Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России)
В государственно-правовом механизме СССР, а затем и Российской Федерации одним из его структурных элементов всегда действовал орган исполнительной власти, основным предназначением которого было государственное управление спортом.
12 мая 2008 г. было создано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России). В его состав входили: Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Указом Президента РФ от 07.10.2008 № 1445 "Вопросы министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации"[1] Федеральное агентство по физической культуре и спорту было упразднено. Его функции были переданы Минспорттуризму России.
21 мая 2012 г. был подписан очередной указ о преобразовании Минспорттуризма России в Министерство спорта РФ (Минспорт России).
Один из заместителей министра спорта курирует вопросы экономики, финансов, инвестиционной политики и собственности. Перед ним стоит задача, чтобы все 53 олимпийских вида спорта к 2015 г. обеспечить собственными центрами подготовки и базами, создать региональные базы, полностью модернизировать существующие ДЮСШ.
Другой заместитель министра в ранге статс-секретаря уполномочен взаимодействовать с Госдумой и Советом Федерации.
В структуре центрального аппарата Минспорта России по-прежнему остаются следующие девять департаментов: департамент развития физической культуры и массового спорта, департамент нормативно-правового обеспечения, департамент летних видов спорта, департамент зимних видов спорта и подготовки к Сочи-2014, три экономических департамента, департамент науки и образования (ему передаются вопросы подготовки резерва и другие вопросы).
В области регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг (функций) во всех сферах государственного и муниципального управления в России разрабатываются административные регламенты предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), которые позволили систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, а также восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве РФ.
Административный регламент определяется как "нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги"[2].
Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги), на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ[3].
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 был утвержден Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти[4]. Он устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 были утверждены правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций[5].
К концу 2010 г. в России было утверждено уже 447 административных регламентов предоставления (исполнения) услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях утверждены еще более 6000 и 4000 административных регламентов соответственно. Процесс принятия административных регламентов продолжается во всех сферах государственного управления. В 2012 г. был разработан и утвержден Регламент Министерства спорта РФ[6]. В нем определены последовательность и сроки действий но исполнению министерством государственных услуг.
Система управления физической культурой и спортом на уровне субъектов РФ организуется аналогично другим отраслевым федеральным органам исполнительной власти. В системе региональных органов исполнительной власти общей компетенции создаются соответствующие министерства по принципу двойного подчинения. По вертикали они подчиняются Минспорту России, а по горизонтали – региональным органам исполнительной власти общей компетенции.
Организация системы государственного управления физической культурой и спортом по такому принципу базируется на содержании ст. 71–72 Конституции РФ. Вопросы управления в данной сфере находятся в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Положения о министерствах молодежной политики, спорта и туризма в субъектах РФ утверждаются главами исполнительной власти в регионе[7].
Министерства являются региональными органами исполнительной власти, осуществляющими на их территории в пределах своей компетенции межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области молодежной политики, физической культуры, спорта, туризма. Они входят в единую региональную систему органов исполнительной власти. Основными задачами региональных органов управления в спортивной сфере являются:
– разработка и реализация основных направлений молодежной политики, развития физической культуры, спорта и туризма;
– обеспечение координации деятельности республиканских органов исполнительной власти в сфере молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма;
– методическое и организационное обеспечение деятельности отделов (комитетов, управлений) по делам молодежи, спорту и туризму администраций муниципальных районов и городских округов, республиканских, районных, городских молодежных организаций, объединений, физкультурно-спортивных и туристских организаций, спортивных и туристских клубов, коллективов физической культуры, федераций, союзов, ассоциаций по видам спорта, туризма и других спортивных и туристских организаций;
– участие в планировании и реализации мер по укреплению и развитию материальной базы учреждений молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма;
– участие в разработке и реализации федеральных и межрегиональных программ, направленных на развитие молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма в регионе;
– разработка и обеспечение реализации республиканских программ в области молодежной политики, развития физической культуры, спорта и туризма, в том числе по обеспечению потребностей сферы молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием;
– осуществление координации научных исследований в области молодежной политики, развития физической культуры, спорта и туризма;
– разработка и осуществление мер по созданию условий для всестороннего развития молодежи и ее адаптации к самостоятельной жизни, по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, поддержке молодых семей, талантливой молодежи, детских и молодежных общественных объединений в регионе;
– разработка и осуществление мер по содействию в решении жилищных проблем молодежи, по развитию и поддержке молодежного предпринимательства, по организации занятости, отдыха и досуга молодежи, по формированию здорового образа жизни, духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи;
– совершенствование системы оздоровления и физического воспитания населения, повышение роли физической культуры, спорта и туризма в подготовке молодежи к труду и защите Отечества, организации активного отдыха населения;
– организация подготовки спортсменов высокого класса, региональных сборных команд, обеспечение их участия во всероссийских и международных спортивных и туристских мероприятиях;
– развитие детско-юношеского спорта и туризма, обеспечение подготовки спортивных резервов и мер государственной поддержки молодых и профессиональных спортсменов, их тренеров;
– пропаганда физической культуры, спорта и туризма, распространение передового опыта работы по развитию спорта и туризма, физическому воспитанию и оздоровлению населения;
– осуществление в установленном порядке международных и межрегиональных спортивных и туристских связей, участие в олимпийском движении;
– обеспечение статистического учета и мониторинга в сфере молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма.
Министерство спорта РФ наделено полномочиями по лишению спортивных федераций государственной аккредитации. Например, в декабре 2011 г. комиссия Минспорттуризма России рекомендовала своему министерству приостановить государственную аккредитацию Федерации танцевального спорта России (далее в данной главе – ФТСР) сроком на 90 календарных дней, если она не сможет решить вопросы с официальными документами[8].
Такое решение было принято по результатам проверки ранее поступивших материалов о нарушениях, допущенных ФТСР. Ряд национальных соревнований, проходивших под эгидой федерации, не был включен в ЕКП, составляемый Минспорттуризмом России по данным аккредитованных спортивных организаций. Своевременно не получило министерство, утверждавшее ЕКП на 2012 г., плана мероприятий ФТСР и на этот период. Кроме того, был выявлен ряд нарушений нормативных актов Минспорттуризма России, регламентирующих деятельность российских спортивных организаций.
Комиссия пришла к выводу о необходимости "информировать контрольные и правоохранительные органы о фактах и обстоятельствах, связанных с деятельностью ФТСР, для принятия предусмотренных законодательством мер реагирования". Минспорттуризму России также было рекомендовано проинформировать Международную федерацию танцевального спорта (IDSF) о принятом комиссией решении.