Лекция 7. Мир как процесс
В предыдущей лекции мы рассмотрели основные атрибуты материи — пространство и время. Материя вне пространства и времени не существует, так же как и пространство, и время не обладают таковыми сами по себе. Пространство, время и материя объективно обладают всеобщей связью.
В то же время, познавая окружающий мир, мы видим, что в нём нет ничего абсолютно застывшего и неизменного, всё находится в движении, переходит из одних форм в другие. На всех уровнях материальных систем происходит разнообразное движение — элементарных частиц, атомов, молекул, генотипов и социальных образований; каждый конкретный предмет взаимодействует с окружающей средой, а это взаимодействие заключает в себе движение (изменение, преобразование) того или иного рода. Любой предмет, покоящийся по отношению к Земле, движется вокруг Солнца, вместе с Солнечной системой происходит галактическое движение, а во Вселенной движение происходит по объективным законам, присущим всем материальным образованиям.
Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности в универсуме (мире) нет, всякий покой, равновесие относительны, являются лишь определённым состоянием движения: любой материальный предмет, любая материальная система, совокупность материальных систем движутся [взаимодействуют, взаимоизменяются] по отношению друг к другу.
Стабильность внешней формы материальных предметов обусловлена определённым взаимодействием между составляющими их также материальными образованиями, а всякое взаимодействие, развёртывающиеся в пространстве и во времени, выступает как движение (причём, не имеет значения — в микро- или макромире оно представлено); равным образом и любое движение включает в себя взаимодействие различных видов материи (вещество, поле, космический вакуум, флора и фауна, социум) и структурных образований материи (абиотической, биотической, социальной).
В самом общем виде, движение оказывается тождественным всякому изменению, любому переходу из одного состояния в другое.
В философии движение представляется как всеобщий атрибут материи, как способ её существования. В мире нет и не может быть материи без движения, как нет и движения без материи. Здесь, философское представление материальной картины мира является через диалектическое единство пространства, времени и движения в их объективном единстве, что подтверждается многочисленными естественнонаучными открытиями человечества, главным из которых является теория относительности А. Эйнштейна.
Вопросы сущности материальной картины мира и составят основу наших рассуждений при рассмотрении этой философской проблемы.
Диалектическая картина мира, сложившаяся в соответствии с данными естественных наук, исходит из того, что движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой материальной природе универсума. Одни формы материального движения преобразовываются в другие. Структурные формы агрегатного состояния вещества подвластны некоторому "перекрещиванию", материальные поля ведут себя в соответствии с присущими им закономерностями развития, а вакуумные структуры космоса — пока нейтральны, в силу недостаточной познанности. Биотическая и социальная материальные системы обладают собственными видами движения на генетическом и целевом уровнях. Но ни один вид движения не берётся ниоткуда. Движение — есть саморазвитие в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния, присущи самой материи, она есть "causa sui", то есть причина самой себя. И если, согласно гипотезы английского астрофизика Артура Эддингтона (1882—1944 гг.) наша Вселенная произошла в результате "Большого взрыва" (первично подобная идея возникла у Иммануила Канта), то и причины этого "взрыва" надо искать не во внешней среде, а в самой материи (о чём мы говорили в предыдущей лекции). Философский взгляд на эту данность в том, что не отвергается, а подтверждается материальная сущность вселенских процессов, которые происходили по причине изменений в самой материи, а не в субъективном её восприятии.
Движение — это нечистая континуальность (непрерывность) изменений, а оно представляется совокупностью некоего единства континуальности и дискретности (прерывности): оно есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя.
В бесконечном потоке бытия, то есть никогда не прекращающегося движения (изменения) всегда присутствуют моменты дискретной устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения в виде равновесия явлений и их относительно устойчивой формы, то есть относительного покоя. Вещество, поле, космический вакуум, флора и фауна, социум обладают различными свойствами, движение и относительный покой в них неодинаковые. В частности, у поля покоем является сохранение определённого состояния движения, а каждая форма поля имеет свои постоянные, устойчивые характеристики, которые не пролонгируются на другие полевые материальные образования. В социуме относительный покой — это состояние стабильности, устойчивости социальных образований.
Покой в универсуме (мире) существует лишь как характеристика движения в его какой-либо его устойчивой форме: в пространстве — относительно предметов, находящихся на одной плоскости; в океане — относительно подводных рифов; в природе — относительно окружающих предметов. Как бы не изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою устойчивую определённость. Солнечный свет не перестаёт быть солнечным светом из-за того, что скорость фотонов света достигает 300 тысяч километров в секунду. Сущность света, то есть его бытие (движение) и заключаются в скорости фотонов.
Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его — значит перестать существовать. Это относится к любому структурному уровню организации материи — абиотическому, биотическому и социальному. Гипотетически абсолютный покой равен отсутствию у материи её атрибутивных свойств, а значит отсутствию материи как таковой. Покой всегда имеет лишь относительный характер: тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчёта, условно принятой за неподвижную. Под движением тела, отмечал А. Эйнштейн, мы всегда разумеем изменение его положения относительно другого тела.
Движение по сути своей специфично. Специфика зависит от бесчисленного множества качественно различных материальных образований, которые наличествуют как в природе, так и в обществе. Современной науке известна лишь та часть этих движений, которая освоена разумом. Мы говорим об известных формах движения, то есть способах существования и функционирования материальных систем в соответствии с их структурой.
Типологической разработкой основных форм движения материи занимались многие философы. Одним из первых такую типологию представил Ф. Энгельс в работе "Диалектика природы". Он выделял следующие формы движения:
- механическую — пространственное перемещение;
- физическую — электромагнетизм, гравитация, теплота, звук, изменения агрегатных состояний вещества (на сегодняшний день развития науки — газообразного, жидкого, твёрдого, плазмы, конденсата "Бозе-Эйнштейна");
- химическую — превращение атомов и молекул веществ;
- биологическую — обмен веществ в живых организмах (плюс: изменчивость и наследственность организмов, передача биоинформации — генетика);
- социальную — общественные изменения, а также процессы мышления.
Эта типология сохраняет своё значение и не противоречит нашим предыдущим рассуждениям в лекции VI, потому что исходит из диалектического принципа снятия высшим низшего и несводимости высших форм движения к низшим.
Формы движения материи непосредственно связаны с определёнными уровнями структурной организации материи, её видами (о чём мы говорили в предыдущей лекции), каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем.
Абиотический уровень структурной организации материи (неживая природа, неорганика) — в ней характерно прежде всего взаимодействие и превращение элементарных частиц и атомных ядер путём законосообразного взаимодействия, как способа существования и функционирования. Частным проявлением этого уровня движения материи выступают все виды ядерной энергии. В результате перераспределения связей между атомами в молекулах, изменения структуры молекул одни вещества превращаются в другие. Этот процесс составляет химическую форму движения. На абиотическом уровне организации материи существует и физическая форма движения — электромагнетизм, звуковые колебания и т.п. Все процессы, присущие абиотической природе материи, подчинены объективным законам существования и развития универсума.
Следует отметить формы движения макроскопических тел: теплоту, процессы кристаллизации, изменения агрегатных состояний вещества — твёрдого, жидкого газа, плазмы, конденсата "Бозе-Эйнштейна". Геологическая форма движения включает в себя комплекс физико-химических процессов, связанных с образованием всевозможных минералов, руд и других веществ в условиях больших температур и давлений. В звёздах проявляются такие формы движения, как самоподдерживающиеся термоядерные реакции, образование химических элементов. При особенно больших массах и плотностях космических объектов возможны процессы типа гравитационного коллапса и перехода системы в сверхплотное состояние, когда её поле тяготения уже не выпускает наружу частицы вещества и электромагнитное излучение. В частности, так называемые, космические "чёрные дыры", идею которых высказал ещё в 1783 г. английский мыслитель Джон Мичел. Современные астрономы обнаружили в центре нашей Галактики — Млечном пути — сверхмассивную "чёрную дыру", массой почти в 3 млн раз превышающую Солнце. В масштабах метамирамы являемся свидетелями расширения Вселенной после "Большого взрыва" ("Большого хлопка"), что также можно считать одной из форм движения сверхкрупной материальной системы в пространстве и во времени. Именно на абиотическом структурном уровне материи проявляются отмеченные формы движения материи. Процессы, присущие неорганической форме движения материи, имеют ярко выраженную физико-химическую особенность, они законосообразны.
Биотический уровень структурной организации материи (живая природа, органика) для форм движения материи предполагает включение в себя процессов, происходящих как внутри живых организмов, так и в надорганизменных системах путём геносообразного взаимодействия, как способа существования и функционирования.
Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, ОГЛАВЛЕНИЕм которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов, генетическую передачу информации.
Жизнь на планете явилась закономерным итогом развития совокупности физико-химических процессов на Земле во взаимосвязи с вселенскими процессами. Эволюция живого шла от доклеточных форм существования белка к клеточной организации, к формированию одноклеточных, а затем и многоклеточных организмов. Приматы явились последним рубежом в эволюции органической природы и исходным в переходе к человеку. Человек явился венцом биологической, органической формы движения материи. Процессы, присущие органической форме движения материи, имеют ярко выраженную генетическую особенность, они геносообразны.
Социальный уровень структурной организации материи (индивиды, социум, человечество) является высшей формой её движения посредством целесообразности, как способа существования и функционирования.
Человечество — не просто материальная система, а одухотворённая, обладающая сознанием и мышлением материя. Носителем социальной формы движения материи является человек, поскольку он есть разумное биосоциальное существо (homo sapiens), которому присуща внутренняя духовная жизнь и целеполагающая деятельность. Социальная форма движения материи выражается в субъектно-объектных отношениях и связях, возникающих в процессе взаимодействия людей, социальных групп, социальных институтов внутри общества, а также включает их отношения с окружающей действительностью. Отношения в системе "универсум — человек" генерированы общественной и индивидуальной деятельностью, основанной на общественных и индивидуальных потребностях и отражают суть всей философии. В них же заключена и специфика социальной формы движения материи, заключающаяся в целесообразности этого движения, а также её коренное отличие от других форм движения материальных систем — неорганической и органической. Но, одновременно, высшее снимает в себя всё низшее, предполагая его проявление при наличии соответствующих условий. Процессы, присущие социальной форме движения материи, имеют ярко выраженную целеполагающую особенность, они целесообразны.
Итак, мы определили, что существуют качественно различные структурные уровни организации материи, которым соответствуют определённые формы движения. Различие в качестве означает, что качественное своеобразие одного структурного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. В частности, биотическая организация имеет особый смысл, необъяснимый в пределах только физической картины мира. В биотической среде мы имеем дело с такими явлениями, как приспособление, обмен веществ, рост, размножение, борьба за существование, изменчивость и наследственность. Однако эти качества не являются присущими материальным системам абиотического уровня. В то же время необходимо ещё раз подчеркнуть, что высшие уровни снимают в себя низшие.
Из движения, как атрибута материи, выражающего способ её существования, в совокупности с пространством и временем, следует необходимость осмысления таких категорий, как развитие и всеобщность связей.