Западноевропейские модели

Западноевропейские ученые и практики внесли значительный вклад в формирование всех четырех школ управления. Большое влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи. Идеи Тейлора в Англии пропагандировались Линделом Урвиком (1891 – 1983). "Золотая книга менеджмента", вышедшая под его редакцией в 1956 г., содержит много сведений по истории научного управления в разных странах. Западноевропейские ученые занимались разработкой принципов управления организацией.

Западногерманские теоретики школы "человеческих отношений" выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии. Они считали, что от каждого работника необходимо требовать выполнения порученной ему работы независимо от его физического и морального состояния.

В Европе, вслед за США, стали проводиться эксперименты "по обогащению труда", т.е. повышению его содержательности на рабочем месте. В шведском концерне "Вольво" был упразднен конвейер, что позволило на одном автомобильном заводе, входящем в его состав, снизить текучесть кадров и повысить рентабельность. Практика отказа от конвейера вызвала на Западе бурную дискуссию, многие специалисты считали, что конвейер больше всего подходит для работников, так как освобождает их от ответственности и необходимости творчески мыслить.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались вопросы привлечения работников к участию в управлении.

В этом отношении заслуживает внимания система "соучастия", сформировавшаяся в ФРГ, которая состоит из трех элементов: создание "производственных советов" на предприятиях, включение представителей наемных работников в наблюдательные советы и включение "рабочих директоров" в советы управляющих. Представительство рабочих в советах, комитетах и других органах существует и в других западноевропейских странах. В 1973 г. шведские профсоюзы добились права представительства в советах директоров компаний.

Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции "социального человека". Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения. Создателями социологического подхода к управлению принято считать немецкого профессора Макса Вебера (1864–1920), французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858–1917) и итальянца Вильфредо Парето (1848-1923).

В 1929–1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис, для выхода из которого потребовалось активное государственное вмешательство в экономическую жизнь стран. В этот же период времени английским ученым Джоном Мейнардом Кейнсом (1883–1946) была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику, разработал основные принципы, формы и методы механизма регулирования. В дальнейшем формы и методы государственного вмешательства развивались и совершенствовались.

Наиболее яркое отражение теория государственного регулирования Кейнса получила в двух моделях управления. Это – модель социального рыночного хозяйства (ФРГ) и шведская модель социализма.

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард (1897–1977). Под его руководством была осуществлена экономическая реформа, позволившая Западной Германии не только подняться с колен после Второй мировой войны, но и занять одно из ведущих мест в мире по уровню своего благосостояния и развития.

В основу разработанной Эрхардом концепции социального рыночного хозяйства была положена теория косвенного регулирования Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуществлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий.

Теория социального рыночного хозяйства базируется на принципе социальной ориентации рынка. Она направлена на развитие производства, которое обеспечивало всем работающим рост заработной платы при условии повышения производительности труда. Реформа сопровождалась снижением цен, которое было подкреплено принятием закона, запрещающего произвольное повышение цен. Были проведены меры, направленные на укрепление стабильности валюты, что позволило втрое увеличить экспорт.

Под руководством Эрхарда проводилась эффективная политика по сокращению безработицы, увеличению количества рабочих мест, переподготовке кадров и др. Была создана специальная система социальной защиты населения, которую Эрхард назвал "политикой для миллионов". Осуществление этой политики проводилось под лозунгом "благосостояние для всех". Однако эта политика требовала разного подхода к сильным и слабым. От сильных требовалось проявление самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе и жизни. По отношению к слабым необходимо было проявлять милосердие, защиту и поддержку, не унижая их человеческое достоинство.

Концепция "социального рыночного хозяйства" по Эрхарду включает в себя два основных положения.

1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. Концепция Эрхарда была направлена на создание сильного социального государства, которое не только регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения.

Понятие "социального государства" было закреплено в конституции ФРГ. Вслед за ФРГ ряд европейских стран (Франция, Швеция, Италия и др.) определили свой статус как социального государства. Это же сделала и Российская Федерация, однако система социальной защиты населения в России в настоящее время не действует, а социальное положение большинства населения оставляет желать лучшего.

2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Директивное планирование предусматривало установление четкого и большого количества директивных показателей, обязательных для выполнения. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

Модель социального рыночного хозяйства Эрхарда превзошла все возлагаемые на нее ожидания. "Немецкое чудо" было достигнуто благодаря правильному выбору социально ориентированной модели развития общества. Немецкая экономическая политика позволила непрерывно наращивать объем благ, предоставляемых всему населению. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

Определенный интерес представляет шведская модель социализма. До середины XIX в. Швеция оставалась аграрной страной. Развитие индустриализации приходится на вторую половину XIX в. Промышленные товары, такие как металл, продукция сельского хозяйства, лес стали пользоваться спросом не только внутри страны, но и за рубежом. Получили быстрое развитие целлюлозные фабрики, лесопильные заводы и металлургические предприятия.

К концу XIX в. Швеция имела развитую промышленность. В связи с ростом доходов населения бурно развивались обувная и текстильная отрасли, но движущей силой экономического роста продолжала оставаться промышленность, работающая на экспорт – целлюлозная, горнорудная, машиностроительная и электротехническая.

В годы Второй мировой войны экономика Швеции пострадала значительно меньше других европейских стран. В послевоенные годы значительно возрос экспорт промышленной продукции в страны, восстанавливающие разрушенное войной хозяйство. Все это способствовало быстрому росту шведской экономики.

Успехи Швеции в 1950–1960-е гг., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1974 г. Гуннаром Мюрдалем (1898–1987). Шведская модель социализма Мюрдаля основана на теории социального рыночного хозяйства, социально регулируемой экономики и социального партнерства.

Эта модель во многом сходна с концепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. Как и Эрхард, Мюрдаль считал, что регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. В основу регулируемой экономики была заложена сложная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения.

Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как для трудоспособного, так и для нетрудоспособного населения (рис 1.11).

Рис. 1.11. Основная цель шведской модели

С этой целью модель предусматривала осуществление государством целого комплекса различных мер:

• обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам общества;

• оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых;

• создание условий для зарабатывания средств любыми способами, не противоречащими законам;

• защита гражданских и политических прав и свобод;

• защита от политического преследования и произвола администрации;

• создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его структурных образованиях;

• обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Высокие темпы экономического роста позволили Швеции осуществить ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхования по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополнительных служебных пенсий, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели. Все эти меры способствовали увеличению размеров личного потребления.

Объединение большинства стран Западной Европы в Европейский Союз привело к созданию единой европейской валюты, открытых границ, что способствует устранению существенных различий в моделях менеджмента этих стран.