Межличностные отношения и общение

Межличностные отношения являются одной из наиболее популярных тем, изучаемых в рамках предмета социальной психологии. Некоторым людям, в частности студентам первых курсов, начинающим знакомиться с психологией, иногда с большим трудом удается понять разницу между отдельными терминами, широко используемыми в психологии. Скажем, они зачастую не могут объяснить, чем различаются такие понятия, как общение, коммуникация, межличностные отношения, межличностное восприятие, межличностное взаимодействие и т.д. Аналогичные трудности могут возникать при попытке объяснить разницу между понятиями личность, субъект, индивид, индивидуальность и пр. Или, например, ответить на вопрос, чем различаются свойства личности, свойства характера, свойства темперамента и т.п. Причем такая проблема нередко возникает не только при изучении общей и социальной психологии, но и при знакомстве с другими отраслями психологической науки[1].

Говоря о межличностных отношениях, нельзя обойти вниманием концепцию, возникшую в рамках психоанализа и широко известную практическим психологам, занимающимся вопросами кооперации, конкуренции и конфликтов в бизнесе и других сферах жизнедеятельности людей. Это психологическая модель транзакционного (транзактного) анализа, разработанная в 1960–1970-е гг. американским психологом и психиатром Эриком Берном (рис. 12.3). Транзакционный анализ позволяет описывать межличностные отношения, возникающие как между отдельными людьми, так и в группах. Модель, предложенная Берном, направлена на то, чтобы помочь людям понять самих себя и свои отношения с другими. Она оформлена в виде психологического метода, применение которого позволяет с помощью психолога решать проблемы межличностных отношений.

Э. Берн по базовому психологическому образованию относится к психоаналитическому направлению, поэтому в его модели представлена психоаналитическая концепция личности – отметим, крайне далекая от теории личности, создаваемой в прошлом веке представителями отечественной психологии. В каждом человеке Берн выделяет три эго-состояния (в некоторых отечественных публикациях их иногда называют ролями).

Рис. 12.3. Американский психолог и психиатр, автор теории и метода транзакционного анализа Эрик Леннард Берн (1910–1970)

1. Эго-состояние Родителя (Р) основано на установках и схемах поведения, которые человек перенимает от других людей, в первую очередь от собственных родителей. Внешне такие схемы проявляются в критическом отношении к людям и заботе о них; внутренне – как назидательные установки родителей, которые влияют на человека даже во взрослом возрасте.

2. Эго-состояние Взрослого (В) направлено на восприятие и оценку актуальной реальности, на получение объективной информации и не зависит от возраста человека. Оно выражается в умении трезво мыслить и адекватно воспринимать мир.

3. Эго-состояние Ребенка (Д) проявляется как поведение наивного или капризного ребенка, который чаще всего склонен к фантазиям, природному творчеству и неспособен мыслить реалистично.

Э. Берн утверждает, что когда человек чувствует, думает так, как это делали его родители, то он находится в эго-состоянии Родителя. Когда человек ориентируется и принимает решения в реальной жизни, то он находится в состоянии Взрослого. Когда человек воспринимает мир или ведет себя так, как он делал это в детстве, то он находится в эго-состоянии Ребенка.

Еще одно важное понятие модели Э. Берна – транзакция, т.е. единица взаимодействия с другими людьми в зависимости от принятой роли: Взрослый, Родитель, Ребенок. Транзакция действует по принципу некоего посыла собеседнику: стимул – ответная реакция. Межличностные отношения зависят от того, какие эго-состояния принимаются индивидами в процессе общения (рис. 12.4). Проанализировать ситуации межличностных отношений можно, изучая диалоги. Слова и фразы, которые произносятся людьми, а также их эмоциональный настрой позволяют определить как тип эго-состояния каждого партнера по общению, так и тип транзакции.

Пример

Представим следующую ситуацию. Муж спрашивает жену: "Где моя шляпа?" На это жена эмоционально и с раздражением отвечает: "Вот, я всегда у тебя и во всём виновата!.." В данном случае стимул выглядит так: эго-состояние мужа "Взрослый" направлено на эго-состояние жены "Взрослый". Однако ответная реакция жены происходит по следующему типу: эго-состояние жены "Ребенок" адресовано к эго-состоянию мужа "Родитель".

Пересекающиеся, или перекрестные, транзакции создают условия для конфликтных ситуаций. Кроме того, Берн выделяет скрытые транзакции, которые возникают, когда человек говорит одно, но имеет в виду другое. Именно на основе скрытых транзакций возникают так называемые психологические игры, они, собственно, и являются предметом транзакционного анализа, которым занимается психолог.

В рамках своей модели Э. Берн разработал также торию сценариев, где под сценарием понимается некий жизненный план, который человек составляет еще в детстве. Сценарий формулируется ребенком под влиянием родителей или других людей, но на выбор сценария влияют и иные факторы, например свойства личности самого ребенка, в частности его волевые качества[2]. Согласно Берну, еще в детстве каждый человек знает некоторые важные детали сценария собственной жизни. Рассматривая такие понятия, как контрсценарий и антисцепарий, Берн полагает, что антисценарий определяет стиль жизни человека, а сценарий – его судьбу. В соответствии с данной концепцией родители начинают считать ребенка взрослым только тогда, когда он точно воспроизводит сценарий, придуманный для него родителями.

Рис. 12.4. Различные варианты транзакций, выявляемые в условиях транзакционного анализа Э. Берна

В практическом плане, т.е. в рамках психологического консультирования или психотерапии, транзакционный анализ – весьма полезная процедура (конечно, если принимать психоаналитическую концепцию в целом, как систему взглядов). Однако наиболее интересной в нем, наверное, является возможность анализировать межличностные конфликты на основе такого феномена, как перекрестные транзакции. Помимо них, Берн выделял еще несколько типов транзакций: скрытые, дополнительные и др. Дополнительными Берн называл транзакции, которые соответствуют ожиданиям людей и нормальным продуктивным межличностным отношениям. Такие транзакции не приводят к конфликтам и могут продолжаться длительное время. Пересекающиеся (перекрестные) транзакции характеризуют конфликтные ситуации межличностного взаимодействия.