Мировоззрение. Философия как система мировоззренческого знания

Взаимодействуя с окружающей действительностью и стараясь определить свое место в мире, древние люди создавали целостные картины этого мира. Без общего представления о ситуации вряд ли возможно какое-то успешное поведение в ней. Может ли, скажем, человек свободно двигаться в незнакомом ему и абсолютно темном пространстве? Скорее сначала он будет осторожно (наощупь) знакомиться с тем, что его окружает, для того чтобы не натолкнуться на препятствие или не упасть в пропасть. Лишь осознав ситуацию, в которой оказался, он начинает вырабатывать соответствующую поведенческую программу. Так и древние люди определяли свои действия, исходя из инстинктивно формируемых ими общих представлений о том, чем является мир, в котором они живут.

Целостная система взглядов на мир и место человека в нем называется мировоззрением. Именно оно определяет идеалы и ценности, регулирующие жизнь коллектива, задает ориентиры, руководствуясь которыми люди упорядочивают свои конкретные действия. Осознавая свои жизненные позиции, выдвигая перед собой определенные цели, каждый индивид формирует и собственное представление о себе как личности. Как утверждал один из знаменитых немецких философов XX в. М. Хайдеггер, окружающий нас мир есть лишь средство человеческого самопознания.

В отличие от практических навыков, художественных образов действительности или ее научно-теоретических моделей, связанных с ее локально конкретными фрагментами, мировоззрение характеризует общую ориентацию людей в мире, обусловливает их исторически определенные оценки происходящих событий и коллективную реакцию на эти события. Но структура любого развитого общества объединяет в себе множество различных социальных групп и слоев, интересы которых далеко не всегда совпадают. Являясь в одно и то же время членом различных общественных групп (по происхождению, интересам или религиозным убеждениям), каждый человек может в конкретных жизненных ситуациях выражать и защищать их позиции, вступая, казалось бы, в противоречие с самим собой. Обычно такое происходит с людьми, не имеющими опыта в последовательном анализе и осмыслении своих целей и поступков. Ведь общественное мировоззрение не задается людям в виде четко сформулированных кем-то правил. Чаще всего оно складывается стихийно, под влиянием установок, принятых в семье, знаний, приобретаемых в процессе образования, примеров поведения друзей и знакомых.

Структура мировоззрения

В содержании мировоззрения обычно выделяют такие формы, как мировосприятие и миропонимание. Первая из них выражает способ чувственного переживания человеком своего бытия в мире и проявляется в коллективных настроениях или ценностных ориентациях. Вторая же характеризует интеллектуальное осознание людьми наиболее распространенных в обществе устойчивых эмоций и представлений о действительности. Она представлена обычно в виде теоретически оформленного знания природных и социальных законов, на основе которых строятся программы коллективного поведения.

Обе указанные формы неразрывно связаны между собой. Ведь для того чтобы возникающие в общественном сознании картины мира и правила поведения стали именно системой мировоззрения, необходимо, чтобы они превратились в личностные убеждения каждого человека, воспринимались им в качестве его собственного отношения к действительности. В противном случае человек может знать о существовании каких-то законов и правил, но не считать их обязательными для себя. Ведь понимать и разделять какие- то идеи и верования – не одно и то же!

Различие форм, входящих в структуру мировоззрения, свидетельствует о том, что люди осмысляют факт своего существования в мире не только с помощью интеллектуальных рассуждений. Потребности и жизненно важные цели сначала оформляются на эмоционально-чувственном уровне. Но в своих желаниях и устремлениях каждый индивид остается социальным существом, а потому в его поведении проявляются особенности культуры, носителем которой он является. Даже действуя в одиночку, надолго оказавшись в отрыве от привычного образа жизни, человек продолжает вести себя в соответствии с привычными для него нормами и правилами.

Например, герой романа Д. Дефо "Робинзон Крузо" был выброшен на необитаемый остров. Приспосабливаясь к одинокой жизни, он вел себя как человек европейской культуры: он пользовался оружием и инструментами, созданными не им лично, а инженерами и рабочими его страны, и вел себя не как "природный человек" (в роли какового выступил "дикарь" Пятница), а как именно английский моряк. Для европейцев XVIII в. казалась самоочевидной мысль, что именно они представляют "цивилизованный мир", а потому привычные для них нормы и установки являются общеобязательными. На этом основании обычаи и традиции, отмечаемые тогдашними путешественниками у других народов, объявлялись "варварскими", а сами эти нарды воспринимались как "дикари".

Современная наука об обществе отвергает господствовавшее ранее представление о превосходстве европейской культуры над всеми остальными. Она исходит из признания равноценности разных форм мировоззрения и достаточно ясного понимания того, что любой человек в своем поведении определяется установками, господствующими именно в его окружении и времени.