Мобильные возможности СМИ
Любой издатель может не только установить по-настоящему интерактивные отношения со своей аудиторией, но и заработать на мобильном рынке – причем быстро и без значительных инвестиций – так утверждают аналитики[1]. Таковым был основной вывод традиционного ежегодного доклада "Мобильные возможности", опубликованного еще несколько лет назад в рамках проекта "Формируя будущее газет" (SFN) Всемирной ассоциации газетных издателей (WAN-IFRA), которая объединяет 18 тыс. газет, 15 тыс. сайтов и более 3 тыс. компаний в 120 странах. Мобильная связь открывает для издателей ряд преимуществ: она обеспечивает новый канал для сбора информации и расширения знаний о читательских потребностях и интересах; она служит мостом к новому поколению читателей; она интерактивна; она повышает ценность услуг, предлагаемых рекламодателям; она позволяет сократить административные и организационные затраты.
"Мобильные возможности" – один из шести стратегических докладов SFN, опубликованных по итогам исследований. В нем анализируются более 50 идей, связанных с использованием мобильных телефонов.
Почему именно мобильная связь? "Мобильные коммуникации не раз называли силой, которая обеспечит ренессанс газетной отрасли. Новомедийная революция открывает возможности для установления более надежных взаимоотношений с читателями и рекламодателями, освоения новых источников доходов в сфере медиа-потребления и коммуникаций и повышения операционной эффективности газетных компаний", – говорится в докладе.
Издатели могут генерировать доходы на мобильном рынке несколькими способами: через распространение, предоставление услуг, осуществление сделок, а также новые рекламные проекты. "Все, что происходит на мобильном рынке, происходит в компактном масштабе. Так, по сравнению с доходами газеты, мобильные доходы будут очень малы. Но все равно этим нужно заниматься. Со временем они будут расти, и выйти на рынок одним из первых очень важно".
В докладе содержатся конкретные предложения. Вот некоторые из них:
• предоставьте читателям возможность размещать классифицированную рекламу в виде текстового сообщения. Оплата за такую рекламу включается в счет за мобильные услуги. Предложите читателям использовать фотокамеру телефона, чтобы сделать для рекламы снимки дома, машины или даже самих себя;
• оптимизируйте распространение газеты, используя GPS и мобильные технологии для отслеживания движения грузовиков доставки и избежания пробок;
• оповещайте читателей каждый раз, когда в газете появляются материалы, содержащие ключевые для них слова или серии слов (например: "футбол", "диабет", "саксофон", "распродажа");
• помогайте рекламодателям повышать уровень реакции на их объявления, создав систему оперативной реакции на рекламу, позволяющей читателям набрать короткий код для получения деталей специального предложения или мобильного купона, которым они смогут воспользоваться при покупке;
• переформатируйте результаты спортивных состязаний и анализ матчей в легко загружаемые таблицы и файлы. Предлагайте для загрузки спортивные и другие фотографии.
Помимо публикации стратегических отчетов, проект SFN поддерживает на своем сайте библиотеку практических примеров и бизнес-идей, а также публикует множество другой ценной информации для тех, кто следит за тенденциями газетной отрасли. Данный пример сотрудничества теоретиков и практиков журналистики, бизнесменов, маркетологов, психологов – не единственный из числа реализованных масштабных проектов последнего времени. Интерактивные возможности Интернета хотя и мало исследованы пока в психологии журналистики, но в настоящее время это одно из перспективнейших направлений в серьезных работах представителей этой научно-практической дисциплины.
Участники представительного форума проводившегося в июне 2013 г. 65-го Всемирного газетного конгресса отметили развитие данных тенденций уже в новейшее время:
• будущее новостной индустрии зависит от того, насколько аудитория будет вовлечена в производство новостей, насколько прочное и активное сообщество составляют читатели;
• даже если доходы снижаются, газеты привлекают огромное количество читателей с помощью печатных, онлайн- и мобильных версий, и последние тенденции говорят о том, что печатная реклама все еще хорошо работает во многих странах;
• издатели газет понимают более, чем когда-либо, выгоду, предлагаемую миром цифровых технологий, которые могут улучшить качество общения с аудиторией, повысить уровень доверия читателей, расширить сферу влияния СМИ;
• более половины взрослого населения во всем мире по-прежнему в целом активно читает ежедневные газеты: 2,5 млрд в печатной версии, более 600 млн в цифровом формате;
• самой большой проблемой для издателей продолжает оставаться способ привлечения аудитории на цифровые платформы. Несмотря на то что половина пользователей Интернета посещают сайты газет, здесь они проводят лишь 1,3% от всего потраченного в сети времени;
• платный контент – растущий поток доходов. Почти половина издателей США в настоящее время внедрили те или иные формы моделей
платного контента. При этом 40% используют модель частичного доступа, треть – оплату за премиум-контент, 17% сделали весь контент платным и 10% внедрили другие формы;
• мобильные телефоны и планшеты становятся основными способами получения новостей. В США, Германии и Франции количество времени, которое пользователи проводят за чтением контента на мобильных устройствах, оказалось равным затраченному на печатные СМИ;
• газеты активно внедряют способы получения доходов из нетрадиционных источников, например с помощью электронной коммерции.