Моббинг

В переводе с английского mobbing — притеснять, грубить, нападать. Под моббингом понимается активное психологическое преследование отдельного сотрудника в организации, где ой работает. Это коллективный моральный и психологический террор или травля в отношении кого-либо из работников со стороны коллег, осуществляемые с целью заставить сотрудника уйти с работы. У нас используется также термин "дедовщина".

Мотивы, побуждающие к моббингу, различны. Это сознательная или бессознательная неприязнь, столкновение интересов, борьба за власть или внимание руководства; желание "поучить" нового работника, "поставить на место" строптивого сотрудника; столкновение интересов работника и работодателя и т.д.

Организаторы моббинга пользуются следующими методами: изолируют жертву от неформальных контактов, например не здороваются, не зовут с собой обедать, не приглашают на корпоративные вечера и пр.; перекрывают доступ к служебной информации, т.е. сотрудники могут "забывать" или скрывать сведения, касающиеся работы, не посвящать в рабочие новости, не доносить (или слишком поздно доносить) служебную информацию, не пригласить на совещание; игнорируют успехи и любые достижения жертвы, а руководство регулярно оставляет жертву без премии и продвижения по служебной лестнице; пытаются испортить репутацию, как личную, так и профессиональную, например преследователи могут распускать различные слухи и сплетни о жертве.

В Конституции РФ и Трудовом кодексе, в той или иной степени регламентирующих социально-трудовые отношения, термин "моббинг" отсутствует. Однако в 2000 г . по распоряжению Президента РФ Российская Федерация подписала ст. 26 (ч. 1) Европейской социальной хартии, в которой предусмотрено, что "все работники имеют право на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности".

Корпорация "ТНК-ВР" ("Тюменская нефтяная компания — British Petroleum") в Кодексе делового поведения дает достаточно подробные рекомендации сотрудникам по предотвращению моббинговой ситуации: "Никогда: 1) не ведите себя в отношении других агрессивно, угрожающее, злобно или оскорбительно; 2) не допускайте сексуальных домогательств, т.е. сексуальных заигрываний, которые не нравятся противоположной стороне, просьб об оказании услуг сексуального характера или неоднократных сексуальных предложений; 3) не допускайте никаких форм оскорбительного поведения, имеющего намерение или приводящих к: а) созданию атмосферы враждебности или запугивания, в том числе и такой обстановки, которая может вынудить сотрудников прибегнуть к ненадлежащим методам работы в попытке соответствовать; б) созданию без разумных на то оснований помех для выполняемой кем-то работы; в) нарушению равных прав человека в сфере труда; 4) не унижайте, не очерняйте и не обижайте другого человека; 5) не допускайте шуток или оскорблений, связанных с расовой, этнической, религиозной принадлежностью, возрастом человека, а также относящихся к сексуальной сфере; 6) не распространяйте и не демонстрируйте материалы, оскорбляющие нравственность, в том числе неуместные фотографии или комиксы; 7) не злоупотребляйте информацией личного характера; 8) не распространяйте слухов и не используйте слуховую и электронную почту, а также другие электронные устройства для передачи информации, унизительной для человека или дискриминирующей его".

Организации, в которых руководство заботится о своих сотрудниках, в том числе и посредством кодекса, формализуя нормы и правила, защищающие от морального преследования, имеют хорошую репутацию, низкую текучесть кадров и продуктивный моральный климат.