Лекция 17. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ КОМПАНИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
Социальная испорченность принимает краску той социальной среды, где она развивается[1].
Развиваемые компетенции:
знать
• общую методику и методы социального программирования;
• основные стимулы и формы интеграции социальных корпоративных программ в рамках КСО;
• лучшие практики разработки и реализации межрегиональных программ компаний в системе КСО в России и за рубежом;
уметь
• формировать структуру социальной программы по КСО и разрабатывать ее основные разделы;
• обосновывать размеры вкладов компаний в межрегиональные программы по КСО;
• выстраивать систему управления реализацией межрегиональных программ по КСО;
владеть
• способами учета региональных особенностей и их сглаживания при разработке межрегиональных программ КСО;
• технологиями переговорных процессов и мониторингов хода реализации межрегиональных программ по КСО;
• навыками оценки результативности реализации межрегиональных программ по КСО.
Общая методика и методы социального программирования
Устала гусеница за лето есть, пить, веселиться.
Пришло время закапываться ей в землю.
"А надо ли?" – задумалась вдруг она. – Все равно заметут меня снега. Стоит ли даром трудиться?"
Лежит у тропы и думает.
И хоть бы кто ей сказал, что впереди ее ждет такая жизнь, о которой она даже и не подозревает![2]
Анализ практики социальной активности российских компаний демонстрирует переход от традиционной "хаотичной" модели благотворительности к социальному программированию их деятельности в рамках КСО[3]. Вначале разберемся, что собой представляет социальное программирование. Это направление постановки управленческой задачи, которое основывается на стратегических целях, актуальных проблемах системы и для которого выбирается самый рациональный вариант ее решения. Проще говоря, социальное программирование есть функция объединения целей и средств их достижения. В этом главное ее предназначение.
В современных системах социального управления социальное программирование является важнейшей функцией, которая включает также: социальное прогнозирование, стратегическое социально-экономическое планирование и элементы системы общественного производства и социально- экономических процессов, общество в целом и отдельные его структурные элементы.
Как социальная технология, социальное программирование выражено в виде организованной, выстроенной по определенным правилам социальной деятельности по реализации стратегических целей на основе согласования интересов различных субъектов и их общих действий, сосредоточения и целевого распределения материальных, трудовых, информационных, финансовых ресурсов, а также ресурса времени.
С содержательной точки зрения социальное программирование включает в себя следующий алгоритм, отражающий логику построения и воплощения в жизнь целевых комплексных программ:
1) постановку управленческой задачи исходя из анализа стратегических целей социального развития и проблем их достижения при сложившейся социальной структуре и сохраняющейся системе управления;
2) разукрупнение данной задачи на составные части;
3) их упорядочение и взаимную увязку;
4) установление приоритетов в совокупности задач;
5) выделение ведущего звена;
6) определение условий и ограничений на решение комплекса сформулированных задач;
7) поиск и формирование проблемного объекта; формирование соответствующих управленческих стратегий и сценариев;
8) обоснование организационно-экономического механизма реализации намеченных сценариев;
9) оценку ожидаемых последствий от применения выбранных стратегий;
10) выработку управленческих решений, направленных на осуществление запрограммированных действий[4].
Перечисленные алгоритмические действия социального программирования составляют его общую методику, или последовательность выполнения основных этапов исследования (рис. 17.1).
На входе блока, символизирующего социальное программирование, – перечень социально значимых проблем, а на выходе – комплексные целевые программы, которые являются продуктом социального программирования и важнейшим инструментом социального управления. Они играют ведущую роль в регулировании социальных процессов, таких как занятость, трудовая мобильность, миграция, поддержание социального порядка и др.; и решении социальных проблем, как-то: бедность, бездомность, преступность, национальные конфликты и др.
Рис. 17.1. Общая методика социального программирования[5]
Важной чертой в социальном программировании является разновидность социальных программ, которые необходимы для пояснения понимания, степень их охвата и представления (табл. 17.1).
Таблица 17.1
Классификация социальных программ но признакам[6]
Признак классификации |
Разновидность социальной программы |
Класс |
Монопрограммы, мегапрограммы, мультипрограммы |
Тип |
Социальные, экономические, организационные, технические, смешанные |
Вид |
Образовательные, исследовательские, инновационные, инвестиционные |
Длительность |
Краткосрочные – разрабатываются на срок до трех лет; среднесрочные – разрабатываются на срок от трех до пяти лет; долгосрочные – разрабатываются на срок свыше пяти лет |
Сложность |
Простые, средние, сложные |
Масштабность |
Мелкие, средние, крупные |
Уровень |
Международные, региональные, муниципальные, локальные |
Образовательные программы. Они предназначены для развития новых знаний, умений и навыков. Например, программа "Технологическое предпринимательство – от теории к практике", которая разработана совместно с Калифорнийским университетом в Беркли, США, и корпорацией Intel. Ее цель – дать поколению молодых инноваторов знания и навыки, необходимые для создания бизнеса в области современных ИТ-технологий. Программа рассчитана на студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей естественнонаучных и технических специальностей[7].
Исследовательские. Они применяются для реализации социальных исследований, например для подготовки кадров в наукоемких отраслях современного производства, когда первостепенное значение приобретает развитие научного и профессионального творчества молодежи. Ярким примером является благотворительное финансирование АББ групп 40 научно-исследовательских работ вузов. Программа исследовательских грантов АББ направлена на поддержку перспективных студентов последних курсов и аспирантов, разрабатывающих проекты промышленного назначения в области энергоснабжения и автоматизации[8].
Инновационные. Их основной задачей является реализация инноваций, способствующих повышению уровня жизни общества. Например, компания Carlsberg Ukraine запустила программу под названием Stage (Show Talent And Get Employed – "покажи талант и получи работу"). Эта инновационная программа, направленная на создание и развитие профессиональной команды будущих управленцев операционного направления компании, решает социальную проблему занятости на украинском рынке труда, на котором возник дефицит кадров технологического направления. Особенно остро ощущается потребность в руководителях и ключевых специалистах, таких как операторы и мастера цеха розлива, технологи производства, пивоварщики. Программа оказывает помощь компаниям-работодателям в поиске, удержании и развитии специалистов операционного направления[9].
Инвестиционные. Они предназначены для создания и восстановления основных фондов. Например, Минэнерго России приказом от 31.10.2012 № 531 утвердило инвестиционную программу ОАО "ФСК ЕЭС" на 2013–2017 гг. общим объемом 775,5 млрд руб. с НДС. Программа предусматривает ввод 66 870 MBA трансформаторной мощности и 16 985 км линий электропередачи. Основными направлениями инвестирования являются: повышение надежности Единой национальной электрической сети (ЕНЭС), обеспечение реновации сетевых активов компании, осуществление программ инновационного развития и повышения энергоэффективности, развитие магистральных электрических сетей в регионах Российской Федерации[10].
На каждом этапе социального программирования применяются определенные методы разработки программных решений. Эти методы можно объединить в семь групп (табл. 17.2).
Использование данных методов позволяет:
1) определить тип, характер и структуру проблемы;
2) очертить программный объект и выявить составляющие его элементы, а также связи между ними;
3) охарактеризовать место программного объекта в системе более высокого уровня;
4) установить источники и тенденции его развития;
5) обосновать возможности и направления управленческого воздействия на него, а также ожидаемые последствия от реализации той или иной стратегии его развития[11].
Таблица 17.2
Классификация методов разработки программных решений[12]
Группа метода |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
Область применения |
Аналитические |
Диагностика социальных проблем, ситуационный анализ, анализ политик, программные оценки (соотношение результатов и затрат), факторный анализ |
Определение перечня проблем, подлежащих программному решению, разработка концепций сценария программы, контроль хода реализации программы |
Моделирование |
Концептуальные, математические, графические модели |
Анализ социальной ситуации, построение целевой обеспечивающей и организационной структуры программы |
Декомпозиции |
Методы дерева целей, матрицы системы |
Формирование целевой структуры программы |
Игровые |
Методы математической теории игр, деловая игра, мозговая атака |
Формирование мероприятий системы программ, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, согласование управленческих решений, принимаемых в процессе программирования |
Экспертные |
Ранжирование, метод Дельфи, деловое совещание, конференция |
Распределение ресурсов программы, согласован не вариантов решения поставленных задач, выбор наилучшего решения |
Плановых расчетов |
Нормативный, балансовый, вариантных последовательных приближений, оптимизационный, метод критического пути |
Постановка целей, построение ресурсной и организационных структур программы |
Прогнозных обоснований |
Метод социальных образцов, экстраполяция, сценарный метод, трендовое моделирование |
Постановка целей, построение обеспечивающей и результирующей программы, оценка последствий программных мероприятий |
Самостоятельная работа
Изучите особенности содержания социальной программы и ее источники социальных ресурсов[13]. Основные положения: принципы и приоритеты социальных программ, состав социальных программ, направления формирования социальных ресурсов.