Мировой финансовый кризис в начале XXI века
В 2008 г. мир столкнулся с мощным финансово-экономическим кризисом, приведшим к ухудшению экономических показателей во многих развитых государствах. За этим последовала глобальная рецессия — спад — мировой экономики. Причинами кризиса стали перегрев кредитного и фондового рынков и чрезмерно высокие цены на сырье и энергоносители.
Непосредственным началом кризиса стал упадок ипотечного рынка в США в 2007 г., следующей жертвой кризиса оказалась банковская сфера. В сентябре 2008 г. обанкротился четвертый по величине американский банк Lehman Brothers, что оказалось крупнейшим разорением в истории страны. За этим последовал кризис ликвидности в ряде мировых банков и прекращение выдачи ими многих кредитов. Началось сокращение продаж и объемов промышленного производства. Затем происходит обвал цен на нефть (со 147 долл. до менее чем 40 долл. за баррель).
Сложной оказалась и ситуация европейской экономики. Правительство Исландии, стремясь избежать банкротства, запросило о срочной помощи
МВФ, будучи первой западной страной, которая за три с лишним десятилетия получила его займ. Только в 2010 г. исландская экономика с трудом вышла из рецессии.
Осенью 2008 г. британское правительство, спасая ситуацию в банковской сфере, было вынуждено пойти на фактическую национализацию ряда крупных банков. Помощи у властей были вынуждены просить крупнейшие французские банки — Credit Agricole, BNP Paribas и Societe Generate. Государственная помощь банковским структурам позволила им остаться "на плаву", но уже в 2010 г. она спровоцировала долговой кризис в зоне евро. Рецессия стремительно перекинулась в реальный сектор экономики. В Испании безработица перевалила за 20-процентную отметку (а среди молодежи — еще выше!), рухнули рынок недвижимости и строительная индустрия. Массовые сокращения прошли в итальянской промышленности. В целом экономика стран ЕС продемонстрировала заметный спад (самое большое снижение было зафиксировано в Германии и Франции).
Греческие власти, одолжившие значительные средства для покрытия дефицита бюджета, не сумели удержать ситуацию под контролем. В 2010 г. правительство, понимая невозможность выплатить взятые кредиты, пошло на сокращение расходов в госсекторе, что спровоцировало масштабные социальные протесты. В апреле Греция запросила Евросоюз о помощи, вскоре с аналогичными просьбами обратились Португалия и Ирландия. Совокупный внешний госдолг Греции превышал 140% от ВВП страны, и в ЕС развернулись серьезные дискуссии по вопросу о том, на каких условиях может быть оказана помощь. Ряд стран ЕС фактически предлагал пойти на ограничение греческого суверенитета, в том числе на возможность отстранения от власти кабинета министров страны-банкрота. В конце концов, в феврале 2012 г. министры финансов Евросоюза договорились о выделении Греции 130 млрд евро кредита и списании части долгов страны по облигациям. Греческое правительство было вынуждено согласиться на непопулярные меры (резкое увеличение пенсионного возраста и снижение минимальной зарплаты), спровоцировавшие новый виток социальной напряженности. Очередной виток греческого кризиса, связанный с необходимостью возврата десятков млрд евро ранее полученных кредитов, привел к власти Коалицию радикальных левых партий "Сириза", которые создали правительство при поддержке правых евроскептиков. После того как переговоры с ЕС зашли в тупик, власти страны провели референдум, призывая отвергнуть давление "евробюрократов". Они получили поддержку свыше 60% населения, но все равно были вынуждены согласиться на большую часть требований кредиторов, за спиной которых стоит Германия.
Кризис быстро распространился и на менее развитые страны мира, в том числе на те, которые незадолго до этого демонстрировали стремительный экономический рост (КНР, Индия, Аргентина, Бразилия, Мексика, ЮАР). Более чем двукратное падение цен на нефть сильно ударило по экономике России, у которой экспорт сырой нефти является одним из важнейших источников пополнения бюджета. В целом ряде арабских государств стремительное ухудшение условий жизни в результате кризиса спровоцировало рост антиправительственных настроений и начало так называемой "Арабской весны", приведшей к силовой смене правительств в Тунисе, Ливии, Йемене и Египте.
КНР раньше многих стала выбираться из рецессии, в марте 2009 г. предприятия госсектора вернулись на докризисный уровень производства. Однако в 2011 г. Китай накрыла вторая волна кризиса, вновь замедлившая темпы его роста. Индии, как и КНР, удалось справиться с основным ударом кризиса несколько лучше, чем странам Запада. Это было обеспечено как государственными инвестициями в экономику, так и девальвацией национальной валюты и переориентацией страны на торговлю со странами азиатского региона и мерами по стимулированию внутреннего спроса. Относительно раньше других из первой волны кризиса сумела выйти Россия. Отчасти это было обеспечено восстановлением высоких цен на энергоносители. В 2014—2015 гг., однако, ее настигла вторая волна кризиса, страна сталкивается с серьезной девальвацией национальной валюты.
Масштабный финансовый кризис на Кипре в 2013 г. привел к фактическому краху национальной банковской системы, а кипрская экономика оказалась в состоянии дефолта. В этой ситуации ЕС пошел на экстренные меры. В рамках финансового плана (за которым стояла Германия) страна получила серьезную помощь, в то же время ее вынудили не только к серьезным ограничениям в социальной политике, но и к фактической ликвидации части банковских вкладов. Кипрские события продемонстрировали существенное увеличение влияние Германии в системе европейской интеграции.
Осознавая, что кризис будет носить затяжной характер во многих странах мира, мировое сообщество попыталось разработать совместные меры по борьбе с глобальным спадом экономики. На саммите "Большой двадцатки" в Лондоне в апреле 2009 г. был принят План действий по выходу из глобального кризиса, предусматривавший существенный рост средств МВФ (до 750 млрд долл.) и выдачу новых кредитов странам, наиболее затронутым рецессией. В ходе московской встречи министров финансов "Большой двадцатки" был сделан вывод о необходимости обязательно поддерживать рост развитых стран, от которых зависит мировая экономика в целом. Фактически это стало оправданием валютных войн (снижения цен на свою валюту с целью повышения конкурентоспособности экспортных товаров).
Летом 2013 г. министры финансов "Большой двадцатки" констатировали замедление роста в ряде крупных государств с развивающейся экономикой и сохраняющуюся рецессию в еврозоне. Осенью 2014 г. глава МВФ Кристин Лагард была вынуждена признать неблагоприятные перспективы мировой экономики: ожидание низкого роста на протяжении ряда лет, сопряженного с высокой безработицей и геополитическими конфликтами, которые станут дополнительными факторами рецессии. США при этом сумели справиться со значительной частью своих экономических проблем, что на фоне сохраняющихся тенденций к рецессии во многих частях мира придало им новые силы в международной политике. Прогнозы по поводу резкого ослабления доллара оказались беспочвенны, напротив, в 2014 г. он серьезно укрепился по отношению к многим валютам, сохранив за собой функцию общемирового платежного средства. Причинами роста американской валюты являются как ужесточение денежно-кредитной политики, так и "сланцевый бум", позволивший США превратиться в важного экспортера нефти.
В целом, мировой финансовый кризис привел к существенному увеличению влияния "Большой двадцатки". Это отразило понимание ошибочности прежних схем, не учитывавших должным образом роли ключевых развивающихся государств в обсуждении важнейших экономических вопросов. Первый саммит глав государств группировки состоялся в Вашингтоне в 2008 г., затем эти встречи обрели регулярный характер. В ходе саммитов обсуждаются и политические вопросы. Важнейшим решением Вашингтонского саммита стала договоренность о реформировании МВФ при сохранении долларового стандарта. На последующих встречах представители "Большой двадцатки" установили максимальную границу госдолга страны в размере 2% от ВВП.
По сути дела, "Большая двадцатка" превращается в альтернативный центр принятия ключевых решений. Безусловно, это является следствием серьезного воздействия политических факторов на экономику. Совет безопасности ООН, зафиксировавший расстановку сил конца Второй мировой войны, не отвечает в полной мере новым условиям. Напротив, "Большая двадцатка", не располагающая всемирно признанным юридическим статусом, более точно отражает нынешний баланс сил и интересов в мире, а также находится в состоянии больше влиять на мировые экономические и политические процессы (даже без формального решения на уровне ООН). Неоднородный состав группы является базой для создания различных коалиций и необходимого политического маневрирования. Именно в ее рамках в 2013 г. удалось достичь неформальной договоренности между США и Россией, что отменило находившийся в мировой повестке дня вопрос о вооруженной интервенции Запада в Сирии. В то же время этот институт предусматривает именно договоренности, а не ультиматумы и давление. В 2014 г. на саммите в австралийском Брисбэне попытка жесткого прессинга ряда западных участников "Большой двадцатки" в отношении России (по украинскому вопросу) не встретила поддержки со стороны других членов группировки.
Кризис в отношениях России и Запада, связанный с событиями на Украине в 2013—2014 гг., негативно повлиял на сотрудничество в рамках "Большой двадцатки". Взаимная война санкций не позволила в полной мере обсуждать вопросы управления мировой экономикой, развития свободной торговли и либерализации инвестиционного режима. Участники группы пока не сумели реализовать многие из решений, принятые на предшествующих саммитах. В частности, не проведены согласованные еще в 2010 г. реформы МВФ (перераспределение квот), поскольку американский конгресс до сих пор не ратифицировал необходимые документы. В то же время участники Брисбэнского саммита 2014 г. договорились о совместной деятельности по борьбе с безработицей и противостоянию ухода капиталов в оффшоры.