Моделирование при стратегическом управлении

Анализ сложившейся управленческой ситуации дает достаточно информации для поиска возможных альтернативных вариантов развития данной ситуации. Как уже говорилось, в результате анализа появляется возможность спланировать и оценить последствия принимаемых решений и их реализации. Задав исходные условия и вариант управленческого воздействия, получаем его ожидаемый результат.

Термин "модель" имеет разные толкования. Так, скажем, авторы [51] под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется.

Согласно Шеннону модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.

Однако наиболее удачным представляется определение понятия "модель", данное Медоузом и другими авторами в монографии "Пределы роста". В ней проанализированы вероятные сценарии развития экономики и человечества.

В соответствии с этим определением модель — это упорядоченный набор предположений о сложной системе.

Модели дают возможность более четко оцепить тот или иной аспект функционирования объекта посредством отбора наблюдений, опыта, ощущений и т.д., относящихся к анализируемой проблеме.

Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет управленцу лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.

Проведенный анализ показал, что любая организация, функционирующая в реальном мире, должна обладать эффективно работающей системой управления решением возникающих перед ней проблем. Не менее важен для организации и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения.

К задачам системы управления организацией относятся:

- выявление и диагностика проблем, возникающих в организации при изменении внешних и внутренних условий;

— соотнесение их со стратегическими и тактическими целями;

- анализ проблем и подготовка управленческих решений;

— определение механизма реализации решений;

- определение конкретных исполнителей принятых решений.

Концептуальные модели организации

Модель решения проблем в организации — это, прежде всего, представление ее механизма управления проблемами. Приведем основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации.

1. Модель "организация — машина". Здесь организация представляется как безличностный механизм в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами.

Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления.

К данной модели близка и хорошо известная "бюрократическая модель" организации.

2. Модель "естественной" организации. Организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.

3. Модель "организация — община". Главный регулятор в организации — принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, в том числе между отельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.

4. Социотехническая модель. Наибольший интерес в структуре организации представляет влияние технологического процесса производства на внутригрупповые связи.

5. Интеракционистская модель. Основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.

6. Институциональная модель. Предполагается, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций — традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.

7. Конфликтная модель. Внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и интересы.

Основной задачей при управлении взаимодействием организации с внешней средой остается максимальная адаптация организации к внешней среде, снижение неопределенности положения организации, достижение ее стратегических целей.

В зависимости от адаптируемости организации к внешней среде различаются два типа моделей управления организацией:

• механистический:

— консервативная, негибкая структура;

— четко определенные, стандартизованные задачи;

— сопротивление изменениям;

— власть проистекает из иерархических уровней в организации;

— иерархическая система контроля;

— командный тип коммуникаций (сверху вниз);

— ОГЛАВЛЕНИЕ коммуникаций (принятые руководством решения, приказы, распоряжения);

• органический:

— гибкая структура;

— динамичные, не жестко определенные задачи;

— готовность к изменениям;

— власть базируется на знании и опыте;

— самоконтроль и контроль коллег;

— многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные);

— ОГЛАВЛЕНИЕ коммуникаций (информация и советы).

Каждый из типов имеет определенные преимущества и используется в зависимости от того, насколько динамичны изменения во внешней среде организации.

Непосредственное управление деятельностью организации — это процесс взаимосвязанных действий но формированию и использованию ресурсов организации для достижения поставленных перед ней целей.

В связи с этим целесообразно вспомнить концептуальные модели развития человеческого общества в целом. В частности, органическая модель предполагает, что человеческое общество развивается по законам, близким к законам развития живого организма, в котором каждый орган играет определенную роль, а все органы образуют взаимозависимую структуру. Согласно этой модели каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше они различаются, тем менее они взаимозаменяемы.

Процессная модель общества предполагает, что общество развивается как непрерывный процесс соединений и разъединений, слияний и поглощений, определяющих структуру общества. Поэтому общество не относится к устойчивым и постоянно подвергается изменениям, приспосабливаясь к внутренней и внешней среде.

Неорганическая модель общества предполагает выявление и объединение положительных и отрицательных функций различных частей общества в единое органическое целое.

Более конструктивными представляются целевая и проблемная модели.

Согласно этим моделям главным направлением деятельности организации является достижение стоящих перед ней целей: с одной стороны, решение проблем, обеспечивающих достижение целей, с другой — устойчивое развитие и выживание организации.