Многостороннее регулирование внешней торговли

Со второй половины прошлого века усиливается стремление к многостороннему регулированию международной торговли посредством создания международных торговых организаций. Еще в 1947 г. было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое, по сути дела, до 1993 г. выполняло функции международной торговой организации. Главная цель ГАТТ состояла в преодолении барьеров в международной торговле посредством снижения тарифов, отмены импортных квот, уменьшения размеров субсидий экспортерам. Основной организационной формой деятельности ГАТТ было проведение долговременных обсуждений на многосторонней основе (так называемых "раундов") странами-участницами ключевых проблем развития международной торговли. В рамках ГАТТ было проведено восемь раундов переговоров, получивших название по городу или стране их проведения.

Восьмой раунд переговоров, проходивший в Уругвае с 1986 по 1993 г., завершился не только дальнейшей либерализацией мировой торговли, но и подписанием соглашения о создании ВТО, ставшей преемницей ГАТТ. В 2012 г. число ее членов составило 155, включая большую группу государств с переходной экономикой.

Так, ВТО осуществляет регулирование торгово-политических отношений стран-участниц организаций на основе пакета соглашений, принятых в ходе Уругвайского раунда. Эти документы составляют нормативно-правовую основу функционирования международной торговой системы. Основная функция ВТО – организация дальнейших раундов торговых переговоров. Очередной, девятый раунд проводится с 2001 г. в г. Дохе (Катар) и до сих пор не закончился. Важная функция ВТО состоит в осуществлении контроля за соблюдением условий торговых соглашений, заключенных между странами-участницами и разрешении торговых споров между ними.

После длительных переговоров, начавшихся еще в 1995 г., в ноябре 2011 г. было принято решение о приеме России в ВТО. Оно вступило в силу в 2012 г. после ратификации его Законодательным собранием РФ. Вступление в ВТО отвечает долговременным интересам России – приведет к ее включению в международную систему регулирования мировой торговли, обеспечит более благоприятные условия для доступа российских, в первую очередь, высокотехнологичных товаров на рынки стран – участниц ВТО.

В то же время возможны и негативные последствия. Согласование уровня таможенных пошлин может привести к их снижению по отдельным видам товаров и потере доли внутреннего рынка российскими предприятиями вследствие более низкой конкурентоспособности многих отечественных товаров. Так, по оценке российского журнала "Эксперт", Россия, вступая в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объем рынков, чем получит шанс отвоевать у них – в годовом выражении это 90 млрд долл. США против 23 млрд долл. (в ценах 2006 г.). Одно из условий вступления в ВТО – сближение внутреннего уровня цен на энергоносители с мировыми и принятие этого требования при запаздывании мер по более эффективному использованию энергоресурсов – может снизить платежеспособность предприятий и негативно сказаться на уровне жизни населения России.