Лекция 12. Михаил Зощенко (1894-1958)

После изучения данной главы студент должен:

знать

• основные особенности художественного мира Μ. М. Зощенко;

• идейно-художественное своеобразие рассказов 1920-х гг. "Аристократка", "Прелести культуры", "Счастливый случай", "Богатая жизнь", повести "Голубая книга";

уметь

• определить дистанцию между автором и героем Μ. М. Зощенко, показать ее изменение на протяжении творческого пути писателя;

• объяснить, как в сказовом повествовании изображается речь повествователя;

• определить основные черты повествователя в рассказах 1920-х гг.;

• проанализировать образ Пролетарского Писателя, созданного Μ. М. Зощенко в 1930-е гг.;

• показать природу творческого кризиса писателя в 1950-е гг.;

владеть

понятиями "сказ", "сказовые структуры повествования";

• навыками сопоставительного анализа произведений писателя с произведениями XIX в. (эволюция литературного типа "маленького человека" в XX в.).

Μ. М. Зощенко – один из самых ярких и значительных русских писателей первой половины XX в. Он ввел в литературу и наделил правом голоса совершенно нового героя, сам факт существования которого оказался результатом социальных деформаций невиданных масштабов, чья кульминация пришлась на 1920–1930-е гг. Искренняя попытка говорить от лица своего героя и одновременно ирония над ним делали позицию писателя двойственной. Это обусловило противоречивость понимания писателем собственной роли в литературе, что привело в итоге к жесточайшему внутреннему и творческому кризису.

Творческая биография Μ. М. Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко родился в большой, но небогатой дворянской семье, в 1913 г. окончил гимназию и поступил в Петербургский университет. Образование не закончил, так как не было возможности оплачивать учебу. Зощенко принимал участие в Первой мировой войне: боевой офицер, он был ранен, отравлен газами, имел четыре ордена. После революции добровольцем ушел в Красную Армию, демобилизовался в 1919 г. по болезни. С 1918 по 1921 г. "был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда, делопроизводителем" ("Автобиография" 1953 г.). В начале 1920-х гг. Зощенко – активный член литературной группировки "Серапионовы братья".

Период 1920-х гг. был наиболее плодотворным для Зощенко. Именно в это время пишутся ставшие классическими короткие рассказы, воспроизводящие мироощущение "маленького человека" – мещанина, как предпочитали его тогда называть, – беспомощного в столкновении с бытом послереволюционной страны, с культурой, с которой ранее он был незнаком. В первой книге писателя "Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова" (1921–1922) эти черты героя Зощенко выражены с помощью сказа – особой формы повествования, которая воспроизводит устную речь рассказчика, социально дистанцированного от автора. Чужая речь, речь человека, оторванного от культурной и литературной среды, становится главным предметом изображения, способом создания характера. При этом важно не только то, что говорит рассказчик, но и то, как он говорит. Сказовость – главная черта стиля Зощенко в начале его писательского пути.

Уже в 1920-е гг. Зощенко воспринимался читателями и критикой как наиболее яркий сатирик в советской литературе. К началу 1930-х он выпускает собрание сочинений в шести томах. Однако 1930-е гг. и последующие периоды не были столь удачны для писателя. В частности, оказались не вполне удачными произведения средней и крупной формы 1930–1940-х гг. ("Голубая книга", "Возвращенная молодость", "Перед восходом солнца"), знаменовавшие попытку Зощенко выйти к новым темам, формам повествования, к новому типу героя. На протяжении 1930–1950-х гг.

Зощенко был объектом грозной и несправедливой критики, чаще всего официозной. Ее кульминацией стало постановление ЦК ВКП(б) "О журналах “Звезда” и “Ленинград”" (1946). После этого удара Зощенко так и не смог оправиться. "Писатель с перепуганной душой – это уже потеря квалификации", – грустно шутил он в конце жизни, подводя итоги последних лет.