Модели мотивации сотрудников в разных культурах
Существуют следующие мотивационные модели:
1) мотивационные модели, в основе которых лежат потребности;
2) процессуальные модели мотивации, в основе которых лежит рациональная детерминанта;
3) подкрепляющие модели мотивации, в которых главным образом учитывается роль вознаграждений и взысканий, полученных в результате выбранной стратегии.
Мотивационные модели на основе потребностей в рытых культурах. Как правило, для описания и оценки эффективности мотивационного процесса используются четыре фактора, описанные Хофстеде (социальная ориентация, отношение к власти, отношение к неопределенности и ориентация на достижение цели).
Например, мотивация работников в культурах с индивидуалисткой доминантой будет зачастую обусловлена вознаграждением и поощрением. С другой стороны, мотивация в коллективистских культурах больше построена на коллективных поощрениях, сплоченности коллектива. В таких случаях индивидуальные вознаграждения могут спровоцировать эмоциональный дискомфорт. Многих американцев, работающих в японских компаниях, шокирует командный подход к поощрениям, не приемлющий выделения из коллектива.
Поскольку в таких культурах высок уровень уважения к власти, то они признают право вышестоящих управлять действиями подчиненных на основании занимаемого ими статуса. В культурах с низкой дистанцией власти подобное наблюдается редко.
В культурах с высокой степенью принятия неопределенности люди в большей степени мотивированы обеспечением гарантии занятости и стабильности.
Что касается соотнесения "пирамиды потребностей" А. Маслоу и мотивационных моделей, то можно заметить, что менеджеры из менее развитых стран (Индия) отдают приоритет обеспечению собственной безопасности и удовлетворению потребностей в самооценке.
Если опираться на теорию Д. Маклелланда, основанную на структуре приобретенных потребностей, то можно утверждать, что для представителей индивидуалистских культур характерны принятие неопределенности, терпимость к власти, активное целевое поведение, потребность в достижении успеха и повышении собственного социального и финансового статуса. Напротив, представители коллективистских культур испытывают сильнейшую потребность быть частью значимого для них социума.
Процессуальная модель в разных культурах. В основе процессуальной модели лежит убеждение в том, что независимо от принадлежности к той или иной культуре ценности и цели индивидов все-таки различны. Модель основана на "теории ожиданий" - описании модели принятия индивидом решения относительно выбора той или иной стратегии поведения, имеющей целью получение конкретных результатов.
Рамки использования этой модели в кросскультурном контексте достаточно ограничены.
Подкрепляющая модель мотивации в разных культурах. Возможности применения подкрепляющей модели в кросскультур- ном контексте также ограничены. Согласно этой модели, если определенная линия поведения применялась и имела в итоге успех, то велика вероятность ее применения в будущем. И соответственно, при отрицательном результате вероятность повторения поведенческого алгоритма не так велика.
Однако в подкрепляющей мотивационной модели нет четких определений категорий "поощрение" и "наказание". Например, в мусульманских странах существует убеждение, что все происходящее – исключительно воля Всевышнего, а не результат выбранной человеком стратегии. Здесь система поощрения и наказания будет иметь уже совершенно другое значение и смысл. В данном случае действительно очень важно понимать, что относится к категориям "поощрение" и "наказание" в разных культурах.
Д. Мацумото обращает внимание на то, что в индивидуалистских культурах (в частности, в США) имеет место такое явление, как "социальное расслабление". Как правило, это обусловлено тем, что в культурах данного типа происходит снижение эффективности индивидов при работе в группе по сравнению с индивидуальной деятельностью. По мнению ученого, причина данного явления состоит в размытой ответственности при групповой работе. Мацумото отмечает, что в культурах коллективистского типа (Китай, Япония) "социальное расслабление" практически полностью отсутствует. Напротив, в культурах коллективистского типа имеет место феномен "социальной энергичности". Групповая работа в данных культурах носит наиболее продуктивный характер.