Многомировая интерпретация X. Эверетта и концепция многих сознаний
Американский физик X. Эверетт полагал, что многие трудности физического познания, в частности, связанные с попытками создания единой теории поля, могут быть сняты посредством придания кантовой механике максимально возможной универсальной интерпретации. В этой связи он не обнаружил другого столь же всеобъемлющего концепта, как понятие волновой функции. В результате Эверетт пришел к концепции универсальной волновой функции[1]. Она универсальна, но не однородна, а представляет, как утверждал наставник Эверетта В. Уиллер, относительные состояния, т.е. многие миры. Именно поэтому де Виттом был предложен термин "многомировая интерпретация квантовой механики", который приобрел большую популярность.
Решающее значение в концепции Эверетта придается именно универсальной мировой волновой функции. Есть основания считать, что в известной степени этот шаг был навеян работами Дж. фон Неймана. Он был гениально одаренным математиком, а математики, как известно, имеют склонность к универсальным построениям. Но фон Нейман, сосредоточившись на математическом описании квантовых измерений, руководствовался копенгагенской интерпретацией, предполагавшей коллапс волновой функции. А это уже было для Эверетта неприемлемым. Не может коллапсировать то, что составляет подлинное ОГЛАВЛЕНИЕ всего и вся. Основное ОГЛАВЛЕНИЕ интерпретации Эверетта сводилось к следующим положениям:
1) универсальная волновая функция представляет весь физический универсум;
2) в силу своей неоднородности, выражаемой принципом суперпозиции, она также представляет отдельные физические миры;
3) последние конституируются посредством измерений, т.е. соответствующий выбор осуществляют сами люди;
4) выбрав ту или иную альтернативу, люди не уничтожают другие физические миры, реальность которых проявляется в интерференционных картинах.
Следует отметить, что вплоть до явных успехов теории декогеренции, последовавших лишь после 1982 г., интерпретация Эверетта встречала прохладный прием. Обиженный этим, он вообще забросил теоретическую физику. Но теория когеренции вернула интерес к концепции Эверетта. Ведь эта теория является доказательством квантовой природы всех экспериментально достижимых физических состояний. Не будет преувеличением утверждать, что теория декогеренции стала продолжением усилий Эверетта по приданию волновой функции универсального значения. Тем не менее и в наши дни многомировая интерпретация квантовой механики вызывает возражения. Вот некоторые из них[2].
Во-первых, нет решающего эксперимента, который бы доказывал истинность именно многомировой интерпретации. Во-вторых, не доказана реальность многих миров, ибо нет ясного механизма взаимодействия между ними. В-третьих, мир преумножается сверх всякой меры. Следовало бы помнить о бритве Оккама: не преумножай без надобности число сущих. В-четвертых, не учитываются многие важные физические феномены, например, гравитационные явления. В-пятых, не объясняется механизм выбора альтернатив. В-шестых, неясно, как человеку вести себя рационально в мире, насыщенном многочисленными альтернативами.
По мнению автора, не следует требовать от многомировой интерпретации больше того, что она может дать. Эверетт полагал, что именно его интерпретация имеет метанаучный характер. Все другие интерпретации менее основательны. В действительности же в каждой интерпретации есть сильные и слабые стороны. Все они метанаучны. Эверетт был силен в подчеркивании актуальной значимости волновой функции. Но его теории недостает детальности. В частности, он не учитывал, что квантовая механика не пригодна для описания квантово-полевых представлений.