Лекция 4. Моделирование логистических систем
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
• суть системного подхода к изучению процессов управления перевозками;
• критерии функционирования системы управления перевозками;
• аппарат математического программирования;
• модели оптимизации материальных потоков; модели маршрутизации;
уметь
• моделировать процессы функционирования систем управления перевозками;
• создавать модели транспортно-сбытовых задач и задач маршрутизации;
владеть
• способами применения экономико-математических моделей при маршрутизации перевозок;
• методами оптимизации перемещения материальных потоков;
• аппаратом принятия решений в сложных транспортно-логистических системах.
Глобализация экономики, развитие мировых хозяйственных процессов привели к существенному увеличению межстрановых потоков экспортно-импортных товаров. Однако сложившиеся в нашей стране инфраструктура, в том числе и транспортная, и технология обращения товаров значительно отстают от потребностей рыночного обмена. В результате расходы на товарообращение в структуре цен отечественной продукции намного превышают мировой уровень, что снижает конкурентоспособность наших товаров и не позволяет реализовать объективные преимущества России в транспортно-географическом положении.
В мировой практике грузообращения уже в течение нескольких десятилетий последовательно реализуются процессы интеграции отдельных элементов системы доставки грузов от производителя до конечного потребителя. Основу этих процессов составляет так называемая логистическая концепция, ключевыми принципами которой являются: "от двери до двери" и "точно в срок". Она нацелена на снижение удельного веса всего комплекса расходов по доставке от производителя до конечного потребителя в цене доставляемой продукции. Это достигается в основном посредством реализации следующих технологических процессов.
1. Осуществление доставки товара от производителя до конечного потребителя по комбинированным технологиям в международной унифицированной таре по интермодальным (смешанным) перевозкам с участием различных видов транспорта при использовании мультимодальных грузовых терминалов, грузораспределительных центров, оптовых баз, складов и предприятий торговли, международно унифицированных информационных систем грузосопровождения.
2. Универсализация международных грузовых единиц. Сегодня такой единицей, под которую строится или переоборудуется инфраструктура грузообращения (грузовые терминалы, порты, грузораспределительные центры, склады, мосты, тоннели и т.д.), строится торговый флот, изготавливаются грузовой подвижной состав и грузоперерабатывающее оборудование, является международный стандартный 20- или 40-футовый контейнер или трейлер, полуприцеп, сменный кузов соответствующей грузовместимости.
3. Концентрация обработки контейнеризированных грузов в грузообрабатывающих центрах-терминалах, образующих глобальную мировую логистическую сеть. При этом вся система грузодвижения и товарораспределения функционирует по единым международным стандартам, унифицированным организационно-правовым и нормативно-техническим требованиям с использованием совместимых документальных форм и безбумажных компьютерных систем мониторинга товародвижения, таможенных процедур, страхования и агентирования грузов и транспортных средств, транспортно-экспедиционного обслуживания и т.п.