Западный вариант технологии
Советскому варианту педагогики сотрудничества по основной сути соответствует партнерская педагогика западного образца. Поскольку между коммунистической и капиталистической системами шла непримиримая идеологическая борьба, то изучение и сравнение между собой этих технологий не проводилось. Допускалась лишь критика педагогики и школы "загнивающего капитализма". Сегодня мы не только внимательно всматриваемся в достижения западной педагогики, которая уже давно обслуживает капиталистическую школу, но и пытаемся приспособить се к отечественным условиям. Перечислим основные положения партнерской технологии, выражая их в понятных для нашей педагогики понятиях.
1. Учитель и его ученик – деловые партнеры в достижении цели.
2. Основа сотрудничества – контракт с точно определенными обязанностями, сроками, результатами, санкциями и финансированием.
3. Цель ученика – овладеть важным для него предметом.
4. Цель педагога – помочь ученику в реализации его цели.
5. Соотношении ответственности ученика и педагога – 50 : 50%.
6. Стимулы: для ученика – его намерения, для педагога – вознаграждение.
7. Организация процесса: максимальная самостоятельность ученика, вмешательство педагога лишь тогда, когда ученик снизил темпы.
8. Постоянное формирование обобщенных алгоритмов решения задач.
9. Внедрение действенных стимулов самомотивации.
10. Максимальная опора на индивидуальные особенности.
11. Использование новейших средств, которые могут содействовать ускорению процесса и получению продукта более высокого качества.
12. Обеспечение безвредности процесса и сохранение здоровья ученика.
13. Обеспечение индивидуального распорядка дня.
14. Создание комфортных условий.
В профессиональном лексиконе американской педагогики, которая, без сомнения, задает тон в западной педагогике, все чаще мелькают слова "партнерство", "сотрудничество", "кооперация".
Обучение по контракту
На Западе существует несколько разновидностей партнерской технологии. Основной вариант – обучение по контракту, не важно, составляется ли контракт явным образом, или только подразумевается. Школа, каждый учитель берут на себя определенные четко установленные обязательства и таких же обязательств требуют от учеников. Каждый отвечает за сделанный выбор, при этом никаких изменений и послаблений на время действия взаимных обязательств не допускается. Выполнение контрактов удостоверяется независимой экспертизой. Планирование процесса осуществляется в соответствии с избранным уровнем и возможностями учеников. Существенную роль играет диагностика начального состояния: именно на ее основе устанавливается вклад учителя. Если уровень начальной подготовки ученика был низкий, а педагогу посчастливилось его значительно поднять, то разница состояний определит и вклад педагога, и дифференцированную оплату его труда. Вот почему иногда выгоднее брать более слабых учеников. Впрочем, западные учителя никогда не берут на себя чрезмерных обязательств, ведь это будет выявлено независимым тестированием.
Партнерство не предусматривает жестких схем: это примерно то, что у нас называют свободно планируемыми отношениями. Исключение одно – отсутствие права на ошибку, поэтому педагоги крайне осторожно идут на нарушение гарантированных схем. На творчество их вдохновить очень трудно: никто не хочет рисковать, все предпочитают работать по технологии, ответственность за которую несут разработчики. Сравните с нашей легкомысленностью: половина школ и каждый второй учитель провозглашают, что работают в творческом режиме.
Технологические схемы применяются гибкие. Нередко изменение схемы происходит прямо на уроке: в первой его части педагог выступает в роли почти авторитарного руководителя учебного процесса, воспринимается как источник знаний для учеников, а во второй части – как фасилитатор (от лат. facilis – легкий, удобный), помощник ученика, "облегчитель" его работы. Схеманеновая и напоминает нашу организацию познавательного процесса, когда в первой части урока учитель сообщает новые знания, растолковывает их ученикам, а дальше приступает к практическому закреплению материала. Другая схема классного партнерства использует возможности взаимообучения. Практикуется работа в парах, тройках, микрогруппах. Однако это используется преимущественно в муниципальных школах: в частных привилегированных школах взаимопомощь, сотрудничество учеников наблюдается редко. Состоятельные люди могут позволить себе дорогое индивидуальное обучение, их дети учатся в классах, где наполняемость не превышает 4–6–8 учеников. Распространено индивидуальное консультирование, дополнительные занятия. Иногда лучшие ученики предоставляют репетиторские услуги своим одноклассникам за деньги.
В последнее время партнерские отношения вес шире распространяются во всех типах американских школ. К перестройке педагогического процесса подталкивает несколько факторов:
• идея сделать США самой передовой в интеллектуальном смысле страной в мире;
• необходимость значительно повысить уровень подготовки выпускников школ, чего в рамках личностно ориентированного обучения с помощью щадящих технологий добиться невозможно;
• хорошие результаты, полученные с помощью педагогики сотрудничества в бывшем СССР;
• популярная сегодня в Соединенных Штатах идея создания "образа более привлекательного и доброго государства", которому должен соответствовать и новый тип школьных отношений;
• идея сосредоточить главное внимание на сотрудничестве, а не на соревновании. Предполагается, что это будет содействовать получению лучших результатов всеми учениками.
Оказалось, что в американской школе, как и у нас, в ежедневной практике учителя недооценивают способных и одаренных учеников, со многими из них конфликтуют. По данным американского профессора П. Торренса, около 30% отчисленных из школ и вузов (за неспособность, неуспеваемость, умственную отсталость и т.п.) составляют одаренные или даже сверходаренные молодые люди. Такие данные взволновали американское общество, и оно начало требовать от учебных заведений изменения отношений. Партнерские модели здесь оказывались наиболее целесообразными.