Многосторонние соглашения

Среди многосторонних соглашений наибольшее значение в защите инвестиций имеют Вашингтонская и Сеульская конвенции. Обе эти конвенции предусматривают создание специализированных в области международного инвестиционного сотрудничества международных организаций и определяют порядок их деятельности.

Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтонская конвенция) была заключена в 1965 г. (вступила в силу в 1966 г.). В соответствии с ней под эгидой Международного банка реконструкции и развития (МБРР) был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и лицами из других государств (МЦУИС). На 1 января 2013 г. Конвенцию подписали 158 государств и 147 из них ее ратифицировали, при этом ряд стран ее денонсировал (Боливия в 2007 г., Эквадор в 2009 г., Венесуэла в 2012 г.).

МЦУИС оказывает услуги по разрешению коммерческих споров, возникающих между инвестором – частным физическим или юридическим лицом – и государством, принимающим инвестиции. С созданием МЦУИС инвестиционные споры входят также и в компетенцию специализированного международного коммерческого арбитража, действующего на основании международной конвенции. Государства, участвующие в международном инвестиционном сотрудничестве, могут для целей защиты инвестиций предусматривать в законодательстве возможность обращения инвесторов также и в МЦУИС.

Конвенция предлагает включать в международные инвестиционные соглашения единообразные правила по ряду вопросов взаимоотношений государств-участников, МЦУИС и частных инвесторов. Инвестор, не согласившийся подчиниться юрисдикции МЦУИС, лишается дипломатической защиты со стороны своего государства. МЦУИС, созданный на основании Вашингтонской конвенции, выполняет своего рода контрольные функции над действиями государства[1].

Россия подписала Вашингтонскую конвенцию в 1992 г., но пока не ратифицировала. Однако следует учитывать следующее. Хотя участие государства в Вашингтонской конвенции является обязательным для применения предусмотренных в Конвенции процедур разрешения инвестиционных споров, для расширения возможности обращения в МЦУИС допускается применение дополнительных процедур, предусмотренных Дополнительным протоколом к Вашингтонской конвенции, если она не вступила в силу для обеих или одной из договаривающихся сторон – участников спора.

Кроме того, ст. 8 Типового соглашения, принятого постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений", предусматривает, что если спор не может быть разрешен путем переговоров, то по выбору инвестора он передается на рассмотрение в компетентный суд или арбитражный суд договаривающейся стороны, на территории которой осуществлены капиталовложения, либо в арбитражный суд ad hoc, созданный в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, либо в МЦУИС, созданный в соответствии с Вашингтонской конвенцией.

Приведенное положение открывает путь для подписания Правительством РФ международных двусторонних соглашений о поощрении и защите капиталовложений, содержащих обязательство Российской Федерации подчиниться компетенции МЦУИС. С учетом этого обстоятельства Типовое соглашение предусматривает, что по выбору инвестора он может обратиться в МЦУИС для разрешения спора либо в соответствии с положениями Вашингтонской конвенции, либо в соответствии с Дополнительными правилами МЦУИС.

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее – Сеульская конвенция) была принята в октябре 1985 г. (вступила в силу в 1988 г.). Конвенция учредила Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), ставшее филиалом МБРР.

Уставный капитал Агентства распределяется между государствами-членами двух категорий: развитыми государствами (60 % капитала в сумме) и развивающимися государствами (40 % капитала в сумме). Цель деятельности МАГИ – гарантии прямых инвестиций физических и юридических лиц государств первой категории на территории государств второй категории.

МАГИ и государства-члены, размещающие инвестиции, заключают соглашения о защите и гарантиях инвестиций. Страхованию подлежат политические риски, случаи одностороннего ограничения принимающим государством возможности репатриации инвестиций и доходов от них, экспроприации, одностороннего прекращения государством-импортером договора с иностранным инвестором, военные действия и гражданские беспорядки в стране размещения инвестиций, включая восстания и революции. Не подлежат страхованию риски девальвации и обесценения.

Административный совет утверждает общие и специальные правила предоставления гарантий. Материализуется система гарантий путем заключения договора между МАГИ и инвестором на основе типового контракта.

МАГИ оказывает инвесторам услуги по международному страхованию инвестиций. Заключаемые МАГИ контракты с частными инвесторами обеспечивают последним выплату страхового вознаграждения в случае наступления политических рисков, в том числе в случае принятия государством-реципиентом инвестиций актов национализации или экспроприации имущества, принадлежащего инвесторам. Характер риска и большой объем сумм выплачиваемой компенсации предопределяют необходимость создания международно-правового института для страхования таких рисков. Создание Агентства решает также и другую задачу, связанную с определением суммы выплачиваемой компенсации, которая определяется в виде страхового вознаграждения до того как возникает конфликтная ситуация, а следовательно, наиболее соответствует реальной сумме причиненного ущерба. МАГИ обеспечивает необходимую связь между принятием государством мер регулирования, причинением вреда иностранному инвестору и международным обязательством государства – участника МАГИ выплатить соответствующую сумму компенсации.

Россия ратифицировала Сеульскую конвенцию в 1992 г. В 1994 г. Правительство РФ подписало с МАГИ Соглашение о правовой защите иностранных капиталовложений, гарантированных Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, и Соглашение об использовании Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций валюты Российской Федерации. На начало 2013 г. Сеульскую конвенцию подписали 179 государств.

По результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 г. в рамках ГАТТ было разработано Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (применительно к нему используется аббревиатура ТРИМ или ТРИМС), распространившее на сферу прямых инвестиций режим наибольшего благоприятствования и национальный режим[2].

В 1991 г. на конференции в Гааге по инвестиционному и торговому сотрудничеству в топливно-энергетических отраслях была подписана Европейская энергетическая хартия. Она предусматривала развитие экономического сотрудничества между государствами СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы и странами – членами ОЭСР (за исключением США, Канады, Мексики и Новой Зеландии) в области энергетики. Но положения Хартии носили рекомендательный характер. Чтобы придать им обязательный характер, 49 государств, в том числе Россия, в 1994 г. подписали Договор к Энергетической хартии[3].

Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) сформулировал применительно к инвестициям в энергетические отрасли экономики принцип наибольшего благоприятствования (ст. 10). Это значит, что режим, предоставляемый договаривающейся стороной, будет не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой договаривающейся стороны или любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным.

Согласно п. 1 ст. 13 ДЭХ инвестиции инвесторов одной страны-участника на территории другой страны-участника не подлежат национализации, экспроприации или мерам, имеющим аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется: а) с целью, которая отвечает государственным интересам; б) без дискриминации; в) с соблюдением надлежащих правовых процедур; г) одновременно с выплатой быстрой, достаточной и эффективной компенсации.

В статье 5 ДЭХ дается перечень так называемых инвестиционных мер, связанных с торговлей, являющихся несовместимыми с предоставлением национального режима инвестору и не соответствующими ст. III и XI ГАТТ, где говорится о национальном режиме и о количественных мерах в торговле.

Договор к Энергетической хартии поддерживает принцип конкуренции. В соответствии с этим принципом каждая договаривающаяся сторона обеспечивает в рамках своей юрисдикции принятие и исполнение таких законов, которые необходимы и целесообразны для решения проблем, вызванных односторонним и совместным антиконкурентным поведением хозяйствующих субъектов в энергетическом секторе (п. 2 ст. 6).

Положения об инвестиционных мерах Договора к Энергетической хартии повторяют положения Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС). Поскольку при регулировании инвестиций государства часто предусматривают условия осуществления инвестиций, которые могут отрицательно влиять на торговые отношения, обязательства государств, участвующих в Договоре к Энергетической хартии, в данном случае являются способом ограничения власти государства в части принятия протекционистских мер в нарушение сформулированного в Договоре режима инвестиций и торговли.

Статья 26 ДЭХ предусматривает следующие способы разрешения возможных инвестиционных споров: дружественным путем, путем передачи спора для его разрешения в компетентный национальный орган (суд или административный трибунал страны-участника) по согласованной сторонами процедуре, в МЦУИС. Договор к Энергетической хартии предусматривает также возможность обращения к единоличному арбитру или в арбитражный суд ad hoc, учреждаемый в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, либо передачу спора на арбитражное рассмотрение в Арбитражный институт международной торговой палаты в Стокгольме.

Пункты 3–8 ст. 26 ДЭХ определяют условия и порядок обращения инвестора в международный арбитраж или согласительный орган. В соответствии с этими пунктами передача спора означает передачу спора в МЦУИС для его разрешения в соответствии с процедурами, предусмотренными Вашингтонской конвенцией, или в соответствии с процедурами, предусмотренными в Дополнительном протоколе к Вашингтонской конвенции, принятом в 1979 г.

Тенденция унификации законодательства в области регулирования экономики и инвестиций прослеживается и в рамках СНГ.

24 декабря 1993 г. в Ашхабаде было заключено Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. В Соглашении в общей форме предусматривается защита инвестиционных интересов, сближение инвестиционного законодательства, быстрая, адекватная и эффективная компенсация потерь инвесторов в случаях национализации, беспрепятственный перевод за рубеж прибыли инвесторов, стабилизационная оговорка о продолжении действия в течение пяти лет первоначальных инвестиционных условий в случае ухудшения законодательных условий для инвестиций из стран–участниц Соглашения и т.д. Соглашение вступило в силу в отношении Узбекистана, Казахстана, Беларуси, Таджикистана, Киргизии и Молдовы. Кроме того, оно временно применяется для Азербайджана, Армении, Грузии, Туркмении и Украины. Однако Россия на основании распоряжения Президента РФ от 04.03.2002 № 84-рп прекратила применение Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Это решение мотивировалось принятием в Российской Федерации нового законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, а также тем, что отношения России с другими государствами – участниками СНГ осуществляются в этой области на двусторонней основе.

В 1994 г. в рамках СНГ был разработан типовой закон "Об общих принципах правового регулирования иностранных инвестиций в государствах – участниках Межпарламентской ассамблеи". Этот акт был направлен парламентам государств-участников и рекомендован для использования в подготовке соответствующих национальных законов.

28 марта 1997 г. государства СНГ, за исключением Украины, Узбекистана и Туркменистана, заключили Конвенцию о защите прав инвестора. Конвенция вступила в силу 21 января 1999 г. и применяется (по состоянию на 1 июля 2007 г.) для Белоруссии, Таджикистана, Армении, Казахстана, Киргизии и Молдавии. Конвенция предусматривает предоставление инвесторам из стран СНГ национального режима, "за исключением изъятий, которые могут устанавливаться законодательством страны-реципиента" и предусматривает ряд государственных гарантий. Россия на основании распоряжения Президента РФ от 16.04.2007 № 166-рп не является участницей этой Конвенции.

Наибольшую роль в регулировании вопросов инвестиций среди двусторонних международных соглашений играют договоры о поселении, договоры о поощрении и защите инвестиций, а также договоры об избежании двойного налогообложения.

Договоры о поселении определяют правовой режим, которым резиденты (физические и юридические лица) одного государства пользуются на территории другого государства, включая правила в отношении имущества иностранцев. Под имуществом понимаются, среди прочего, и иностранные инвестиции. В практике Российской Федерации подобные положения предусматриваются в торговых договорах.

Договоры о поощрении и защите инвестиций устанавливают договорный режим инвестиций, вкладываемых физическими и юридическими лицами одного государства на территории другого государства, режим защиты этих инвестиций и гарантий.

Заключение соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с иностранными государствами началось еще в период существования СССР. В то время были заключены и ратифицированы соглашения с Австрией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, КНР, Республикой Корея, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швейцарией, по которым Россия стала правопреемником[4]. После 1991 г. Российская Федерация заключила 60 соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений[5]. Среди них соглашения с Кубой, Болгарией, Грецией, Чехией, Кувейтом, Индией, Норвегией, Японией и др.

Двусторонние международные соглашения

Особое место среди заключенных Россией соглашений занимают Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 июня 1992 г. и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о содействии капиталовложениям от 3 апреля 1992 г. Соглашение носит особый характер и предусматривает возможность для американских инвесторов обращаться к услугам специального правительственного страхового агентства США – Корпорации частных зарубежных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation – OPIK) за финансовой поддержкой. Соответственно в разделе о взаимной защите инвестиций предусмотрено положение о том, что данное Соглашение не применяется к спорам по программам экспортно-импортного банка или страховым программам ОПИК (ст. 8).

Заключение этих международных договоров было обусловлено тем, что иностранные инвесторы, осуществляющие в России капиталовложения, считали недостаточными гарантии, предоставленные им российским законодательством, и настаивали на закреплении в международных договорах основных условий осуществления инвестиций и деятельности в связи с ними.

В соответствии с договорами о поощрении и взаимной защите капиталовложений стороны, как правило, принимают обязательства: создавать благоприятный режим для капиталовложений и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственно переводить свои доходы; осуществлять разрешение споров с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже. Так, по Договору между Россией и США (ст. VI) споры должны рассматриваться в МЦУИС (на основании Вашингтонской конвенции) либо в арбитражном суде в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ или в любом арбитражном органе по соглашению сторон. Законодательство России не содержит никаких условий, ограничивающих свободу выбора сторонами арбитражного порядка разрешения споров.

В 1994 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. В этом Соглашении содержится обязательство России следовать общепринятым нормам ВТО в области регулирования международной торговли, обращаться к мерам регулирования (в том числе и к инвестиционным) в соответствии с правилами, содержащимися в соглашениях ГАТТ/ ВТО. Важно отметить, что участвующие в этом Соглашении государства обязались применять нормы ГАТТ/ВТО независимо от того, являются ли они членами ВТО или нет.

В договорах об избежании двойного налогообложения государства договариваются о налогообложении определенных видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами из одной страны в другой стране, а также имущества этих лиц, расположенного на территории другого государства. С помощью таких соглашений достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов и имущества, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима налогообложения, исключается повторное взимание налогов.

Российская Федерация подписала 80 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.

Следует отметить, что в международных договорах России инвестиционные понятия нередко не совпадают с понятиями, закрепленными в российском национальном праве. Это приводит к хозяйственным конфликтам и международным деликтам.