Модели профессио- и психографии
В отечественной науке и практике управления персоналом для разработки портретов желательных сотрудников широко распространен метод профессио- и психографии.
Профессиограмма — описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей. Профессиография (описание профессии) как метод предоставляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места. Целесообразность использования такого трудоемкого метода и рамки его использования определяются с учетом затрат и важности ожидаемых результатов. Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности применяемые в процессе проведения анализа содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест.
Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — это характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее ОГЛАВЛЕНИЕ и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.
Для составления психограммы используются такие источники информации, как: документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные "пилотажных" (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (кино- и видеоциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.
Объектом рассмотрения могут быть следующие параметры психических функций:
- высокая абсолютная чувствительность: зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);
- быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т.д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии;
- восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
— наблюдательность;
- показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость;
- разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
- показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
— способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;
- разновидности мышления: наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое);
— скорость мыслительных действий;
— способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
— способность быстро и точно принимать решения;
— инициативность;
— хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
— показатели психомоторной деятельности: скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов;
— скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
— подвижность пальцев;
— точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
— быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;
— разборчивость речи;
- отсутствие в напряженной обстановке: напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;
— способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, стрессоустойчивость);
— уравновешенность;
— бдительность;
- показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить параметры личности: направленность, включая мотивы к труду, интересы, идеалы, мировоззрение, потребности, желания, акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль но Кэттеллу, коэффициент интеллекта 1(£ и др.);
— моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно-производственный потенциал, потенциал к руководящей работе;
— положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность;
профессионально обусловленные качества (готовность к работе) — подготовленность (обученность), опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский и др.), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и ОГЛАВЛЕНИЕм труда.