Многообразие целей

Поражает не столько число целей воспитания, сколько разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, послуживших основанием для тех или иных формулировок целей.

Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью? По этому вопросу их мнения расходились. Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Я. А. Коменский безгранично верил в силу воспитания. Эпиграфом сочинения "Материнская школа" он взял слова Цицерона: "Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества". По мнению Я. А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Английский философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена – человека, "умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно". Этот джентльмен должен быть, кроме того, человеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.

К. Гельвеций, французский материалист, утверждал, что в основу воспитания должна быть положена "единая цель", которая может быть выражена как стремление к благу общества, т.е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспитателя – "раскрыть их (граждан. – И. П.) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них (граждан. – И. П.) ... здравомыслящих и чувствующих людей... сформировать патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального".

Ж.-Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, замечал он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания – создать человека. "Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника. – И. П.). Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте".

И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, говорит, что цель воспитания – развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и, таким образом, обеспечить "гармоническое развитие сил и способностей".

Уже отмечался вклад в формирование прусской системы воспитания философа и педагога И. Канта, который возлагал на воспитание большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню: "Дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению". Последователь И. Канта немецкий педагог Ф. Рейн конкретизировал эту цель: "Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчивого ко всему заслуживающему внимания, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного".

Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспитания – добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, И. Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В. Г. Белинский в 40-х гг. XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А. И. Герцен был убежден в том, что цель воспитания – подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. Н. Г. Чернышевский ставил перед воспитанием благородную цель – подготовить человека общественного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, под которым мыслитель понимал своеобразное сочетание личного с общественным.

"Мы смело высказываем убеждение, – писал великий русский педагог К. Д. Ушинский, – что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями".