Лекция 5. Мировой рынок машин и оборудования
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• основные тенденции развития мирового рынка машин и оборудования;
• специфику формирования мировых цен на машинотехническую продукцию;
• причины роста участия в мировом производстве и торговле развивающихся стран;
• роль ТНК и государственного регулирования в развитии сектора;
уметь
• определять факторы, влияющие на организацию и динамику мирового рынка машин и оборудования; основных участников рынка;
• осуществлять поиск и анализ данных, характеризующих положение на данном мировом рынке, и использовать их в практической работе;
• выявлять основные факторы и тенденции, оказывающие влияние на динамику торговли, а также на отраслевые и географические сдвиги в торговле машинами и оборудованием;
владеть навыками
• анализа основных тенденций развития мирового рынка машин и оборудования;
• интерпретации полученных в процессе анализа результатов в виде сформулированных выводов и предложений.
Современные особенности развития рынка машин и оборудования
Одной из важнейших характеристик современного развития мировой экономики является ускоренный рост международной торговли техноемкими и наукоемкими товарами, в первую очередь машинами и оборудованием. За несколько последних десятилетий удельный вес этой группы товаров вырос в мировой торговле с 10 до 40% и в настоящее время более чем в два раза превосходит следующую за ней по удельному весу товарную позицию – топливо (18%). У многих стран эта группа в товарной структуре является доминирующей и составляет (%): в Чехии – 54, Венгрии – 55, Японии – 58, Республике Корея – 54, Мексике – 53, Германии – 47. В Китае доля машин и оборудования в экспорте выросла с 21% в 1995 г. до 47,5% в 2011 г. [1] Так же быстро развивается экспорт услуг, связанных с производством, сбытом и эксплуатацией машин и оборудования.
Машиностроение является крупнейшей отраслью мирового промышленного комплекса, а его уровень определяет место страны в международном разделении труда. В развитых странах на него приходится до 40% материального производства. От результатов развития этой отрасли зависят общий технологический прогресс всего мира, объемы выпуска продукции, эффективность ее транспортировки, размеры ее продаж. Это наиболее глобализированная отрасль: она тесно завязана на другие сферы производства, так как, с одной стороны, является крупным потребителем различных материалов – металлов, пластмасс, продукции легкой промышленности, с другой – обеспечивает орудиями производства все предприятия всех отраслей.
Развитие машиностроения и торговля машинотехнической продукцией напрямую связаны с НТП, ростом и расширением международной фрагментации производства, формированием глобальных стоимостных цепочек. Большинство отраслей машиностроения тесно взаимозависимы, и готовая продукция одних служит исходным материалом для производства других. В связи с этим растет доля торговли промежуточной продукцией (комплектующие изделия, узлы и детали для последующей сборки). Совсем недавно исследователи писали, что на нее приходится "три пятых" мировой торговли машинами и оборудованием, а в обзоре ВТО за 2012 г. уже указано, что в 2009 г. доля промежуточной продукции впервые превысила долю готовых изделий и составила 51% [2].
НТП вызвал к жизни появление и развитие новых ранее не существовавших отраслей и методов производства на базе новейших технологий. Отличительной чертой машин и оборудования как товара стала динамичность совершенствования их технических и качественных параметров. Снижается срок морального износа машин и оборудования, ускоряется сменяемость поколений. При этом сроки морального устаревания сокращаются: если в 1980-е гг. средние нормы амортизации оборудования составляли 10–15 лет, в 1990-е гг. – 5 лет, то в настоящее время по некоторым видам техники они могут составлять год и даже несколько месяцев.
Растут требования к безопасности использования техники, экологической чистоте, комфорту, уровню эксплуатационных расходов, эргонометрическим показателям, общему качеству изделий. Одновременно повышаются запросы в отношении обеспечения и качества технического обслуживания, своевременного снабжения запасными частями и т.д. Все эти факторы формируют основные тенденции развития мировой торговли машинами и оборудованием.
Серьезное влияние на развитие производства и сбыта машин и оборудования оказывает активизация торговли патентами и лицензиями, обмена техническим опытом. Современная международная торговля сопровождается все более широким распространением лизинга, торговли на компенсационной основе, встречных операций, связанных с выкупом устаревшей техники и др. Растет торговля подержанными машинами.
Большую роль в развитии торговли машинами и оборудованием играет государственная политика стран, направленная на стимулирование производства и экспорта высокотехнологичных товаров, включая машины и оборудование. Для поощрения экспортеров могут использоваться такие методы, как льготное налогообложение, предоставление гарантий государственных банков, финансирования и кредитования и т.д. Так, Бразилия в целях диверсификации своего экспортного потенциала и повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировых рынках приняла в 2012 г. Новую индустриальную политику, содержащую комплекс фискальных и финансовых мер по стимулированию развития отраслей промышленности, продукция которых предназначается на экспорт. Особые льготы получило автомобилестроение (сборка и производство компонентов), что привело к росту инвестиций в отрасль с 116 млн долл, в год в период 2007–2010 гг. до 1,6 млрд долл, в 2011–2012 гг. [3]
Серьезное влияние на мировую торговлю товарами этой группы оказывает деятельность ТНК, в руках которых сконцентрированы производство и сбыт многих видов товаров.
Машины и оборудование – особый товар. Они являются объектом и инвестиционного (безусловно, преобладающего), и личного спроса. Это – сложный, дорогостоящий и специфический объект мировой торговли.
Для этой группы товаров характерна крайне широкая и постоянно меняющаяся номенклатура, которая включает огромное количество видов изделий различного назначения – производственного, потребительского, промежуточного. Внутри каждого вида имеется множество типоразмеров, различающихся по техническим характеристикам: мощности, скорости, ресурсопотреблению, грузоподъемности, выработки и т.п. Машины и оборудование одного и того же назначения с одинаковыми техническими параметрами могут различаться конструктивно, по качеству изготовления, по отделке, по используемым материалам, надежности в эксплуатации, ремонтируемости, периоду окупаемости и т.д.
Одной из отличительных черт экспорта машинотехнической продукции является необходимость ее предварительного тестирования на предмет соответствия техническим требованиям и стандартам того или иного рынка. Речь идет о напряжении в сети, нагрузке на ось, чистоте выхлопа, параметрах безопасности, требованиях эргонометрики и др.
На рынке машин и оборудования наряду со стандартной продукцией представлены уникальные по своим свойствам изделия, что также накладывает свой отпечаток на развитие рынка машин и оборудования. К уникальному (штучному, индивидуальному) относится оборудование, пригодное для эксплуатации в условиях сверхвысоких или сверхнизких температур, под давлением, в безвоздушном пространстве, в условиях влажного тропического климата и т.д. Сюда же можно отнести мелкосерийное производство (до 50 ед.), которое носит экспериментальный характер и требует применения высококвалифицированной рабочей силы. Уникальное оборудование производится по заказу, предназначено для решения каких-либо определенных задач и отличается повышенным уровнем техно- и наукоемкости. К этой категории относится и техника так называемого престижного потребления (класса люкс – легковые автомобили, бытовая техника).
Серийное оборудование обеспечивает общее поступательное развитие экономики и удовлетворение растущих потребностей населения. В передовых странах наличие гибких систем автоматизированного проектирования и производства позволяет достаточно быстро переключаться от экспериментального к массовому выпуску продукции и от одной модели к другой.
К числу особенностей машин и оборудования как товара следует отнести высокий удельный вес в общей их стоимости эксплуатационных расходов. В связи с этим для этой категории продукции характерно понятие "цена потребления", т.е. покупная цена изделия плюс расходы, связанные с его эксплуатацией в течение периода его использования. Цена эксплуатации будет складываться из стоимости потребленного топлива, расходных материалов, электроэнергии, расходов на транспортировку, монтаж, установку, хранение, техническое обслуживание, включая ремонт и приобретение запасных частей, стоимость обучения персонала для обслуживания машин и т.д. В эту категорию будут включены и суммы на оплату утилизации завершающего свой цикл изделия. Цена потребления, как правило, в несколько раз выше, чем продажная цена: в 10 раз – для холодильника, автомобиля, самолета; в пять раз – для трактора и т.д. Таким образом, импортер заинтересован не только в том, чтобы товар как можно дольше сохранял свои потребительские свойства, но и в том, чтобы он сохранял их при минимальных затратах на эксплуатацию, т.е. в оптимизации соотношения между покупной ценой и ценой потребления. Цена потребления становится ключевым фактором конкурентоспособности товара на мировом рынке. По экспертным оценкам, в России расходы по эксплуатации легкового автомобиля для потребителя – одни из самых высоких в мире, что влияет на решение о покупке [4].
Отношения между продавцом и покупателем, как правило, носят долговременный характер и не оканчиваются после поставки товара. Экспортер берет на себя обязательства по обеспечению бесперебойности работы оборудования в гарантийный период и поставки запасных частей в период эксплуатации. При отгрузке сложного промышленного оборудования возникают обязательства по монтажу, обучению персонала, техобслуживанию, послегарантийному ремонту.
Существуют разные подходы к классификации машин и оборудования. Традиционно сегментируют машинотехническую продукцию на три группы: промышленное оборудование, средства транспорта, электротехническое и электронное оборудование (см. Приложение 7), которые в целом равновелики как по удельному весу в мировой торговле, так и по объему добавленной стоимости. В каждой из этой группы можно выделить весьма значимые объекты для изучения. Так, в макросегменте "Электроника" выделяются электронные компоненты, офисная техника, телекоммуникационное оборудование, бытовая электроника. В разделе "Транспортные средства" рассматриваются автомобили, авиатехника, суда, средства железнодорожного транспорта. В макросегменте "Промышленное оборудование" – энерогосиловое и электрораспределительное оборудование, оборудование для отдельных отраслей хозяйства (для пищевой, целлюлозно-бумажной, текстильной, металлургической промышленности и т.п.), приборы, инструменты и пр. [5]
В целом имеется большое число классификаций этой группы товаров. Согласно Стандартной международной торговой классификации ООН (SITC, о ней рассказывалось в гл. 2), машины и оборудование подразделяются на девять отделов, которые включают в себя 50 групп, 217 подгрупп, 642 позиции (табл. 5.1).
Таблица 5.1. Виды машин и оборудования по Международной стандартной торговой классификации
Отдел |
Код отдела |
Число групп |
Число подгрупп |
Число основных позиций |
Раздел 7. Машины и оборудование |
50 |
217 |
642 |
|
Энергогенерирующее оборудование |
71 |
6 |
22 |
44 |
Машины специальные, предназначенные для конкретных отраслей |
72 |
8 |
33 |
117 |
Машины для обработки металлов |
73 |
4 |
15 |
69 |
Неспециальные машины и оборудование для промышленности, не включенные в другие категории, и детали машины, не включенные в другие категории |
74 |
9 |
56 |
150 |
Канцелярское оборудование для автоматической обработки данных |
75 |
3 |
11 |
23 |
Аппаратура и оборудование электросвязи, звукозаписывающее и звуковоспроизводящее |
76 |
4 |
14 |
33 |
Электрические машины и аппараты, приборы, не включенные в другие категории, и их электрические детали (включая неэлектрические детали электробытовых приборов, не включенных в другие категории) |
77 |
7 |
31 |
126 |
Автомобили, включая транспортные средства на воздушной подушке |
78 |
6 |
16 |
40 |
Прочее транспортное оборудование |
79 |
3 |
19 |
38 |
Источник: Международная стандартная классификация. Четвертый пересмотренный вариант. ООН. 2008. URL: unstats.un.org/unsd/publication/ SeriesM/SeriesM_34rev4r.pdf
Ценообразование на машины и оборудование также имеет свои особенности. Во многом оно связано с гигантской и быстро меняющейся номенклатурой изделий, а также интенсивностью изменений технических и качественных характеристик, уровня затрат на производство единицы продукции под влиянием НТП и т.д.
Цены на машины и оборудование в значительной степени связаны с общим циклом развития экономики. Очевидно, что в период кризиса спрос на легковые автомобили и бытовую технику падает, снижается спрос и на инвестиционные товары. Для этого периода в целях стимулирования продаж используются специальные скидки на покупку продукции, предоставление кредитов, принятие встречных обязательств по выкупу и утилизации старой техники и т.д. Одновременно оживляется торговля запасными частями, так как в эксплуатации оказывается все больше старой техники, требующей ремонта.
Как правило, информация по ценам содержится в различных отраслевых справочниках, к которым относятся экономические отраслевые газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Справочные цены носят номинальный характер и играют роль лишь отправной точки, с которой начинается формирование цены предложения.
Определение цен на нестандартное и комплектное оборудование обычно опирается на издержки изготовления, на базе которых выполняются сложные расчеты, учитывающие стоимость научных и проектно-изыскательских работ, инжиниринга, строительно-монтажных работ, техническое обслуживание и т.п. Если относительно сырьевых товаров определение мировой цены не вызывает осложнений, то применительно к готовым изделиям и машинотехнической продукции для установления цены, которая отвечает мировым показателям, необходимо опираться на данные ведущих компаний, производящих и экспортирующих аналогичную продукцию.
По способу формирования цены на машинотехническую продукцию можно разделить на расчетные и приведенные. Расчетные калькулируются на базе издержек производства. Приведенные имеют в своей основе конкурентные материалы, данные которых адаптируются путем внесения соответствующих поправок к конкретной продукции.
В целом общая тенденция движения мировых цен на машины и оборудование оценивается как повышательная, однако по различным группам динамика цен выглядит разнонаправленной. На стандартные серийные товары промышленного и бытового назначения цены снижаются, на уникальные растут. Последняя тенденция связана с увеличением расходов на исследовательские работы и конструкторские разработки, заказами со стороны государства, в том числе военными, международными мегапроектами.
За последние десятилетия мировая торговля машинами и оборудованием претерпела ряд важнейших изменений, в числе которых можно отметить следующие:
• включение во внешнеторговый оборот все более значительного числа новых, ранее неизвестных товаров – продукции электронной промышленности, компьютерной техники, средств связи, автоматизации, робототехники и различного научного оборудования и приборов;
• расширение емкости мирового рынка за счет спроса и сбыта со стороны развивающихся стран;
• опережающие темпы роста производства и сбыта узлов и деталей, формирование глобальных стоимостных цепочек;
• высокие темпы роста экспорта машин и оборудования, включая компоненты, из развивающихся стран.
В настоящее время мировая торговля машинами и оборудованием составляет более 6 трлн долл. Под влиянием роста цен на топливо доля этого сегмента в общем мировом экспорте несколько снизилась, и в 2011 г. на него пришлось 18%, в то время как в начале XX в. она составляла более 20%.
За последние 15 лет в мире трижды менялся лидер по экспорту машинотехнической продукции. До середины 1990-х гг. им была Япония, которую затем опередили США. В середине 2000-х гг. на первое место вышла Германия, а с 2009 г. – Китай, размер экспорта которого далеко опережает традиционных экспортеров. С 1995 по 2011 г. китайский экспорт машин и оборудования вырос в 10 раз. Особенно сильны позиции этой страны на рынках телекоммуникационного, офисного оборудования, средств транспорта. Таблица 5.2 дает представление о масштабах развития китайского машиностроения.
Таблица 5.2. Производство в Китае машин и оборудования в 2012 г.
Вид |
Единица измерения |
Количество |
Изменение к 2011 г., % |
Энергогенерирующее оборудование |
10 000 кВт |
13 005,6 |
-9,7 |
Автомобили |
10 000 ед. |
1927,7 |
4,7 |
В том числе легковые |
10 000 ед. |
1077,1 |
6,4 |
Тракторы (мощные и средней мощности) |
10 000 ед. |
46,3 |
15,3 |
Интегральные схемы |
100 млн ед. |
823,1 |
14,4 |
Модемы и пульты контроля |
10 000 ед. |
2826,3 |
-6,8 |
Мобильные телефоны |
10 000 ед. |
118 154,3 |
4,3 |
Микрокомпьютеры |
10 000 ед. |
35 411,0 |
10,5 |
Источник: URJL: stats.gov.cn/english/Statistical Communiques/
В группу крупнейших экспортеров машин и оборудования входит также Республика Корея. Сильны позиции Мексики, Великобритании, Франции, Италии, Сингапура (см. приложение 9 и табл. 5.3).
Таблица 5.3. Страны-лидеры в торговле машинами и оборудованием, млрд долл.
Экспорт |
Импорт |
||||||
2000 г. |
2010 г. |
2000 г. |
2010 г. |
||||
США |
455 |
Китай |
841 |
США |
600 |
США |
791 |
Япония |
356 |
Германия |
654 |
Германия |
192 |
Китай |
641 |
Германия |
291 |
США |
615 |
Велико британия |
165 |
Германия |
411 |
Велико британия |
144 |
Япония |
496 |
Канада |
133 |
Франция |
224 |
Франция |
140 |
Республика Корея |
304 |
Франция |
127 |
Велико британия |
217 |
Канада |
115 |
Франция |
218 |
Япония |
120 |
Япония |
186 |
Мексика |
103 |
Сингапур |
191 |
Гонконг |
101 |
Канада |
173 |
Республика Корея |
102 |
Мексика |
176 |
Китай |
99 |
Сингапур |
154 |
Италия |
98 |
Италия |
172 |
Мексика |
93 |
Мексика |
153 |
Сингапур |
96 |
Тайвань |
162 |
Сингапур |
87 |
Италия |
147 |
Источник: Хохлов А. В. Указ. соч. С. 179.
Как уже указывалось, мировой экспорт машин и оборудования постепенно перемещается в развивающиеся страны. В 2000 г. удельный вес развитых стран в мировом экспорте этой группы товаров составил 71,8%, развивающихся стран – 27,8, стран переходной экономики – 0,4%. В 2011 г., по данным ежегодника ООН, доля развитых стран снизилась до 56,7%, развивающихся стран выросла до 42,8%, положение стран переходной экономики осталось прежним – 0,5% [6]. При этом особый рост наблюдался в развивающихся странах Юго-Восточной Азии: их доля в мировом экспорте машин и оборудования выросла с 13,3 до 27,2%.
Импортерами машин и оборудования выступают практически все страны мира. Из них крупнейшими являются США, Китай, страны Европы.
Торговля машинами и оборудованием оценивается в стоимостном выражении. Единицы физического объема применимы к однотипным транспортным средствам, сельскохозяйственной технике (тракторы, комбайны), к отдельным видам подъемнотранспортного и дорожно-строительного оборудования, металлорежущим станкам и т.п. Но в целом количественные показатели дают искаженную картину, так как в аналитических целях суммируются машины, разные по мощности, ресурсопотреблению, другим техническим характеристикам.