Модели организации внеурочной деятельности в школе

На практике разработаны и используются несколько многомерных моделей организации внеурочной деятельности:

• дополнительного образования на основе институциональной системы;

• дополнительного образования на основе муниципальной системы;

• модель "школы полного дня";

• оптимизационная;

• инновационно-образовательная;

• модель "лига школ";

• кадетский корпус;

• разнопрофильная школа углубленного образования;

• родительско-педагогического круглогодичного объединения;

• индивидуально-творческого и проектного обучения;

• школа, дополненная клубными объединениями по интересам, и др.

Рассмотрим основные три модели, наиболее значимые для системы начального образования.

Первая модель – модель дополнительного образования – опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения по интересам, учебные предметы по выбору.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. При этом доминирующим звеном является основная образовательная программа школы, под которую должны "подстраиваться" программы школьного дополнительного образования или программы учреждений дополнительного образования, с которыми сотрудничает школа.

Если в школе реализуется данная модель, необходимо предусмотреть обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Другими словами, возможно, потребуется перемещать детей из школы в учреждения дополнительного образования, им придется "вливаться" в другие детские коллективы, возможно изменение требований к методам обучения и воспитания.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Вторая модель – модель школы полного дня. В этой модели внеурочная деятельность реализуется преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Особенностями данной модели являются:

• создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня. В такой школе должна быть создана специальная образовательная среда школы с выделением пространств для отдыха, игры, творчества, самоподготовки и др.;

• содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

• создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

• создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

• построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

• опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Учебно-воспитательный процесс школы полного дня предусматривает два взаимосвязанных блока:

• основной: взаимодействие урочных занятий и самоподготовок, консультаций по предметам и факультативов;

• внеурочный: экскурсии, предметные олимпиады, предметные кружки, научные общества, лектории, развивающие курсы, творческие кружки, студии и клубы.

Блоки должны быть тесно связаны между собой. Сочетание представленных компонентов учебно-воспитательного процесса обеспечивает развитие интеллектуальной, творческой активности каждого ребенка. Следовательно, основная задача управления школой полного дня – обеспечение целесообразной взаимосвязи основных блоков учебно-воспитательного процесса такой школы.

Сложившаяся практика функционирования школ полного дня предполагает предоставить каждой класс-группе 36 часов в неделю, из которых 26 часов – группа продленного дня, 10 часов – развивающая внеурочная деятельность.

На основе распределения учебного и внеурочного времени составляется недельное расписание дня каждой класс-группы, причем расписания 1-й и 2-й половины дня соотносятся между собой и составляют единое расписание школы полного дня, а именно:

• уроки 1-й половины дня чередуются с завтраками по режиму буфета;

• после 4–5-го урока – обед, прогулка, отдых;

• не ранее чем через 1,5–2 часа после окончания уроков начинаются уроки самоподготовки (1–2 урока по 30 мин с перерывом в 10 мин); консультации с учителями-предметниками; занятия с психологом и др.;

• после самоподготовки и консультаций – свободное время: занятия в кружках, секциях, занятия по программе внеурочной деятельности.

Третья модель – оптимизационная. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и др.).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

• взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьюторов образовательного учреждения.