальную базу гражданской войны. Летом - осенью 1918 г. страну охватили крестьянские мятежи. В декабре 1918 г. комбеды были распущены.
Декретом 11 января 1919 г. в деревне была введена новая система налогообложения - так называемая продовольственная разверстка. Государство определяло объем продуктов, необходимых для снабжения армии и городского населения, и распределяло ("разверстывало") его для обязательной сдачи между губерниями. Продразверстка оплачивалась бумажными деньгами (совзнаками), которые к этому времени совсем обесценились; происходило принудительное, нетоварное изъятие. Богатые слои крестьянства облагались дополнительными (натуральными и денежными) налогами.
Хлеб, собранный по продразверстке, поступал в распоряжение Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрод), который занимался его централизованным распределением. Частная торговля хлебом и другими продуктами была запрещена.
К 1920 г. продразверстка охватила всю продукцию сельского хозяйства. Насильственное изъятие хлеба вызвало широкое недовольство крестьян, выражавшееся как в сокращении производства, так и в вооруженных мятежах.
Продразверстка была несправедливой, но вынужденной мерой, которую использовали и царское, и Временное правительство для организации продовольственного снабжения. В результате принятых жестких мер кризис был преодолен, армия и города получили продовольствие.
В июне 1918 г. был принят "Декрет о национализации крупной промышленности". Главная цель национализации - наладить производство и управление промышленностью для организации снабжения армии необходимыми промышленными товарами, в первую очередь оружием и боеприпасами.
В ноябре 1918 г. был создан Совет труда и обороны, который сосредоточил в своих руках государственную, военную и хозяйственную власть. Его постановления были обязательными для всех советских учреждений.
Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ, имевший общие, функциональные и производственные отделы (металла, горный и др.). Производственные отделы занимались общими вопросами распределения сырья, учетом и распределением готовой продукции, финансированием отраслей.
Оперативное руководство предприятиями было сосредоточено в главных комитетах - главках или центрах, через них ВСНХ осуществлял материально-техническое снабжение предприятий и получал готовую продукцию, которая поступала в распоряжение государства. Мелкие предприятия управлялись совнархозами на местах. Сложившаяся централизованная система управления получила название главкизм.
В ноябре 1920 г. были национализированы предприятия с механической тягой с числом занятых не менее 5 человек и немеханизированные предприятия с числом рабочих не менее 10 человек. Вся промышленность стала национализированной.
За годы войны резко сократилась численность городского населения. Осенью 1920 г. население 40 крупнейших городов сократилось на 33% по сравнению с 1917 г. Спасаясь от голода, население, и в первую очередь квалифицированные кадры промышленности, уходили в деревню, армию, кустарную промышленность и кооперативы. Обострилась проблема обеспечения рабочей силой крупных предприятий, транспорта, строительства. Была введена всеобщая трудовая повинность ("Закон о труде", 10 октября 1918 г.; "Декрет о всеобщей трудовой повинности", январь 1920 г.). В апреле 1919 г. были образованы исправительно-трудовые лагеря для нарушителей дисциплины, а позднее внедрена более жесткая форма наказания в виде "концентрационных лагерей", где содержались лица, обвиненные в контрреволюционной деятельности. Почти четвертая часть армии использовалось на различных работах - так называемые трудовые армии. Однако трудовые армии отличались очень низкой производительностью труда, процветало массовое дезертирство. Осенью 1921 г. трудовые армии были распущены.
Развал торговли между городом и деревней вынудил советскую власть весной 1918 г. перейти к прямому продуктообмену и использованию кооперативного торгового аппарата. Главными чертами торгово-распределительной политики большевиков стали: нетоварное изъятие продовольствия у производителя; натуральный обмен между городом и деревней; распределение продуктов по карточкам и в виде пайков; использование кооперативов для сбора и распределения продуктов. Сформировался "черный" рынок, превосходивший по объему официальную торговлю. В ноябре 1918 г. была утверждена государственная монополия на внутреннюю торговлю, государство устанавливало твердые цены на все предметы потребления. Однако, несмотря на все усилия государства, на основании твердых цен по карточкам потребители получали 25-40% необходимых продуктов, остальное добывалось на "черном" рынке.
Государственный бюджет был дефицитным. Единственным источником финансовых средств стала эмиссия бумажных денег. В феврале 1919 в дополнение к царским рублям ("николаевки"), банкнотам Временного правительства ("керенки") были выпущены денежные знаки РСФСР (совзнаки). С ноября 1917 г. по июнь 1921 г. ценность рубля упала в 13 тыс. раз. Широкое хождение имели денежные суррогаты (марки, чеки). Финансовая система страны была разрушена. Прекратила существование кредитно-банковская система.
С осени 1919 г. отменялась плата за коммунальные услуги, почтовый и таможенный тарифы. Произошла натурализация заработной платы.
В конце 1920 г. гражданская война закончилась. Страна лишилась 40 млрд руб. золотом, или почти 1/3 всего довоенного богатства. В 1920 г. объем промышленного производства составлял 14% от уровня 1913 г., в том числе объем производства тяжелой промышленности - 3-4%. Валовая сельскохозяйственная продукция составила 2/3 довоенного уровня. Западные страны объявили экономическую блокаду России, что лишало страну внешних ресурсов, необходимых для восстановления разрушенного хозяйства.
Политика "военного коммунизма" - импровизация большевиков, вынужденных без заранее разработанной программы бороться за сохранение власти в условиях войны и иностранной интервенции. Им удалось сохранить государственность, суверенитет России и создать новую экономическую модель. Эта борьба привела к свертыванию демократии, жесткой однопартийной и бюрократической системе, более мощной, чем в царской России. В годы гражданской войны были заложены основы социально-экономического строя, окончательно сложившегося в 1930-е гг.
Однако возродить страну, используя методы "военного коммунизма", было невозможно. Слишком сильным становилось сопротивление крестьянства, рабочих и других слоев. Усиливалось брожение в армии. Нужна была передышка. Такой передышкой стала новая экономическая политика (НЭП).
Руководитель страны, В. И. Ленин, признал, что попытка перехода к социализму принудительными мерами не удалась. Важнейшими задачами, которые призван был решить НЭП, являлись возрождение сельского хозяйства и промышленности на основе развития рынка и товарно-денежных отношений, оздоровление финансов и восстановление денежного обращения и кредитно-банковской системы.
Начало НЭПу было положено в марте 1921 г., когда советская власть приняла решение отказаться от продразверстки и заменить ее продовольственным налогом. Главное отличие продналога от продразверстки состояло в том, что он устанавливался заранее, до начала сельскохозяйственного года, не подвергался изменениям в течение года, был меньше по объему. После уплаты налога крестьянин получал право продавать оставшиеся продукты. Была разрешена аренда земли и использование наемного труда, что возродило в деревне частные хозяйства, ставшие главными поставщиками товарной сельскохозяйственной продукции.
1921 г. был самым тяжелым годом в истории страны: сильнейшая засуха погубила урожай в основных хлебопроизводящих районах; продналог дал 128 млн пудов вместо ожидавшихся 240 млн пудов хлеба; 22 губернии с населением более 23 млн человек были обречены на голод. Пришлось согласиться на прямую помощь населению международных благотворительных организаций. Из-за границы было получено 2380 тыс. пудов продовольствия, внутри страны Центральной комиссией помощи голодающим (Помгол) было собрано 780 тыс. пудов, но 5 млн человек погибли от голода.
Первые результаты введения продналога страна ощутила в 1922 г., когда был получен высокий урожай. В последующие годы продналог был снижен до 10% общего производства сельскохозяйственной продукции. Улучшилось материальное положение трудовых крестьянских хозяйств; до 60% населения деревни составляли середняки. В 1925 г. площадь посевов достигла уровня 1913 г.: рынок стал наполняться продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.
Главной задачей в промышленности было экономически заинтересовать предприятия производить товарную продукцию и насытить рынок товарами. Начался переход от государственной экономической модели, основанной на всеобщем огосударствлении всех средств производства, к смешанному многоукладному типу, но при доминировании государственного сектора экономики. Допускалось также привлечение иностранного капитала.
Государственный капитализм был представлен концессией (лесная промышленность, добыча полезных ископаемых) и смешанными акционерными обществами (торговля).
Частнокапиталистический сектор формировался в легкой и пищевой промышленности путем аренды государственных предприятий частными лицами и возвращения мелких предприятий прежним владельцам в результате частичной денационализации 1922 г.
Государственный (социалистический) сектор включал важнейшие отрасли - тяжелую промышленность, банки, внешнюю торговлю, транспорт, т.е. "командные высоты" в экономике.
Кооперативный сектор состоял из производственных кооперативов (которые объединяли мелких кустарей), производивших различного рода товары на основе добровольного объединения капиталов и средств производства их членов. В 1925 г. они составляли 18% предприятий в промышленности, а их эффективность была вдвое выше, чем в государственном секторе.
Кустарное (мелкотоварное) производство было первой ступенью развития частного предпринимательства в промышленности. Оно оперативно реагировало на потребности рынка, насыщая его необходимой продукцией, удовлетворяло потребности населения в дефицитных товарах.
В 1922 г. 92,4% общего объема промышленного производства в стоимостном выражении приходились на долю государственных предприятий; 4,9% давали частные предприятия; 2,7% - кооперативы.
В новых условиях государственные предприятия были переведены с бюджетного финансирования на хозяйственный расчет. Предприятия одной отрасли объединялись в тресты. Трест получал от государства в свое распоряжение здания, оборудование и хозяйственную самостоятельность - право реализовывать продукцию на рынке. За счет полученной прибыли он покрывал издержки и инвестировал полученные средства в производство. К концу 1922 г. в стране был создан 421 трест, каждый из которых объединял в среднем около 10 предприятий. Убыточные и нерентабельные предприятия закрывались; действующие - доукомплектовывались квалифицированной рабочей силой.
Тресты сбывали свою продукцию через сеть частных торговых организаций, кооперативов, посредством товарных бирж. С выходом на рынок тресты столкнулись с инфляцией и нехваткой оборотных средств, к тому же они не умели торговать. В результате государственная промышленность несла огромные убытки, а государство теряло контроль над рынком. Для изменения сложившейся ситуации в 1922 г. были созданы синдикаты - государственные торговые объединения, работавшие по отраслевому принципу и на договорных началах с трестами. Они изучали рыночный спрос, а затем заключали договоры с трестами, предъявляя требования к количеству, качеству и ассортименту продукции. В 1923 г. на рынке работало уже 17 синдикатов, которые постепенно монополизировали рынок.
В этот период была перестроена система управления промышленностью. Многие предприятия, ранее подчинявшиеся ВСНХ, были переданы территориальным совнархозам. В 1923 г. при ВСНХ было создано Главное экономическое управление, которое осуществляло регулирование промышленности на макроуровне, и Центральное управление государственной промышленности (с 16 отраслевыми отделами), руководившее деятельностью отраслевых трестов; подразделением ВСНХ являлось Главное управление по делам мелкой и кустарной промышленности. Таким образом, перестройка управления промышленностью свелась к усилению централизации, а это, свою очередь, потребовало расширения плановых начал в регулировании. В 1921 г. на базе комиссии ГОЭЛРО бы создан Государственный плановый комитет (Госплан).
К 1925 г. промышленность производила 75,5% довоенной продукции. По плану ГОЭЛРО восстанавливались старые электростанции и строились новые - Каширская, Шатурская, Нижегородская и др. Производство электроэнергии увеличилось в 6 раз. Реконструировались и строились предприятия машиностроения: по стоимости продукции отрасль превысила дореволюционный уровень на 13%. Но в целом тяжелая промышленность отставала от показателей 1913 г. Выплавка стали составляла 50%, а чугуна - 30% от довоенного уровня.
Реконструкция тяжелой промышленности стимулировала развитие транспорта. Ремонтировались дороги, мосты, станционные сооружения, строились новые железнодорожные пути. Однако грузооборот железных дорог в 1925 г. составил лишь 80% от уровня 1913 г., что объяснялось отставанием тяжелой промышленности от дореволюционного уровня.
Успешнее шло восстановление в легкой и пищевой промышленности. К 1925 г. эти отрасли превысили уровень 1913 г.
Рост сельскохозяйственного производства привел к возрождению внутренней торговли. Руководство торговлей возлагалось на Комиссию по регулированию внутренней торговли (1922 г.), преобразованную в 1924 г. в Наркомат внутренней торговли.
Государственный сектор рынка состоял из синдикатов и государственных магазинов.
Частный сектор занимал большую долю в розничной торговле; основными формами были ручная, базарная и торговля в закрытых помещениях. В 1925 г. на долю частника приходилось 44% розничного оборота.
Возрождался кооперативный сектор в торговле. Вновь создавались особые торговые учреждения - биржи и ярмарки. В 1921 г. была организована первая биржа; в 1924 г. их было уже 96. Ярмарки стали возрождаться в 1922 г.: сначала крупные - Нижегородская, Ирбитская, а затем и мелкие. К 1927 г. в стране существовало более 7 тыс. ярмарок.
Особое место в экономике страны занимала внешняя торговля. Исключительное право ведения внешнеторговых операций получил Наркомат внешней торговли (1920 г.). Позднее право выхода на внешний рынок получил Центросоюз, акционерные общества по внешней торговле (Льноторг, Хлебоэкспорт и др.), крупные государственные производственные организации, но под контролем Наркомвнешторга. Объемы внешней торговли составляли около 1/3 внешнеторгового оборота царской России в 1913 г. Вывозили в основном сельскохозяйственные товары (зерновые давали 29% от стоимости всего экспорта), ввозили промышленные товары и машины (78% импорта), которые шли на создание собственной промышленной базы.
Восстановление национального рынка потребовало возрождения сферы денежного обращения. В октябре 1921 г. был воссоздан Государственный банк для содействия развитию промышленности, сельского хозяйства, товарооборота за счет кредита и других банковский операций.
Финансовое положение к концу 1921 г. было катастрофическим. За счет невиданной эмиссии стоимость совзнаков упала в 5600 раз. Назрела необходимость денежной реформы.
Денежная реформа была проведена в 1922-1924 гг. На первом этапе (1922 - начало 1923 г.) Госбанк получил право эмитировать банковские билеты (червонцы), имевшие твердое покрытие и предназначавшиеся для кредитования промышленности. Товарооборот по-прежнему обслуживался совзнаками. На втором этапе (конец 1923-1924 гг.) червонец циркулировал наравне с совзнаками, постепенно вытесняя их. В начале 1924 г. 9/10 всех расчетов уже производилось в червонцах. В начале 1924 г. были выпущены казначейские билеты. Летом 1924 г. обмен совзнаков на новые рубли был завершен.
Стабилизация денежного обращения способствовала развитию кредита. Была создана двухуровневая банковская система, включавшая Госбанк и специализированные банки: Промбанк - для финансирования промышленности, Внешторгбанк, Сельхозбанк, Всероссийский кооперативный банк и сеть муниципальных банков - для финансирования местной промышленности.
Была проведена налоговая реформа. С конца 1923 г. промышленные предприятия стали отчислять в казну 70% прибыли. Была восстановлена система прямых (подоходный, промысловый, сельскохозяйственный) и косвенных налогов, вводилась плата за услуги. С 1925 г. продналог взимался в денежной форме.