Миссия и цели
Выработка миссии и соответствующих целей — важнейшая составная часть стратегического управления любой организации.
Миссия — это четко выраженная наиболее общая цель деятельности организации, в которой определяется, для чего существует организация, какую потребность она удовлетворяет, кто основные потребители, в чем заключается основная философия организации и каковы ее основные принципы.
Миссия дает ответы на следующие основные вопросы:
- для чего существует организация (причина ее существования), какая продукция производится и какую потребность удовлетворяет организация;
— кто основные потребители и каково отношение к ним;
- в чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;
- каковы основные принципы деятельности организации.
Миссия определяет суть деятельности организации, ее базовые цели и принципы деятельности, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации. Цели определяют критерии развития, которые дают основание для оценки развития.
Цели — конечные и промежуточные будущие состояния объекта управления, достижение которых обеспечивает выполнение миссии и реализацию стратегии в целом.
Цели должны обладать рядом характеристик:
• измеримость: любую, даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной или даже о ложной цели;
• ориентация во времени: к какому моменту времени планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то можно сказать, что она отсутствует;
• достижимость: цель должна быть реальной. Если цели недостижимы, то страдает мотивация сотрудников;
• взаимная поддержка: следует стремиться к тому, чтобы разные цели дополняли друг друга и "работали" друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.
Четко сформулированная миссия довольно широко используется в управленческой практике как коммерческих, так и государственных организаций. В российской практике, особенно в государственных организациях, этот управленческий прием пока используется не в полной мере.
Стратегический анализ среды управления
Внешняя и внутренняя среда управления — важнейший объект внимания стратегического управления.
Внешняя среда управления — это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности субъектов менеджмента. Выделяются политические, экономические, научно-технические, социальные, экологические и другие компоненты внешней среды.
Внутренняя среда управления понимается как совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним могут быть отнесены: сложившаяся организационная структура; распределение функции, ответственности, ресурсов и прав подразделений и отдельных работников в организации; этика и традиции организации; отношения руководства — подчинения; доминирующий стиль руководства и отношения неформального лидерства; социально-психологический климат в коллективе и др.
Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности, относятся методы STEP-анализа и SWOT-анализа. STEP-, а по-русски СТЭП-анализ, — разновидность анализа внешней среды организации, используемая при подготовке к проектированию будущей стратегии и позволяющая экспертным путем определить сравнительную значимость факторов среды по четырем группам: социальные, технологические, экономические и политические.
SWOT-, а по-русски СВОТ-анализ, — анализ макросистемы рынка и конкретных целевых рынков, самой фирмы и се конкурентов по комплексной схеме: сильные стороны — слабости — возможности — угрозы.
С помощью этих видов анализа исследователи ищут ответы на стратегические вопросы:
• каково положение организации на настоящий момент;
• в каком положении организация могла бы оказаться в будущем;
• какие препятствия могут возникнуть и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям;
• какие возможности необходимо реализовать, чтобы достигнуть этих целей;
• как управлять реализацией стратегии.