Модели формирования кластеров

Рассматривая примеры кластеризации экономики разных стран и групп государств, большинство экономических аналитиков (С. Кадочников, М. Коновалова, А. Щербинина, М. Михно) говорят о шести моделях формирования кластеров.

1. Итальянская модель. Ее отличает большое количество малых фирм, объединенных в различные ассоциации для повышения конкурентоспособности. Эта модель применима для продукции невысокого технологического уровня с большой степенью дифференциации и колебаниями спроса.

2. Японская модель формируется вокруг фирмы-лидера с масштабным производством, интегрирующей массу поставщиков на различных стадиях цепочки. Применима для производства технологически сложной продукции. Разработка продукта требует высоких постоянных издержек, которые могут окупиться только при большом объеме продаж.

3. Финская модель характеризуется высоким уровнем инноваций, поддерживается мощным сектором научных исследований и разработок, развитой системой образования, интернационализацией бизнеса. В наибольшей степени применима для небольших компактных стран, с относительным дефицитом природных ресурсов и ориентированных на экспорт.

4. Североамериканская модель отличается выраженной конкуренцией между предприятиями, применима, если производственный процесс не предполагает налаживания тесных взаимосвязей.

За счет конкуренции между поставщиками в кластере, а также за счет массового производства у головной фирмы достигается низкая себестоимость конечного продукта.

5. Индийско-китайская модель. Ключевую роль играет государство. Основной акцент делается на зарубежные инвестиции, приносящие современные технологии и предоставляющие выход на мировые рынки.

6. Советская модель. Рыночные отношения и конкуренция сведены к минимуму, производство сконцентрировано на крупных фирмах. Применима в сырьевых отраслях регионов с низкой плотностью населения и слабым развитием.

Экспертным сообществом проекты развития территориальных кластеров считаются одной из наиболее эффективных моделей частно-государственного партнерства, несмотря на то, что для успешного развития кластера первоначальный импульс его оформления должен исходить "снизу". Важно учитывать, что одна из основных задач, решаемая территориальными кластерами посредством развития предпринимательской активности и повышения конкурентоспособности региона их базирования, заключается в социально-экономическом развитии территории. В этой связи задачей государства становится не выращивание кластеров "с нуля", а стимулирование процессов кластеризации на национальном и региональном уровнях через формирование кластерной политики, которая может быть формализована в применении органами власти программ поддержки территориальных кластеров.

Кластерные образования стали проявлять себя как эффективный инструмент, стимулирующий развитие территорий и экономики в целом, повышающий конкурентоспособность государств и их регионов уже с середины XX в. В 1970–1980-х гг. в развитых европейских странах возникли региональные программы поддержки кластерных образований. Национальные программы поддержки кластеров стали появляться только со второй половины 1990-х гг. Период же бурного распространения кластерных инициатив и кластерных программ по всему миру пришелся уже на начало 2000-х гг. В настоящее время целенаправленно стимулируют развитие территориальных кластеров на основе государственной кластерной политики Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Канада, Малайзия, Норвегия, Республика Корея, Сингапур, Словения, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония и другие страны. Так, 26 стран Европейского союза (из 31 страны, вошедшей в общеевропейское исследование) имеют национальные программы по развитию кластеров.

Сегодня кластерный подход, активно применяемый в зарубежной практике управления региональным развитием, воспринимается, в том числе в качестве одного из действенных направлений инновационной политики. Эффективность зарубежных программ развития кластеров подтверждается длительным периодом их реализации, регулярной сменой завершенных программ стимулирования кластеров новыми.

Наиболее активно реализацию государственных программ развития кластеров проводят некоторые страны Европейского союза. Накопленный ими опыт кластеризации региональных экономик позволяет выделить ряд важных особенностей:

• кластерная политика в большинстве случаев направлена на поддержку высокотехнологичных секторов;

• власти не определяют наиболее перспективные кластеры самостоятельно (хотя могут устанавливать приоритетные направления поддержки), а организуют конкурс заявок на включение в программы поддержки;

• поддержку получают далеко не все, а только лучшие претенденты;

• основными бенефициарами государственных программ выступают малые и средние предприятия;

• европейские кластерные программы предусматривают достаточно длительные сроки подготовки заявок, а конкурсный отбор проходит в несколько этапов;

• за реализацию кластерной политики, как правило, отвечают сразу несколько национальных ведомств;

• мониторинг и оценка конкретных программ поддержки кластеров на данный момент не распространены повсеместно.