Лекция 8. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6-7 ДО 10-11 ЛЕТ)
Проблемами младшего школьного возраста занимались многие психологи: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдова, Л. И. Айдарова, Ю. А. Полуянов и др. Этот возраст привлекает к себе пристальное внимание ученых потому, что он еще не до конца исследован, так как исторически выделился совсем недавно, с введением обязательного и всеобщего неполного и полного среднего образования. Задачи и ОГЛАВЛЕНИЕ среднего образования не могут быть до конца определены, они меняются с течением времени, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста в принципе нельзя считать окончательными и неизменными.
Самый важный момент изменения социальной ситуации развития — это начало обучения в школе. У ребенка происходит перестройка всех систем отношений с действительностью. Если у дошкольника существовали две сферы социальных отношений: "ребенок — взрослый" и "ребенок — дети", то теперь в системе отношений "ребенок — взрослый" произошли изменения. Она разделилась на две части: "ребенок — родитель" и "ребенок — учитель".
Система "ребенок — учитель" начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Это было экспериментально показано Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович и И. С. Славиной. Данные отношения становятся для ребенка центральными, потому что появляется оценочная система, и оценивание исходит именно от учителя. От того, насколько ученик будет успешен в учебной деятельности и какие оценки будет получать, зависят его отношения со сверстниками и родителями. Сверстники стараются дружить с теми, кто хорошо учится, а плохо успевающий школьник становится объектом их осуждения.
Если раньше родители спрашивали: "Как у тебя дела?", то теперь: "Какую оценку ты получил?" Ребенок видит, что плохие оценки огорчают родителей, а хорошие — радуют.
Отношения "ребенок — учитель" превращаются в отношения "ребенок — общество". В учителе оказываются воплощенными требования общества. "В школе закон общий для всех", писал Г.-Ф. Гегель. В школе построена система определенных отношений, и ее носителем является учитель.
Д. Б. Эльконин отмечал, что дети очень чутки к тому, как учитель относится к детям. Если ребенок замечает, что учитель кого-то выделяет, то уважение к нему снижается. В первое время дети строго следуют указаниям учителя, но если он проявляет лояльность по отношению к нарушителю правила, то правило начинает разрушаться изнутри.
С началом обучения в школе у ребенка изменяются отношения с окружающими людьми. Несмотря на то что он продолжает жить в том же доме, ходить по тем же улицам, жизнь его кардинально меняется. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Родители начинают контролировать его: интересуются оценками и высказывают свое мнение по поводу них, проверяют домашние задания, составляют режим дня. Ребенку начинает казаться, что родители стали любить его меньше, потому что теперь их больше всего интересуют оценки. Это возлагает на него новую ответственность: ему приходится контролировать свои ситуативные импульсы, организовывать свою жизнь. В результате ребенок начинает испытывать чувство одиночества и отчуждения от близких.
Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении.
Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.