Многомерность человека или многоуровневость его функционирования
Введение понятия "личность", обозначающего субъекта особых отношений людей по поводу их деятельностей, но не по их предметному содержанию и не по их характеру (индивидуальная – коллективная или природная – социальная), а по поводу последствий деятельностей для других людей, позволяет выделить пять уровней отношений человека с миром.
Человек есть физическое тело с определенными объемом, массой, ростом, вступающее во взаимодействия с другими объектами (вещами). Конечно, для психологии в этом мало интереса, но если, например, мода диктует какие-то физические параметры человека, то это может стать для него предметом не только раздумий и страданий, но и специального поведения.
1. Человек, прежде всего, есть живой организм, сложно устроенный; это открытая система, которая может существовать только за счет обмена веществ со средой (приток энергии и "строительных материалов"). У каждого организма есть свое пространство жизни – физико-химические условия среды, в которой он находится от зачатия до смерти (это состав воздуха, воды, электромагнитные излучения и пр.). Как организм человек адаптируется к природным условиям жизни, решая свои биологические задачи существования, представленные ему как потребности его организма.
2. Человек есть также представитель биологического вида Homo sapiens, единица своего вида. Вид существует только как совокупность отдельных разнополых пар людей, решающих не только задачи своего выживания, но и реализующих программу поддержания и по возможности увеличения численности вида. Каждый вид существует в своей экологической нише как пространстве жизни, где он вступает в какие-то отношения с другими видами.
3. Человек является также биологическим индивидом, природным существом, субъектом природной деятельности, живущим в этологическом (поведенческом) пространстве. Переходя к поведенческому способу жизни, организм становится субъектом деятельности, реализующим жизнь в предметных условиях. Имея поведение и психику, он реализует себя в мире живых и неживых объектов, с которыми вынужден взаимодействовать в своем поведенческом пространстве. Как субъект природных отношений (или природный субъект, индивид) человек действует не только на основе своих потребностей, но и по принципу удовольствие – неудовольствие, ориентируясь на требования предметного поведенческого пространства (поля действия).
4. Человек, как мы уже отмечали, есть также социальное (общественное) существо, субъект общественных отношений (социальной деятельности), живущий в пространстве общества и в пространстве культуры человечества (социальный индивид).
5. В пространстве жизни социального субъекта зарождается особое подпространство культуры, в котором выделяются нравственные или безнравственные отношения людей. При нравственных отношениях люди начинают относиться друг к другу как к особой ценности, определяющей выбор действий и их способов, когда между желаемой прагматической целью и действием человека в его сознании "встают" другие люди (на это обращали внимание А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и другие, подчеркивая, что отношение человека к окружающему его предметному миру всегда опосредовано его отношением к людям). Выбирая отношение к другим людям и строя на основе этих отношений свои действия, человек становится личностью.
Возможности человека, позволяющие ему стать личностью
Как социальное существо, живущее в пространстве общественных отношений, человек не только удовлетворяет свои потребности, не только действует ради удовольствий, но и произвольно выполняет требования и правила, принятые в обществе.
Как личность, живущая в пространстве межличностных нравственных или безнравственных отношений, человек ради своих личностных ценностей может действовать и против удовольствий, и против потребностей своего организма, природного субъекта и социального субъекта, т.е. против своих биологических, социальных, экономических и других интересов. Этот новый уровень отношений, надстраивающийся над отношениями общественными, позволяет рассматривать человека, осуществляющего их, как личность, обладающую способностью к намеренным выборам своих личных отношений к другим людям и к обществу в целом.
При этом задачи человека как субъекта природных и общественных отношений и соответствующих им деятельностей не исчезают, но совершаются теперь под контролем личности, реализующей в каждой прагматической деятельности, также и отношения людей друг к другу, создавая в ней особый план активности. Эта активность не имеет своего "вещественного" результата и осуществляется в рамках любой прагматической деятельности как в ее оболочке (виртуально), на что указывали Д. Н. Узнадзе и А. Н. Леонтьев.
"В этом случае – писал А. Н. Леонтьев – за видимостью одной деятельности скрывается другая. Именно она-то непосредственно и входит в психологический облик личности, какой бы ни была осуществляющая ее совокупность конкретных действий"[1].
Тогда объектом нашего анализа будут действия человека (включая его поступки), которые он выбирает на основе ответственности за них перед собой и другими, а более широко – на основе тех норм морали, которые человек принимает как свои нравственные ценности. Такой анализ позволяет нам выделить те способности и возможности человека, которые необходимы ему для выбора и осуществления таких действий, т.е. для того, чтобы быть личностью.
Чтобы совершать выбор действий на основе нравственных норм, человек должен уметь оценивать с позиции морали свои интересы и желания, свои действия и действия других людей, уметь осознавать свои мотивы, прогнозировать и оценивать последствия своих и чужих действий как нравственные или безнравственные. А для этого он должен обладать сознанием и самосознанием, а также человеческим понятийным мышлением, способным обеспечивать понимание и адекватный прогноз возможных последствий своих действий. Вот почему личностью нс может стать субъект природных отношений, не имеющий сознания и самосознания, понятийного мышления.
Как личность, человек может приобрести новые особые потребности, которые можно обозначить как "нравственные". В их основе должно быть отношение личности к другому либо как к главной ценности, либо осознанное неприятие другого как ценности. Здесь важен не знак или характер отношения, а сам факт отношения к другому как человеку, имеющему или не имеющему право на удовлетворение своих интересов. Это предполагает способность человека понимать и принимать приоритетные для данного общества моральные ценности или отвергать их, формируя при этом собственные, личные нормы нравственности, отличающиеся от общепринятых норм в обществе. Это позволяет человеку оценивать с позиции морали свои интересы и желания, собственные действия, действия других людей и последствия их действий, и как-то относиться к людям, ожидая от других какого-то отношения к нему.
И конечно, как личность человек должен обладать способностью, при осознанной им необходимости, совершать действия (поступки), мотивация которых недостаточна для совершения такого действия или слабее по сравнению с влечением, не отвечающим его нравственным интересам в данный момент. А также он должен уметь отказываться от сильных приятных желаний или преодолевать их, если они противоречат нормам морали (нравственности), либо преодолевать чувства стыда и вины при сознательном выборе таких желаний. Для этого человек должен обладать способностью к волевой регуляции своих действий и психических процессов, обеспечивать психологическую защиту при трудных эмоциональных переживаниях, связанных с безнравственным выбором или собственными нравственными ошибками. Вот почему надо согласиться, что личность не может родиться вне общества, да и сама необходимость для человека становиться личностью вызвана новыми отношениями людей друг к другу, основанными на учете, признании и соблюдении интересов других, а также возможности помощи другим или на намеренном желании делать другим зло.