Моделирование при стратегическом управлении
Анализ сложившейся управленческой ситуации дает достаточно информации для поиска возможных альтернативных вариантов развития данной ситуации. Как уже говорилось, в результате анализа появляется возможность спланировать и оценить последствия принимаемых решений и их реализации. Задав исходные условия и вариант управленческого воздействия, получаем его ожидаемый результат.
Термин "модель" имеет разные толкования. Так, скажем, авторы [51] под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется.
Согласно Шеннону модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.
Однако наиболее удачным представляется определение понятия "модель", данное Медоузом и другими авторами в монографии "Пределы роста". В ней проанализированы вероятные сценарии развития экономики и человечества.
В соответствии с этим определением модель — это упорядоченный набор предположений о сложной системе.
Модели дают возможность более четко оцепить тот или иной аспект функционирования объекта посредством отбора наблюдений, опыта, ощущений и т.д., относящихся к анализируемой проблеме.
Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет управленцу лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.
Проведенный анализ показал, что любая организация, функционирующая в реальном мире, должна обладать эффективно работающей системой управления решением возникающих перед ней проблем. Не менее важен для организации и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения.
К задачам системы управления организацией относятся:
- выявление и диагностика проблем, возникающих в организации при изменении внешних и внутренних условий;
— соотнесение их со стратегическими и тактическими целями;
- анализ проблем и подготовка управленческих решений;
— определение механизма реализации решений;
- определение конкретных исполнителей принятых решений.
Концептуальные модели организации
Модель решения проблем в организации — это, прежде всего, представление ее механизма управления проблемами. Приведем основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации.
1. Модель "организация — машина". Здесь организация представляется как безличностный механизм в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами.
Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления.
К данной модели близка и хорошо известная "бюрократическая модель" организации.
2. Модель "естественной" организации. Организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.
3. Модель "организация — община". Главный регулятор в организации — принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, в том числе между отельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.
4. Социотехническая модель. Наибольший интерес в структуре организации представляет влияние технологического процесса производства на внутригрупповые связи.
5. Интеракционистская модель. Основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.
6. Институциональная модель. Предполагается, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций — традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.
7. Конфликтная модель. Внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и интересы.
Основной задачей при управлении взаимодействием организации с внешней средой остается максимальная адаптация организации к внешней среде, снижение неопределенности положения организации, достижение ее стратегических целей.
В зависимости от адаптируемости организации к внешней среде различаются два типа моделей управления организацией:
• механистический:
— консервативная, негибкая структура;
— четко определенные, стандартизованные задачи;
— сопротивление изменениям;
— власть проистекает из иерархических уровней в организации;
— иерархическая система контроля;
— командный тип коммуникаций (сверху вниз);
— ОГЛАВЛЕНИЕ коммуникаций (принятые руководством решения, приказы, распоряжения);
• органический:
— гибкая структура;
— динамичные, не жестко определенные задачи;
— готовность к изменениям;
— власть базируется на знании и опыте;
— самоконтроль и контроль коллег;
— многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные);
— ОГЛАВЛЕНИЕ коммуникаций (информация и советы).
Каждый из типов имеет определенные преимущества и используется в зависимости от того, насколько динамичны изменения во внешней среде организации.
Непосредственное управление деятельностью организации — это процесс взаимосвязанных действий но формированию и использованию ресурсов организации для достижения поставленных перед ней целей.
В связи с этим целесообразно вспомнить концептуальные модели развития человеческого общества в целом. В частности, органическая модель предполагает, что человеческое общество развивается по законам, близким к законам развития живого организма, в котором каждый орган играет определенную роль, а все органы образуют взаимозависимую структуру. Согласно этой модели каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше они различаются, тем менее они взаимозаменяемы.
Процессная модель общества предполагает, что общество развивается как непрерывный процесс соединений и разъединений, слияний и поглощений, определяющих структуру общества. Поэтому общество не относится к устойчивым и постоянно подвергается изменениям, приспосабливаясь к внутренней и внешней среде.
Неорганическая модель общества предполагает выявление и объединение положительных и отрицательных функций различных частей общества в единое органическое целое.
Более конструктивными представляются целевая и проблемная модели.
Согласно этим моделям главным направлением деятельности организации является достижение стоящих перед ней целей: с одной стороны, решение проблем, обеспечивающих достижение целей, с другой — устойчивое развитие и выживание организации.