Мобильная подписка
Издающаяся в Токио "Асахи Симбун" (Asahi Shimbun) предвидя, что некоторые читатели будут использовать мобильный телефон, чтобы зайти на сайт газеты, издание предложило услугу доставки новостей по мобильному телефону еще в 1999 г. С этого года пользователи мобильных телефонов могли очень просто заказать газету по мобильному телефону и читать ее дома на следующий день. За период с августа 1999 г. по июль 2003 г. через мобильную службу в 2002–2006 гг. было продано около 21000 газетных подписок[1]. Благодаря такой стратегии у газеты появилось 6700 новых подписчиков[2].
В начале 2000-х гг. "Asahi Shimbun" помимо традиционного интернет-сайта организовала службу новостей, ориентированную специально на мобильные телефоны (micro.asahi. com). Платная услуга рассылает последние новости из различных разделов asahi.com. Рассылка также включает в себя развлечения и новости спорта, которые предоставляет спортивная газета компании.
Такая бизнес-модель сайта для мобильных телефонов основана на платной подписке. Ее сумма включается в телефонный счет, что помогает пользователям вносить оплату небольших сумм. Данная услуга позволяет, во-первых, предложить читателям новости в любое удобное для них время и в любом месте и, во-вторых, наладить контакт с молодыми читателями.
В 2006 г. шведская Aftonbladet заработала на мобильном рынке 600000 евро[3], а DallasNews.com получила 500 000 долл.[4] от продажи спонсорских онлайново-мобильных пакетов.
С развитием iPhone и iPad мировые и отечественные издания стали создавать версии и для этих устройств, использовать их для получения дополнительной прибыли. Газеты, как правило, либо продают рекламу в приложениях для этих устройств и тогда пользователи получают возможность бесплатного доступа к разнообразному контенту, либо предлагают платную подписку на версии для iPhone и iPad, которые не содержат рекламы, однако есть примеры и того, когда платная подписка продается вместе с рекламой.
По мнению ряда зарубежных экспертов, издатели должны продумывать ценовую политику с момента разработок приложений для планшета. Многие зарубежные газетные компании понимают, что решение выкладывать ценный контент в открытом доступе на сайте было ошибкой. Теперь они делают платными приложения для iPad. Считается, что пользователи оценивают их особо и готовы платить за iPad-версию. В августе
2010 г. Руперт Мердок отметил, что "iPad – идеальное устройство для поощрения потребителей платить за цифровой контент. ...61% издателей Великобритании уверены, что наибольший доход будет от платной подписки... и 46% – от продажи рекламы в приложении"[5].
Результаты различных исследований говорят о том, что пользователи, которые потребляют новости с мобильных устройств, в несколько раз более расположены купить платный доступ к контенту на сайте, чем люди, которые пользуются лэптопом. У тех, кто пользуется мобильной версией, уже сформировалась привычка платить за нее. Стоимость доступа к контенту на сайте невысока. Люди, у которых мало времени, не будут искать альтернативный бесплатный источник.
iPad-приложение "Уолл-Стрит джорнал" спустя несколько месяцев после запуска весной 2010 г. было скачено более 650 000 раз[6], появились тысячи платных подписчиков.
Стоимость подписки на версии для iPad и iPhone в разных странах может составлять 6 долл. ("Гардиан") до 21 долл. "Стрейтс тайме" за полгода.
"Telegraph" сначала запустила бесплатное тестовое приложение, чтобы проверить рынок в сентябре 2010 г. Перед тем как запустить приложение в "Telegraph" сделали ролик для рекламодателей, рассказывающий о новой версии издания.
Приложение загрузили 160000 пользователей[7] к апрелю 2011 г. В мае 2011 г. было запущено платное приложение "Telegraph", которое можно было купить только через магазин iTunes.
И все же, несмотря на все преимущества электронных версий, следует иметь в виду, что "...экономическая модель печатных СМИ, основанная на продаже бумажных копий и привлечении рекламы под реализуемые тиражи, остается доминирующей. ...Поэтому достаточно обоснованно можно лишь предположить, что популярность и доходность электронных версий печатных СМИ будет расти, но вряд ли в самом ближайшем будущем этот процесс сможет кардинально изменить существующие экономические пропорции"[8].