Мировой рынок: сущность, специфика, особенности
Первоначально мировой рынок как сфера товарного обмена между государствами и территориями (народами) базировался на обращении простых потребительских товаров, затем продовольствия, предметов роскоши (редких предметов) и т.п. По мере развития капитализма утверждалась так называемая индустриально-колониальная структура мирового рынка: в отсталые страны (колонии) вывозились простейшие готовые изделия, а из этих частей мира в индустриальные страны (метрополии) поступали сырье, тропические ("колониальные") товары, аграрные культуры и т.п.
Со временем такое разделение труда подвергалось изменениям, преобразуя сложившийся рынок. В частности, первичное индустриальное развитие колониальных стран позволило ввозить сюда изделия "промежуточных технологий". В то же время дешевая рабочая сила на этих территориях обусловила рост в этих странах текстильной промышленности, сборки радиотехники и электроники, несложных машин, и организацию других производств, ориентированных на экспорт, в том числе в развитые индустриальные страны.
Постепенно сформировались национальные товарные рынки, их специализированные сегменты стали устойчиво ориентироваться на операции с определенными товарами в других странах, где у торговцев появилась постоянная клиентура. Например, на самых ранних этапах работорговля являлась своего рода классическим примером рынка в Античном мире. Рим, Венеция, Афины, Ливерпуль, Нант и другие европейские города в разные эпохи были центрами работорговли; на них в значительной степени походили и американские южные города до отмены рабства.
Появление мануфактур (в Европе с XIV в.) создало предпосылки для крупного товарного производства, доведя процесс разделения труда до региональных, а затем и интернациональных масштабов. Вначале складывались ограниченные региональными зонами международные рынки – европейские, ближневосточные и восточноазиатские, позже – европейско-азиатские и европейско-азиатско-американские, связанные с колониальными империями западных стран. Возникновение крупной промышленности, которая была способна производить огромные объемы разнообразных товаров, требовало организации их широкого сбыта. Разрозненные региональные рынки стали соединяться в систему мирового рынка, в глобальную мегасистему.
Современный мировой рынок как таковой оформился к концу XIX в. В своей эволюции он прошел несколько стадий. Сначала от разрозненных рынков – к единому национальному рынку, когда часть товаров уже ориентировалась на покупателей в других странах. Затем он трансформировался в международный рынок, когда на зарубежные рынки стали ориентироваться уже не просто отдельные товары, а часть национальных рынков. И наконец, произошло формирование единого мирового рынка с его устойчивыми многосторонними взаимосвязями, элементами надгосударственного регулирования торгово-экономических операций на основе международных правил.
До распада СССР и краха системы социализма мировой рынок рассматривался в двух его подсистемах: международный капиталистический рынок и международный социалистический рынок. С момента распада СССР мировой рынок формально существует как единый глобальный рынок, но в действительности проблема намного сложнее. То, что принято называть мировым рынком, представляет собой крайне противоречивую систему, состоящую из множества дифференцированных национально-территориальных, региональных и иных локальных подсистем, в том числе мировых отраслевых подсистем, формирующихся в результате объединения как гигантских, так и огромного числа мелких производителей множества видов товаров и услуг, а также организаторов финансовых потоков.
С точки зрения содержания мировой рынок– это совокупность всех национальных и международных рынков, на нем реализуются товары и услуги, произведенные с целью их реализации на внешних рынках. Мировой рынок – это область устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда.
Основными чертами мирового рынка являются:
• максимизация прибылей компаний – агентов мирового рынка (никаких иных конечных целей для них не существует);
• движение товаров и услуг между странами, что и определяет спрос на иностранных рынках;
• способствование более полному и рациональному использованию национальных факторов производства, их включение в систему международного разделения труда.
Современная система мирового рынка находится в неустойчивом равновесии, которое сохраняется благодаря наиболее мощным национальным рынкам, доминирующим в мировой экономике, глобальным ТНК, международным финансовым группам, центрам, институтам. На мировом рынке, когда все более разнообразными становятся формы сотрудничества, одновременно развиваются три противоположных процесса:
1) синтез (соединение, интеграция);
2) разделение (развитие и углубление процессов международного разделения труда;
3) дезинтеграция (формирование региональных торговых блоков, усиление элементов протекционизма и т.д.).
Национальные экономики в своей совокупности образуют мировую экономику, стержнем которой выступают мощные производственные комплексы, выбрасывающие на рынок лишь часть произведенной продукции. Дело в том, что другая ее часть либо вообще не является товаром (например, земля в ряде стран), либо как товар используется только внутри страны. Таким образом, мировой рынок – это экономическое пространство, где реализуются товары, услуги, капиталы, рабочая сила, инновации и т.д., производимые (или предлагаемые) исключительно для обмена (торгуемые товары и услуги). На нем не функционируют неторгуемые товары, которые потребляются внутри той страны, где они производятся.
Мировой рынок складывается из мировых (международных) специализированных товарных и иных функциональных рынков – рынков услуг, капиталов, инвестиций, технологий и инноваций, рабочей силы и т.д. Речь, таким образом, идет о международном движении факторов производства, их интернационализации. В этом находит выражение высший уровень развития специализированных отраслевых рынков, имеющих в то же время универсальный характер, поскольку они как бы проникают во все другие, "узкие" рынки товаров и услуг, которым придается форма торгуемого товара.
К классическим специализированным, товарным рынкам относятся следующие: судостроительный; автомобильный; авиастроительный; химических товаров; продовольственный (пищевой); потребительских товаров, в том числе одежды и обуви; рынки нефти, газа, сельхозмашин, электроники, оружия и т.д. Все это рынки в узком смысле слова, где товар (даже на мировом рынке) рассматривается как предмет купли-продажи, призванный удовлетворять общественные и индивидуальные потребности; он произведен для этих целей – обмена на рынке. Отличительное свойство такого товара – особая ценность, выявленная в процессе реализации на мировых рынках. При этом, говоря о мировом рынке, не следует упускать из виду, что реализация товара осуществляется на национальном рынке, в то время как цена на товар формируется на рынке мировом (это касается исключительно торгуемых товаров).
Основная форма типового рынка – это международная торговля. Первоначально единственной формой хозяйственного общения стран и народов выступала торговля простыми потребительскими товарами (обмен). В XX в. мировой рынок уже не сводился исключительно к обмену товарами, его функционирование стало осуществляться посредством многообразных операций, касающихся продажи товаров, услуг, финансов (займов, инвестиций и пр.), технологий, рабочей силы и т.д. Для закрепления терминов уточним некоторые понятия, частично уже рассмотренные в гл. 1.
Виды (типы) наднациональной торговли:
• внешняя торговля – торговля одной страны с другой или с другими странами;
• торговля между двумя государствами (ее обычно называют межгосударственной или двусторонней);
• межстрановая торговля (или внутриблоковая торговля) – так часто характеризуют торговлю в рамках региональных интеграционных образований (Евросоюз, НАФТА, СНГ);
• мировая (международная) торговля – торговля всех стран между собой. В мировой торговле участвуют не только товары, но и услуги, являющиеся товаром в неовеществленной форме. Международная торговля характеризуется наличием экспорта и импорта, образующими встречные потоки обмена товарами и услугами.
Основные категории международной торговли:
• экспорт – вывоз товара за границу с целью его продажи;
• импорт – покупка товара за границей для ввоза в страну;
• торговый оборот – сумма объемов экспорта и импорта товаров в стоимостном выражении;
• торговое сальдо – разность объемов экспорта и импорта в стоимостном выражении;
• экспортная квота – величина вывозимого из страны товара, определенная страной-экспортером;
• импортная квота – величина ввозимого в страну товара, определенная страной-импортером.
Позиции страны в системе мировой экономики и мирового рынка определяются эффективностью ее национальной экономической системы и конкретно производства товаров и услуг, качество и количество которых формируют ее экспортную квоту, это конкурентоспособность страны. Конкурентным становится то, что более индивидуализировано и ориентировано на человека. Очевидно, что конкурентоспособной страну делает не отдельно взятая, например государственная, политика экономической экспансии, а ее долгосрочная политика, направленная на создание "правил игры", соответствующих механизмов, автономно регулирующих конкурентную рыночную среду.
Главное условие развития мировой экономики – растущий мировой рынок, соответствие объемов экспорта и импорта товаров и услуг. Следовательно, устойчивость мирового рынка (т.е. его стабильность и рост, достижение и сохранение равновесия на мировом рынке) – это стратегическое качество, обеспечивающее развитие современной мировой экономики. Формула устойчивого развития мирового рынка проста – соответствие мирового производства (предложения) мировому спросу. Она не отличается от формулы равновесия национального рынка, но ее реализация в масштабах глобального рынка представляет огромную сложность.
Совокупный мировой спрос – это объем производства товаров, который можно реализовать потребителям на мировом рынке (при существующем уровне цен). Его составляют закупки товаров фирмами (производственное потребление), людьми (личное потребление), правительствами (государственное потребление), а также та часть национальных ресурсов разных стран, которая направляется на инвестиции, и экспорт товаров.
Совокупное мировое предложение – это количество товаров, которое производители в разных странах готовы предложить на мировом рынке потребителям при существующем уровне пен. Оно обеспечивается как внутренним производством стран, так и взаимным обменом товарами и услугами.
В условиях, когда мировое производство не соответствует мировому спросу, появляется или дефицит (рыночный спрос превышает предложение), или избыток товара (например, нефти). Нарушается рыночное равновесие, в том числе на специализированных мировых рынках. Для обеспечения равновесия мирового рынка совокупный мировой спрос должен равняться совокупному мировому предложению, устанавливая между этими двумя гигантскими объемами товаров и услуг устойчивую взаимозависимость. На деле с точки зрения интересов и практики отдельных стран (особенно когда речь идет об экономически мощных странах) такое равновесие на мировом рынке – большая редкость. Как правило, наблюдается отклонение от баланса в ту или другую сторону в зависимости от ожидаемых выгод со стороны тех крупных экономических агентов, которые господствуют на мировых рынках.
Вторая мировая война буквально взорвала международную торгово-экономическую и финансовую систему, основанную на золотом стандарте. Ведущие державы уже к концу войны подошли к необходимости выработать новые принципы для послевоенного мирового торгового и финансового порядка. Это касалось в особенности США, на долю которых в начале 1945 г. приходилось 75% всего мирового золота, хранящегося в Форт-Ноксе, свыше 50% всей мировой торговли и 60% мирового промышленного производства. Именно по инициативе США была созвана международная конференция в Бреттон-Вудсе, на которой были представлены 44 государства, примкнувшие к антигитлеровской коалиции (первоначально в ней участвовали и представители СССР). Контуры нового мирового порядка предполагалось оформить основываясь на следующих положениях. Во-первых, он мыслился иод эгидой США, во-вторых, был провозглашен отказ от золотого стандарта в пользу доллара, в-третьих, золото отныне должно было функционировать в привязке к доллару США, тем самым роль этого металла существенно ограничивалась. Для регулирования международной финансово-экономической системы был создан Международный валютный фонд (МВФ), вклад каждой страны в который квотировался. Самая большая квота приходилась на США, они получили контрольный пакет голосов. Другая организация, учрежденная на этой конференции, – Международный банк реконструкции и развития (МБРР), первоначально имеющий целью оказывать финансовое содействие в восстановление разрушенного Второй мировой войной хозяйства множества стран. Позже, в 1971 г., президент Никсон разорвал последнюю связь между золотом и долларом, когда золото стало рассматриваться как рыночный товар. Тогда же была поставлена задача создания Международной торговой организации (МТО), временно удалось создать Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ). Эта организация и являлась главным регулятором международной торговли вплоть до 1994 г., когда она была заменена Всемирной торговой организацией (ВТО).