Лекция 5. Мировой рынок машин и оборудования

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные тенденции развития мирового рынка машин и оборудования;

• специфику формирования мировых цен на машинотехническую продукцию;

• причины роста участия в мировом производстве и торговле развивающихся стран;

• роль ТНК и государственного регулирования в развитии сектора;

уметь

• определять факторы, влияющие на организацию и динамику мирового рынка машин и оборудования; основных участников рынка;

• осуществлять поиск и анализ данных, характеризующих положение на данном мировом рынке, и использовать их в практической работе;

• выявлять основные факторы и тенденции, оказывающие влияние на динамику торговли, а также на отраслевые и географические сдвиги в торговле машинами и оборудованием;

владеть навыками

• анализа основных тенденций развития мирового рынка машин и оборудования;

• интерпретации полученных в процессе анализа результатов в виде сформулированных выводов и предложений.

Современные особенности развития рынка машин и оборудования

Одной из важнейших характеристик современного развития мировой экономики является ускоренный рост международной торговли техноемкими и наукоемкими товарами, в первую очередь машинами и оборудованием. За несколько последних десятилетий удельный вес этой группы товаров вырос в мировой торговле с 10 до 40% и в настоящее время более чем в два раза превосходит следующую за ней по удельному весу товарную позицию – топливо (18%). У многих стран эта группа в товарной структуре является доминирующей и составляет (%): в Чехии – 54, Венгрии – 55, Японии – 58, Республике Корея – 54, Мексике – 53, Германии – 47. В Китае доля машин и оборудования в экспорте выросла с 21% в 1995 г. до 47,5% в 2011 г. [1] Так же быстро развивается экспорт услуг, связанных с производством, сбытом и эксплуатацией машин и оборудования.

Машиностроение является крупнейшей отраслью мирового промышленного комплекса, а его уровень определяет место страны в международном разделении труда. В развитых странах на него приходится до 40% материального производства. От результатов развития этой отрасли зависят общий технологический прогресс всего мира, объемы выпуска продукции, эффективность ее транспортировки, размеры ее продаж. Это наиболее глобализированная отрасль: она тесно завязана на другие сферы производства, так как, с одной стороны, является крупным потребителем различных материалов – металлов, пластмасс, продукции легкой промышленности, с другой – обеспечивает орудиями производства все предприятия всех отраслей.

Развитие машиностроения и торговля машинотехнической продукцией напрямую связаны с НТП, ростом и расширением международной фрагментации производства, формированием глобальных стоимостных цепочек. Большинство отраслей машиностроения тесно взаимозависимы, и готовая продукция одних служит исходным материалом для производства других. В связи с этим растет доля торговли промежуточной продукцией (комплектующие изделия, узлы и детали для последующей сборки). Совсем недавно исследователи писали, что на нее приходится "три пятых" мировой торговли машинами и оборудованием, а в обзоре ВТО за 2012 г. уже указано, что в 2009 г. доля промежуточной продукции впервые превысила долю готовых изделий и составила 51% [2].

НТП вызвал к жизни появление и развитие новых ранее не существовавших отраслей и методов производства на базе новейших технологий. Отличительной чертой машин и оборудования как товара стала динамичность совершенствования их технических и качественных параметров. Снижается срок морального износа машин и оборудования, ускоряется сменяемость поколений. При этом сроки морального устаревания сокращаются: если в 1980-е гг. средние нормы амортизации оборудования составляли 10–15 лет, в 1990-е гг. – 5 лет, то в настоящее время по некоторым видам техники они могут составлять год и даже несколько месяцев.

Растут требования к безопасности использования техники, экологической чистоте, комфорту, уровню эксплуатационных расходов, эргонометрическим показателям, общему качеству изделий. Одновременно повышаются запросы в отношении обеспечения и качества технического обслуживания, своевременного снабжения запасными частями и т.д. Все эти факторы формируют основные тенденции развития мировой торговли машинами и оборудованием.

Серьезное влияние на развитие производства и сбыта машин и оборудования оказывает активизация торговли патентами и лицензиями, обмена техническим опытом. Современная международная торговля сопровождается все более широким распространением лизинга, торговли на компенсационной основе, встречных операций, связанных с выкупом устаревшей техники и др. Растет торговля подержанными машинами.

Большую роль в развитии торговли машинами и оборудованием играет государственная политика стран, направленная на стимулирование производства и экспорта высокотехнологичных товаров, включая машины и оборудование. Для поощрения экспортеров могут использоваться такие методы, как льготное налогообложение, предоставление гарантий государственных банков, финансирования и кредитования и т.д. Так, Бразилия в целях диверсификации своего экспортного потенциала и повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировых рынках приняла в 2012 г. Новую индустриальную политику, содержащую комплекс фискальных и финансовых мер по стимулированию развития отраслей промышленности, продукция которых предназначается на экспорт. Особые льготы получило автомобилестроение (сборка и производство компонентов), что привело к росту инвестиций в отрасль с 116 млн долл, в год в период 2007–2010 гг. до 1,6 млрд долл, в 2011–2012 гг. [3]

Серьезное влияние на мировую торговлю товарами этой группы оказывает деятельность ТНК, в руках которых сконцентрированы производство и сбыт многих видов товаров.

Машины и оборудование – особый товар. Они являются объектом и инвестиционного (безусловно, преобладающего), и личного спроса. Это – сложный, дорогостоящий и специфический объект мировой торговли.

Для этой группы товаров характерна крайне широкая и постоянно меняющаяся номенклатура, которая включает огромное количество видов изделий различного назначения – производственного, потребительского, промежуточного. Внутри каждого вида имеется множество типоразмеров, различающихся по техническим характеристикам: мощности, скорости, ресурсопотреблению, грузоподъемности, выработки и т.п. Машины и оборудование одного и того же назначения с одинаковыми техническими параметрами могут различаться конструктивно, по качеству изготовления, по отделке, по используемым материалам, надежности в эксплуатации, ремонтируемости, периоду окупаемости и т.д.

Одной из отличительных черт экспорта машинотехнической продукции является необходимость ее предварительного тестирования на предмет соответствия техническим требованиям и стандартам того или иного рынка. Речь идет о напряжении в сети, нагрузке на ось, чистоте выхлопа, параметрах безопасности, требованиях эргонометрики и др.

На рынке машин и оборудования наряду со стандартной продукцией представлены уникальные по своим свойствам изделия, что также накладывает свой отпечаток на развитие рынка машин и оборудования. К уникальному (штучному, индивидуальному) относится оборудование, пригодное для эксплуатации в условиях сверхвысоких или сверхнизких температур, под давлением, в безвоздушном пространстве, в условиях влажного тропического климата и т.д. Сюда же можно отнести мелкосерийное производство (до 50 ед.), которое носит экспериментальный характер и требует применения высококвалифицированной рабочей силы. Уникальное оборудование производится по заказу, предназначено для решения каких-либо определенных задач и отличается повышенным уровнем техно- и наукоемкости. К этой категории относится и техника так называемого престижного потребления (класса люкс – легковые автомобили, бытовая техника).

Серийное оборудование обеспечивает общее поступательное развитие экономики и удовлетворение растущих потребностей населения. В передовых странах наличие гибких систем автоматизированного проектирования и производства позволяет достаточно быстро переключаться от экспериментального к массовому выпуску продукции и от одной модели к другой.

К числу особенностей машин и оборудования как товара следует отнести высокий удельный вес в общей их стоимости эксплуатационных расходов. В связи с этим для этой категории продукции характерно понятие "цена потребления", т.е. покупная цена изделия плюс расходы, связанные с его эксплуатацией в течение периода его использования. Цена эксплуатации будет складываться из стоимости потребленного топлива, расходных материалов, электроэнергии, расходов на транспортировку, монтаж, установку, хранение, техническое обслуживание, включая ремонт и приобретение запасных частей, стоимость обучения персонала для обслуживания машин и т.д. В эту категорию будут включены и суммы на оплату утилизации завершающего свой цикл изделия. Цена потребления, как правило, в несколько раз выше, чем продажная цена: в 10 раз – для холодильника, автомобиля, самолета; в пять раз – для трактора и т.д. Таким образом, импортер заинтересован не только в том, чтобы товар как можно дольше сохранял свои потребительские свойства, но и в том, чтобы он сохранял их при минимальных затратах на эксплуатацию, т.е. в оптимизации соотношения между покупной ценой и ценой потребления. Цена потребления становится ключевым фактором конкурентоспособности товара на мировом рынке. По экспертным оценкам, в России расходы по эксплуатации легкового автомобиля для потребителя – одни из самых высоких в мире, что влияет на решение о покупке [4].

Отношения между продавцом и покупателем, как правило, носят долговременный характер и не оканчиваются после поставки товара. Экспортер берет на себя обязательства по обеспечению бесперебойности работы оборудования в гарантийный период и поставки запасных частей в период эксплуатации. При отгрузке сложного промышленного оборудования возникают обязательства по монтажу, обучению персонала, техобслуживанию, послегарантийному ремонту.

Существуют разные подходы к классификации машин и оборудования. Традиционно сегментируют машинотехническую продукцию на три группы: промышленное оборудование, средства транспорта, электротехническое и электронное оборудование (см. Приложение 7), которые в целом равновелики как по удельному весу в мировой торговле, так и по объему добавленной стоимости. В каждой из этой группы можно выделить весьма значимые объекты для изучения. Так, в макросегменте "Электроника" выделяются электронные компоненты, офисная техника, телекоммуникационное оборудование, бытовая электроника. В разделе "Транспортные средства" рассматриваются автомобили, авиатехника, суда, средства железнодорожного транспорта. В макросегменте "Промышленное оборудование" – энерогосиловое и электрораспределительное оборудование, оборудование для отдельных отраслей хозяйства (для пищевой, целлюлозно-бумажной, текстильной, металлургической промышленности и т.п.), приборы, инструменты и пр. [5]

В целом имеется большое число классификаций этой группы товаров. Согласно Стандартной международной торговой классификации ООН (SITC, о ней рассказывалось в гл. 2), машины и оборудование подразделяются на девять отделов, которые включают в себя 50 групп, 217 подгрупп, 642 позиции (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Виды машин и оборудования по Международной стандартной торговой классификации

Отдел

Код

отдела

Число

групп

Число

подгрупп

Число

основных

позиций

Раздел 7. Машины и оборудование

50

217

642

Энергогенерирующее оборудование

71

6

22

44

Машины специальные, предназначенные для конкретных отраслей

72

8

33

117

Машины для обработки металлов

73

4

15

69

Неспециальные машины и оборудование для промышленности, не включенные в другие категории, и детали машины, не включенные в другие категории

74

9

56

150

Канцелярское оборудование для автоматической обработки данных

75

3

11

23

Аппаратура и оборудование электросвязи, звукозаписывающее и звуковоспроизводящее

76

4

14

33

Электрические машины и аппараты, приборы, не включенные в другие категории, и их электрические детали (включая неэлектрические детали электробытовых приборов, не включенных в другие категории)

77

7

31

126

Автомобили, включая транспортные средства на воздушной подушке

78

6

16

40

Прочее транспортное оборудование

79

3

19

38

Источник: Международная стандартная классификация. Четвертый пересмотренный вариант. ООН. 2008. URL: unstats.un.org/unsd/publication/ SeriesM/SeriesM_34rev4r.pdf

Ценообразование на машины и оборудование также имеет свои особенности. Во многом оно связано с гигантской и быстро меняющейся номенклатурой изделий, а также интенсивностью изменений технических и качественных характеристик, уровня затрат на производство единицы продукции под влиянием НТП и т.д.

Цены на машины и оборудование в значительной степени связаны с общим циклом развития экономики. Очевидно, что в период кризиса спрос на легковые автомобили и бытовую технику падает, снижается спрос и на инвестиционные товары. Для этого периода в целях стимулирования продаж используются специальные скидки на покупку продукции, предоставление кредитов, принятие встречных обязательств по выкупу и утилизации старой техники и т.д. Одновременно оживляется торговля запасными частями, так как в эксплуатации оказывается все больше старой техники, требующей ремонта.

Как правило, информация по ценам содержится в различных отраслевых справочниках, к которым относятся экономические отраслевые газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Справочные цены носят номинальный характер и играют роль лишь отправной точки, с которой начинается формирование цены предложения.

Определение цен на нестандартное и комплектное оборудование обычно опирается на издержки изготовления, на базе которых выполняются сложные расчеты, учитывающие стоимость научных и проектно-изыскательских работ, инжиниринга, строительно-монтажных работ, техническое обслуживание и т.п. Если относительно сырьевых товаров определение мировой цены не вызывает осложнений, то применительно к готовым изделиям и машинотехнической продукции для установления цены, которая отвечает мировым показателям, необходимо опираться на данные ведущих компаний, производящих и экспортирующих аналогичную продукцию.

По способу формирования цены на машинотехническую продукцию можно разделить на расчетные и приведенные. Расчетные калькулируются на базе издержек производства. Приведенные имеют в своей основе конкурентные материалы, данные которых адаптируются путем внесения соответствующих поправок к конкретной продукции.

В целом общая тенденция движения мировых цен на машины и оборудование оценивается как повышательная, однако по различным группам динамика цен выглядит разнонаправленной. На стандартные серийные товары промышленного и бытового назначения цены снижаются, на уникальные растут. Последняя тенденция связана с увеличением расходов на исследовательские работы и конструкторские разработки, заказами со стороны государства, в том числе военными, международными мегапроектами.

За последние десятилетия мировая торговля машинами и оборудованием претерпела ряд важнейших изменений, в числе которых можно отметить следующие:

• включение во внешнеторговый оборот все более значительного числа новых, ранее неизвестных товаров – продукции электронной промышленности, компьютерной техники, средств связи, автоматизации, робототехники и различного научного оборудования и приборов;

• расширение емкости мирового рынка за счет спроса и сбыта со стороны развивающихся стран;

• опережающие темпы роста производства и сбыта узлов и деталей, формирование глобальных стоимостных цепочек;

• высокие темпы роста экспорта машин и оборудования, включая компоненты, из развивающихся стран.

В настоящее время мировая торговля машинами и оборудованием составляет более 6 трлн долл. Под влиянием роста цен на топливо доля этого сегмента в общем мировом экспорте несколько снизилась, и в 2011 г. на него пришлось 18%, в то время как в начале XX в. она составляла более 20%.

За последние 15 лет в мире трижды менялся лидер по экспорту машинотехнической продукции. До середины 1990-х гг. им была Япония, которую затем опередили США. В середине 2000-х гг. на первое место вышла Германия, а с 2009 г. – Китай, размер экспорта которого далеко опережает традиционных экспортеров. С 1995 по 2011 г. китайский экспорт машин и оборудования вырос в 10 раз. Особенно сильны позиции этой страны на рынках телекоммуникационного, офисного оборудования, средств транспорта. Таблица 5.2 дает представление о масштабах развития китайского машиностроения.

Таблица 5.2. Производство в Китае машин и оборудования в 2012 г.

Вид

Единица

измерения

Количество

Изменение к 2011 г., %

Энергогенерирующее оборудование

10 000 кВт

13 005,6

-9,7

Автомобили

10 000 ед.

1927,7

4,7

В том числе легковые

10 000 ед.

1077,1

6,4

Тракторы (мощные и средней мощности)

10 000 ед.

46,3

15,3

Интегральные схемы

100 млн ед.

823,1

14,4

Модемы и пульты контроля

10 000 ед.

2826,3

-6,8

Мобильные телефоны

10 000 ед.

118 154,3

4,3

Микрокомпьютеры

10 000 ед.

35 411,0

10,5

Источник: URJL: stats.gov.cn/english/Statistical Communiques/

В группу крупнейших экспортеров машин и оборудования входит также Республика Корея. Сильны позиции Мексики, Великобритании, Франции, Италии, Сингапура (см. приложение 9 и табл. 5.3).

Таблица 5.3. Страны-лидеры в торговле машинами и оборудованием, млрд долл.

Экспорт

Импорт

2000 г.

2010 г.

2000 г.

2010 г.

США

455

Китай

841

США

600

США

791

Япония

356

Германия

654

Германия

192

Китай

641

Германия

291

США

615

Велико

британия

165

Германия

411

Велико

британия

144

Япония

496

Канада

133

Франция

224

Франция

140

Республика

Корея

304

Франция

127

Велико

британия

217

Канада

115

Франция

218

Япония

120

Япония

186

Мексика

103

Сингапур

191

Гонконг

101

Канада

173

Республика

Корея

102

Мексика

176

Китай

99

Сингапур

154

Италия

98

Италия

172

Мексика

93

Мексика

153

Сингапур

96

Тайвань

162

Сингапур

87

Италия

147

Источник: Хохлов А. В. Указ. соч. С. 179.

Как уже указывалось, мировой экспорт машин и оборудования постепенно перемещается в развивающиеся страны. В 2000 г. удельный вес развитых стран в мировом экспорте этой группы товаров составил 71,8%, развивающихся стран – 27,8, стран переходной экономики – 0,4%. В 2011 г., по данным ежегодника ООН, доля развитых стран снизилась до 56,7%, развивающихся стран выросла до 42,8%, положение стран переходной экономики осталось прежним – 0,5% [6]. При этом особый рост наблюдался в развивающихся странах Юго-Восточной Азии: их доля в мировом экспорте машин и оборудования выросла с 13,3 до 27,2%.

Импортерами машин и оборудования выступают практически все страны мира. Из них крупнейшими являются США, Китай, страны Европы.

Торговля машинами и оборудованием оценивается в стоимостном выражении. Единицы физического объема применимы к однотипным транспортным средствам, сельскохозяйственной технике (тракторы, комбайны), к отдельным видам подъемнотранспортного и дорожно-строительного оборудования, металлорежущим станкам и т.п. Но в целом количественные показатели дают искаженную картину, так как в аналитических целях суммируются машины, разные по мощности, ресурсопотреблению, другим техническим характеристикам.