Мнемологическая функция
Пятой основной функцией сознания является мнемологическая (rp. mnemologia – теория запоминания). Она обычно рассматривается где-нибудь в конце учебников, монографий. Из этого вольно или невольно делается вывод о второстепенной роли данной функции. Однако запоминание играет такую же существенную и значимую роль в управлении, как и все остальные функции сознания. Для того чтобы свободно пользоваться поступающей к нему в процессе познания и оценивания информацией, человек должен иметь возможность ее запомнить. Таким свойством в полной мере обладает сознание. Запоминание – это форма сознательной (духовной) деятельности, посредством которой происходит накопление информации о мире в голове человека. Результатом запоминания является память.
Память есть способность сознания сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознательной деятельности. Без памяти невозможно нормальное существование ни человека, ни общества. В значительной мере благодаря своей качественно своеобразной памяти, ее многопорядковому превосходящему объему (в сравнении с памятью высших животных) человек смог выделиться из животного мира и достигнуть того интеллектуального потенциала, которым в настоящее время располагает. Дальнейший прогресс человечества также во многом обуславливается совершенствованием мнемологической функции сознания.
Физиологической основой памяти являются "нейронные следы" в мозгу, которые остаются после взаимодействия нервных клеток в процессе управления человеческой деятельностью. В психике и сознании память основывается на таком свойстве, как ассоциации (связи) между ощущениями, чувствами, понятиями, суждениями и т.д., которые отражают связи между предметами (процессами) в реальном мире. Память выступает в качестве самостоятельного феномена сознания, когда осуществляется воспроизведение предмета в его отсутствие (например, в представлении и воображении). Вступая во взаимодействие с одним предметом (или начиная разговор о нем), человек по ассоциации вспоминает другой, с ним связанный. Запомнить что-то – значит связать новый образ (копию) с уже известным, образовать ассоциацию.
С точки зрения деятельностного метода память – это форма накопленной деятельности, свойственная сознанию. В памяти человек сохраняет большую часть той информации, которая проходит через его голову. Реально память выступает как совокупность полученной прежде информации, сохраняющейся и использующейся в человеческой деятельности.
Нередко в состав памяти включают еще запоминание. Но это равносильно тому, как если бы в состав знаний включали познание, а в состав оценок – оценивание. Как знание – результат познания, оценки – результат оценивания, так память есть результат запоминания. Стало быть, запоминание – это не память, но лишь та функция сознания, которая производит память как таковую.
Запоминание может быть непроизвольным и произвольным. При непроизвольном запоминании человек обычно нс ставит цели запомнить что-то, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание (информация запоминается как бы сама собой). Однако непроизвольное запоминание осуществляется не беспричинно. Люди непроизвольно запоминают полно и прочно, иногда на всю жизнь то, что имеет для них особенно важное значение, вызывает большой интерес и сильные эмоции.
Произвольное запоминание – это целенаправленная деятельность по запоминанию какой-либо информации. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие накапливать информацию. Они подключают волевые усилия. Для того чтобы что-то лучше помнить, используются специальные приемы. По характеру связей, устанавливаемых между частями запоминаемой информации, выделяют два способа запоминания: механическое и осмысленное. При механическом запоминании устанавливаются ассоциации между различными блоками информации по смежности путем многократного повторения. Осмысленное запоминание осуществляется путем установления смысловых связей новой информации с уже известной и между частями новой информации.
Структурно в составе памяти можно выделить четыре основные подфункции: сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение. Что они собой представляют?
Сохранение информации – это удержание ранее полученной информации в памяти путем подкрепления (повторения). Забывание связано с утратой бывшей в памяти информации. Оно может быть полным и частичным, протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленно. Забывание необходимо человеку, поскольку дает сознанию возможность освобождаться от избыточной информации. Регуляция деятельности по сохранению накапливаемой информации позволяет регулировать и процесс забывания, удерживая в памяти необходимую информацию.
Узнавание и воспроизведение являются двумя однопорядковыми подфункциями памяти по актуализации ранее воспринятой и сохраняемой информации. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что в нем актуализация информации происходит без повторного взаимодействия с предметом (без повторного восприятия), тогда как узнавание осуществляется только на основе повторного взаимодействия с предметом (т.е. при повторном восприятии). Все подфункции памяти могут быть непроизвольными и произвольными. Дело зависит здесь от конкретной жизненной ситуации, в которую попадает человек.
Поскольку сознание обслуживает все виды многообразной деятельности людей, постольку многообразны и различные виды памяти. Обычно виды памяти классифицируют по трем основным критериям: материальному носителю, степени волевой регуляции, времени сохранения[1].
По материальному носителю различают память двигательную (моторную), образную, эмоциональную и словесно-логическую. Двигательная память – это сохранение, узнавание и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение машины, другие практические умения и навыки). В своем большинстве признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в работе с аппаратурой, инструментом и т.д.
Образная память есть память о сенсориальных образах ранее воспринимавшихся предметов и процессов. Различают пять подвидов образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.
Эмоциональная память связана с пережитыми чувствами и эмоциональными состояниями. Память о положительных эмоциях по поводу какой-либо деятельности способствует продолжению данной деятельности или повторному участию человека в подобной деятельности. Память о негативных эмоциях, порожденных определенной деятельностью, напротив, служит препятствием при продолжении иди возобновлении этой деятельности.
Словесно-логическая память есть память на слова, идеи, мысли. Она присуща лишь человеку, в отличие от двигательной, образной и эмоциональной, которые в своих простейших формах свойственны и высшим животным.
У людей имеется два уровня памяти – бессознательный и сознательный. Бессознательный связан с деятельностью мозга и психики (это собственно не память, а просто накопленная деятельность), сознательный – с деятельностью сознания. На сознательном уровне человек вспоминает не движения, образы и чувства сами по себе, а их вербальное (словесное) сопровождение, языковый код этих движений, образов и чувств. Нетрудно заметить, что здесь двигательная память соответствует сектору сознательно-психической наглядно-действенной регуляции, образная и эмоциональная память – сектору сознательно-психической нагляднообразной регуляции и словесно-логическая память – сектору сознательной словесно-логической регуляции. А все три сектора памяти образуют сознательную память как таковую, в отличие от бессознательной накопленной деятельности мозга и психики.
По степени волевой регуляции память подразделяют на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память характеризуется тем, что человек вспоминает о чем-то не по своему желанию и не в соответствии с осознанными намерениями, а стихийно, под влиянием внутренних психических состояний или внешних обстоятельств. При этом он нс затрачивает волевых усилий, не использует какие-либо вспомогательные средства, приемы, способы для выстраивания логически последовательных воспоминаний. В отличие от этого, при произвольной памяти человек вспоминает намеренно, с большим или меньшим волевым усилием, по своему усмотрению, стремясь в памяти воспроизвести события так, как они происходили в жизни. Для этого используются различные приемы и средства: знаки, схемы, карты, эксперименты и др.
По времени сохранения накопленной информации выделяют кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память представляет способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 секунд). Она связана с актуальным сознанием человека. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, в той форме и последовательности, в которой происходило запоминание (например, печатающая текст машинистка помнит каждое слово и даже знак препинания в течение нескольких секунд, пока она их печатает).
Когда выполняется какая-либо сложная деятельность, то осуществляется она, как правило, по частям (действиям, операциям). Понятием "оперативная память" как раз и обозначают память, обслуживающую такие непосредственно осуществляемые действия, операции. Срок хранения информации этой памятью определяется вставшей перед человеком задачей и рассчитан только на ее решение. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Последняя по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.
Спецификой долговременной памяти является относительная длительность и прочность сохранения информации. Она способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Попавшая в долговременную память информация может воспроизводиться человеком многократно и это только увеличивает ее мнемологическую прочность и силу.
Рассмотренные виды памяти не существуют изолированно. В человеческой деятельности они обычно проявляются совместно, переплетаясь друг с другом и подкрепляя одна другую. Например, словесно-логическая память одновременно бывает произвольной или непроизвольной, кратковременной или долговременной и т.д. Эффективность памяти зависит от ряда факторов. Важнейшими среди них являются мотивы мнемологической деятельности, проявляемая человеком сила воли, уровень развития используемых мнемологических средств.
Так же, как и другие управленческие функции сознания, запоминание осуществляется в обыденной и профессиональной формах. Обыденное запоминание сопровождает повседневную деятельность людей, а профессиональное связано с деятельностью специально подготовленных для этого работников – архивариусов, библиотекарей, музейных работников, оиераторов-программистов и др. Их усилиями создаются различные специальные организации профессионального запоминания, услугами которых могут пользоваться профессионалы других отраслей управленческой деятельности: ученые, эксперты, прогнозисты, юристы и др.
В чем разница между обыденным и профессиональным запоминанием?
1. Обыденное запоминание обычно осуществляется людьми за счет своих "естественных" органов – мозга, психики, сознания. В отличие от этого профессиональное запоминание проводится с помощью таких специальных "органов", как архивы, библиотеки, музеи, компьютерные базы и банки данных и др. Изучение показывает, что успех дальнейших социальных преобразований во многом связан с прогрессом в создании все более совершенных органов (организаций) профессионального запоминания.
2. Результатом обыденного запоминания является обыденная память, основные виды которой рассмотрены выше. Результатом профессионального запоминания является профессиональная память, основные виды которой еще необходимо изучить.
Анализ данных управленческих функций сознания показывает одну, пока не отмеченную, их особенность. Все эти функции имеют информационный характер. Входящие в информацию интеллектуальные сведения, данные не являются лишь только знаниями или оценками, что признавалось ранее. Информацию образуют пять блоков сознания, каждый из которых включает процесс и результат – познание и знания, оценивание и оценки, целеполагание и цели, нормирование и нормы, запоминание и память. Все эти блоки (и это было показано выше) располагают своей спецификой, занимают достаточно своеобразное место в системе сознания. Дальнейший прогресс в информационных технологиях, думается, напрямую будет связан с исследованиями и достижениями в освоении данных информационных блоков. В настоящее время компьютеры могут работать в основном с цифровыми технологиями. И только намечаются новые технологии, которые будут работать уже со знаниями.
Проведенный анализ пяти основных функций человеческого сознания позволил вполне наглядно показать, что именно они в своей совокупности обеспечивают в главном и основном управление человеческой деятельностью. В результате человеческое сознание предстает в качестве главного и определяющего органа, с помощью которого человек управляет своей, а также и чужой деятельностью.
Информационные функции социального управления играют решающую роль в структурах регулирования жизни общества. Политический и иной лидер не может претендовать на руководящую роль в государственной и других организациях, а тем более возглавлять страну без этих знаний и умения использовать их в практике повседневной работы. Вместе с тем в отечественной истории, в особенности в советский период, широко было развито социальное явление, которое позже получило название "интеллектуального (информационного) вампиризма".
Система информационного вампиризма сложилась уже в первые годы после революции 1917 г. Она была обусловлена тем, что па руководящие посты пришли люди, нс умеющие не только готовить аналитические доклады, но и подчас просто писать. Поэтому объективно им требовались консультанты, владеющие навыками аналитического мышления. Со временем эта практика стала нормой и в высших эшелонах власти. Одним из немногих, кто понял опасность этого явления, был Ф. Э. Дзержинский. Он официально выступил за то, чтобы остановить развитие этой своего рода саркомы (злокачественной опухоли) социалистического организма. Но это был "глас вопиющего в пустыне". Руководство СССР не заметило болезни, и система росла и ширилась, обретала все признаки самостоятельного конституированного механизма. Именно этот механизм и был одной из причин снижения активности в различных сферах жизнедеятельности в последней четверти XX столетия и прологом для крушения советского строя.