Многозначность (полисемия)
Слова бывают однозначными и многозначными (полисемантичными). В "Русском толковом словаре" В. В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной можно обнаружить, что примерно из 300 слов на букву А 230 (75%) являются однозначными, а 70 (25%) многозначными. Многозначность (полисемия) — это способность лексической единицы иметь два и более значений. Она особенно присуща частотным общеупотребительным существительным, прилагательным и глаголам. Так, существительное день в том же словаре отмечено в пяти значениях: часть суток от восхода до заката солнца, от утра до вечера; сутки; промежуток времени в пределах суток, занятый какой-нибудь деятельностью; календарная дата, связанная с какими-нибудь событиями; время. Прилагательное черный зафиксировано в семи значениях: цвета сажи, угля; темный в противоположность чему-нибудь более светлому, называемому белым; принявший темную окраску, потемневший; мрачный, безотрадный, тяжелый; преступный, злостный; не главный, подсобный; физически тяжелый и неквалифицированный. Глагол идти указан в 23 значениях: двигаться, переступая ногами; двигаться, перемещаться; отправляться, направляться куда-нибудь; двигаться, развиваться в каком-нибудь направлении; поступать каким-нибудь образом и т.д. Все значения одного слова образуют его семантическую (смысловую) структуру.
Почему многозначность получила такое широкое распространение в лексической системе? Почему для называния нового понятия язык прибегает часто не к образованию нового слова, а к расширению семантической структуры того или иного уже существующего слова?
Основных причин здесь две. Первая состоит в том, что языку свойствен принцип экономии средств; иначе и без того обширный словарный состав разрастался бы до необъятных размеров, создавая дополнительные трудности для человеческой памяти. Вторая причина заключается в особенностях самого человеческого познания окружающей среды, в способности человеческого мышления к обобщению, в частности к логическим операциям сравнения. Расширение семантической структуры слов, появление в ней новых значений тесно связаны с обобщением как универсальным способом хранения добытой информации.
У любого многозначного слова существует по крайней мере одно основное значение, которое называется еще прямым. В противоположность ему остальные значения называются переносными. В качестве примера рассмотрим слово Чернобыль. Первичным и основным значением у него было топонимическое — название местности. После аварии на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г. этим топонимом стали называть саму аварию: Вот уже пять лет мы несем на себе Чернобыль ... Чернобыль еще заставит не раз вспоминать о себе (Смена. 1991). Затем у этого слова появились и другие переносные значения: 1) атомная электростанция, эксплуатация которой может повлечь за собой крупную аварию: Живем на земле, нашпигованной "чернобылями"... Веемы — заложники атомных станций (Известия. 1990); 2) природная катастрофа, вызванная деятельностью человека: Министерство сумело вывести из строя земли целого народа... Неужели так и надо?.. Или чернобылям не будет конца до самого конца (С. Залыгин); 3) несчастье, трагедия: У каждого свой Чернобыль. И Чернобыли нам творят... не внешние враги (Сов. культура. 1990).
Приведем примеры неологизмов с прямым и переносным значениями из словаря-справочника по материалам прессы и литературы 1980-х гг. "Новые слова и значения":
ТЕЛЕИГРА. 1. Соревновательная коллективная игра, транслируемая по телевидению; телепередача, показывающая такую игру. Наш отряд включился в телеигру <...> "Один за всех, все за одного" <...> Мы хорошо выполнили задания телеигры, и нас пригласили в Ленинград на встречу отрядов на телестудии. "Комсомольская правда". 1998.18 июня.
2. Игра, проводимая на телеэкране с помощью игровых телевизионных приставок. Все большую обеспокоенность и беспокойство в Малайзии вызывает повальное увлечение молодежи <...> разного рода телеиграми. "Комсомольская правда". 1992. 8 сент.
ФАНК. 1. Стиль джазовой музыки; джазовая музыка в этом стиле. "Короли музыки" не оставались равнодушными к веяниям моды. Одно время стриглись под панков, потом пытались играть примитивную диско-музыку или "фанк". "Собеседник". 1989. № 13.
2. Танец в ритме этой музыки. А потом его [Данилова] могли увлечь <...> новые танцы, сменившие шейк (джерк, фанк, чикен и хасл). В. Орлов.
Перенос значений может осуществляться различными способами. Наиболее частыми из них являются метафоры и метонимии.