Модели финансовых рынков
В мировой практике сложилось несколько моделей финансовых рынков: европейская (банковская), англо-американская (небанковская) и смешанная. Они различаются по принципам построения отношений между ведущими участниками обмена финансовыми инструментами и регулирующей роли государства. Как правило, в европейской модели основными участниками отношений считаются банки. В соответствии с этим центральный банк государства представляется главной регулирующей инстанцией (наиболее яркие примеры - Германия, Австрия, Бельгия). В англо-американской модели финансового рынка ведущая роль принадлежит инвестиционным институтам и небанковские органы признаются регулирующей инстанцией. Среди более чем 30 стран с развитыми финансовыми рынками более половины стран имеют самостоятельные ведомства, осуществляющие контроль за этим рынком, примерно в 15 странах за финансовый рынок отвечает министерство финансов, а в остальных странах существует смешанное управление.
Практика развития финансовых рынков в экономически развитых странах выявила, что структура государственных органов, регулирующих финансовый рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковская, небанковская, смешанная), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеративным устройством часть полномочий государства на финансовом рынке передана территориям, например, в США - штатам, в Германии - землям и т.д.). Общая тенденция для всех стран - создание самостоятельных ведомств, регулирующих финансовые рынки.
В России в процессе формирования структуры финансовых рынков доминируют признаки модели регулирования, которую можно определить как смешанную, включающую отдельные элементы из существующих на Западе моделей регулирования (небанковская и банковская). Данные особенности регулирующей инфраструктуры российских финансовых рынков обусловлены во многом особенностями его формирования. Создание финансовых рынков происходило большей частью фрагментарно, по отдельным, не связанным между собой секторам. Это обусловило формирование регулирующей структуры, разделенной по секторам рынков. Так, банковский сектор регулирует 11В РФ, финансовые институты - ФСФР России. Такое многообразие форм регулирования рыночных структур повлияло на формирование регулирующей инфраструктуры российских финансовых рынков.
Финансовые центры в структуре мирового финансового рынка
В последней четверти XX - начале XXI в. наметилась тенденция к усилению концентрации финансовых операций в рамках международных и региональных финансовых центров. Большинство ведущих центров добиваются статуса мирового или регионального финансового центра, концентрируя непропорционально большую долю международных операций. Например, в Нью-Йорке сосредоточено более 2/3 всех активов иностранных банков, действующих в США.
Глобализация рынков финансовых услуг, сопровождающаяся концентрацией участников и операций, способствует интенсивному росту и консолидации мировых финансовых центров. На долю трех городов - Лондона, Нью-Йорка и Токио - приходится более 1/3 мировых титулов собственности, находящейся в управлении институциональных инвесторов, и более половины объема операций валютных бирж мира.
Многие страны демонстрируют заинтересованность в создании на своей территории мировых или, по крайней мере, региональных финансовых центров, так как подобные центры способствуют значительному притоку капиталов в страну, улучшают инвестиционный климат, увеличивают налоговые поступления и обеспечивают рост занятости. Для этого необходимо привлечь крупные финансовые институты, заинтересовать эмитентов и инвесторов из разных стран. В настоящее время разворачивается серьезная конкуренция между различными мировыми и региональными финансовыми центрами.
Мировые финансовые центры (МФЦ) функционируют как международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Это центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, драгоценными металлами, деривативами.
Кроме того, МФЦ постепенно превращаются в мощные информационно-аналитические и организационно-управленческие комплексы, обладающие значительным кредитным потенциалом. Ведущие позиции в МФЦ занимают фирмы, обслуживающие их потребности, в том числе юридические и аудиторские, а также управленческие консультанты. Кроме того, МФ11 привлекают широкий круг специалистов (экспертов по сопоставительному экономическому и юридическому анализу и др.), которые занимаются анализом состояния и перспектив мирового хозяйства и экономики стран мира.
В последние годы одной из основных функций финансовых институтов МФЦ становятся выработка и реализация совместно с международными финансовыми организациями и ведущими западными государствами долгосрочной стратегии укрепления и расширения мировой финансовой системы. Разрабатываются "правила игры" на финансовых рынках, модифицируется институционально-правовая система деятельности финансовых институтов для обеспечения максимально свободного доступа к рынкам финансовых услуг.
Финансовые институты МФЦ занимаются также управлением международной задолженностью и проводят реструктуризацию международных долгов таким образом, чтобы обеспечить перспективы будущих платежей, а также поступление максимально возможного объема текущих платежей. МФЦ, концентрируя средства, направляют их в периферийные страны, которые все больше зависят от поступления новых займов и иностранных инвестиций. Национальные регулирующие органы вырабатывают согласованные меры с целью воздействия на текущую ситуацию и координируют деятельность по формированию нового мирового финансового порядка. В настоящее время их усилия сосредоточены на создании новой системы управления и контроля, в том числе на подготовке соответствующей законодательной базы, унификации системы отчетности и аудита, обеспечении ее прозрачности и доступности.