Модели этики и этикета
Этикет (фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет — составная часть внешней культуры общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет выражает ожидания общества по отношению к поведению индивида. Это поведение может быть связано с ролью, которую общность отводит индивиду, и поведением, соответствующим согласно представлениям общности нормам исполнения этой роли. Конфликт возможен в случае неправильного понимания индивидом отведенной ему роли или нежелания исполнять ее, а также в случае неверной трактовки ожиданий общности и неверного исполнения роли. Тогда коллектив может поправить поведение, используя стимулы и санкции разного рода.
Этика и этикет представляют собой две взаимосвязанные и взаимовлияющие системы, разделение которых не всегда представляется возможным в силу скрытость для стороннего наблюдателя истинных побудительных мотивов и оценок, включенных и формирующихся в сознании субъекта, а иногда и в его подсознании. Нам дано судить по внешним проявлениям, по демонстрируемым поведенческим актам, а понять, что сделано искренне, от души, а что является лицемерием, мы не всегда в состоянии.
Итак, попытаемся выявить общее и особенное в этике и этикете.
Сфера проявления у этики и этикета Вперед: этика локализуется в сознании человека и его подсознании, активно участвует в формировании мотивов, целей, выборе средств их достижения, оценке результатов, проявляется как во взаимодействии с внешней средой, так и во внутренней деятельности сознания, в самосознании, диалогах с самим собой, со своей совестью, т.е. в области мыслительной деятельности, недоступной для внешнего наблюдения. Этикет также принимается во внимание при формировании мотивов поведения, целей и выборе средств, оценке результатов деятельности, но проявляется только во внешней среде. Что именно явилось фактором того или иного поступка, поведения — соображения этики или этикета, — нередко невозможно четко определить, поскольку эти явления живые, динамичные, системные и тесно связанные. Чаще всего этикет соотносится с ограниченным набором ситуаций поведения в контексте правил хорошего тона, дипломатического этикета, дресс-кода, определяемых спецификой должности и профессии внешних форм проявления эмоций типа расположения, сочувствия, радушия, солидности, уверенности, компетентности и т.п. Этикетное поведение может находиться в конфликте с этическими принципами, нормами и правилами субъекта, тогда речь идет о конфликте интересов, двойном сознании, двуличии, лицемерии, но есть основания считать, что чаще всего имеет место конфликт этикета и этики. Например, в СССР было принято на собрании говорить одно, а дома можно было, не опасаясь прослушивания, говорить совершенно другое, и первое обычно отражало этикет идеологизированного поведения в коллективе, а второе — глубинную этику.
И то, и другое явление представляет собой неотъемлемую часть личности, ее сознания, точнее, морального сознания, очень важную для личности и окружающих, для общества. Но если этикет относится к такой части личности, как социально-психологическая сторона, то этика — к нравственно-мотивационной стороне.
И то, и другое проявляется п поведении, поступках, высказываемых мнениях, воспринимаемых другими. Но этика проявляется в самооценке, является продуктом жизни души, использует критерии оценки, включенные в состав интимной категории совести, и процессы и результаты этой внутренней работы не всегда демонстрируются вовне.
Выполнение правил этикета доступно для наблюдения, более того, иногда намеренно демонстрируемо; этика является элементом структуры личности, ее морального сознания и подсознания. Нередко этика не вполне открыта и осознаваема самой личностью.
Правила этикета изложены в форме документов (правил поведения, кодексов этики, коллективного договора, трудового договора, должностной инструкции, описания технологии, распорядка дня, режима труда и отдыха и т.п.) или являются результатом прямых устных договоренностей, негласных сложившихся традиций, обычаев, запретов, предрассудков, стереотипов и т.п.
Этические нормы и правила составляют основу нравственности личности, входят в структуру его личности, их система представляет собой совесть человека.
Этические нормы и правила, категории и качества неочевидны, внешний субъект делает выводы о них на основании наблюдений, вынесения субъективной оценки, приписывания причин, соотнесения с представлениями самого оценивающего субъекта о должном. Характер этих выводов зависит от особенностей личности и моральных критериев оценки самого оценивающего.
Выводы о знании и выполнении правил этикета делаются также на основании соотнесения их с правилами поведения, но эти правила очевидны, одинаковы для всего социума, для всех оценщиков.
Правила этикета усваиваются личностью в процессе их осмысления и оценки с позиций этики, т.е. этика участвует в восприятии правил этикета. Результатом оценки могут стать принятие и усвоение правил, их неприятие, попытки трансформировать, примирить с совестью или иные формы реакции. Этика человека влияет на восприятие им правил этикета.
Правила этикета могут стать и элементом этики личности. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, не прекращается всю жизнь.
Ввиду тесной взаимосвязи широко употребляемое в различных контекстах понятие "этика", по сути, объединяет и явления глубинной этики, и явления этикета.
Двухуровневая модель этики, или этики и этикета, представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Двухуровневая модель этики, или этики и этикета
Согласно модели, представленной на рис. 1.2, прикладная этика — в большей степени этикет, чем этика, ее предмет — исследование и представление норм, правил, рекомендаций по правильному поведению с точки зрения "оценщиков", авторов этических рекомендаций или различных групп, и все эти рекомендации нуждаются в осмыслении, осознании, опенке и интернализации индивидом. В процессе этих операций (или процессов) происходят трансформация представленных требований и их превращение в ту или иную часть, элемент личностной этической системы (либо отторжение, либо уродливое воплощение).
Глубинная, базовая этика интересует субъекта в ситуациях взаимоотношений, когда необходимо прогнозировать поведение в той или иной ситуации, предвидеть, что будут делать ваши партнеры, предусмотреть аргументацию, реакцию, сценарий развития событий, если нужно обосновывать свои ожидания, строить систему надежных взаимоотношений, эффективного стимулирования.