Модели менеджмента
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая свои усилия в основном на критику зарубежного опыта управления.
Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой – использования его лучших достижений в своей деятельности.
Мировой опыт формирования моделей менеджмента (и прежде всего Японии) свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Американская модель
Известный интерес представляет изучение американской модели менеджмента. Американский менеджмент позволил США занять место мирового лидера. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.
С именем американского инженера Ф. Тейлора связано становление и развитие школы научного управления. Как отмечают историки менеджмента, "промышленная революция началась в Европе и лишь затем распространилась по Америке, тогда как “революция научного менеджмента” произошла в Америке и лишь впоследствии вышла за ее пределы".
Классическая школа, основателем которой является Л. Файоль, оказала значительное влияние на формирование направлений в американской теории управления. Американские ученые работали над совершенствованием как функций управления, расширив их до семи, так и принципов, внеся немало дополнений, уточнений и изменений.
Современный американский менеджмент базируется на трех исторических предпосылках:
• наличие рынка;
• индустриальный способ организации производства;
• корпорация как основная форма предпринимательства.
Рыночный подход к распределению ресурсов является наиболее эффективным по сравнению с командным подходом, существовавшим в российской модели менеджмента при социализме. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цепы, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на корпорацию (акционерное общество) как организационно-правовую форму предпринимательства, возникшую еще в начале XIX в. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих. Создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т.е. от власти. Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам. В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление, которое было введено в практику в 1970-х гг. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации.
ОГЛАВЛЕНИЕ стратегического управления заключается в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, а также в осуществлении управления в реальном масштабе времени.
Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры, которые отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды.
В 1960-е гг. работники корпораций все настойчивее стали выдвигать требования по улучшению социально-экономического положения, следствием чего стало появление доктрины "производственной демократии", связанной с вовлечением в управление непрофессионалов как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, т.е. внешней по отношению к предприятию среды.
Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению "третьей революцией" в управлении.
Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности.
Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. "Производственная демократия" (партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы. Партисипативное управление можно рассматривать как один из подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.
В США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению.
1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции.
2. Создание совместных комитетов рабочих и управляющих.
3. Разработка систем участия в прибыли.
4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
В 1960-е гг. в США получили распространение бригадные методы организации труда и кружки качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам. Однако кружки качества стали широко применяться сначала в Японии и лишь потом получили широкое распространение в американских корпорациях.
Американские ученые продолжают развивать теорию управления. Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер (1909–2005) сформулировал основные принципы современного менеджмента:
• ОГЛАВЛЕНИЕ менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю:
• в центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия;
• задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия;
• задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятия и возможностей их удовлетворения;
• каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу;
• в конечном счете деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств;
• оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.
Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:
• определение целей предприятия и путей их достижения;
• организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т.д.);
• создание системы мотивации и координация деятельности работников;
• анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;
• обеспечение роста людей в организации.
Менеджер не может быть "универсальным гением".
Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.