Международный туризм и услуги, относящиеся к поездкам
Туризм и операции, связанные с поездками, занимают основное место в международной торговле услугами: по данным за 2011 г. на них пришлось 30% всего мирового рынка услуг. Для многих стран этот сектор является основным источником поступления доходов.
Помимо экономической значимости эта отрасль играет большую социально-общественную роль. В Глобальном этическом кодексе туризма, принятом ООН и Всемирной туристической организацией (ЮНВТО) в 2001 г., отмечены высокая роль туризма "в качестве позитивного инструмента смягчения остроты проблем нищеты и повышения качества жизни для всех народов, экономического и социального развития, особенно развивающихся стран, в качестве жизненно важного фактора, утверждающего международное взаимопонимание, мир и процветание"[1].
С точки зрения экономики международный туризм – это специфическая отрасль, связанная с международным перемещением людей или путешествиями. ЮНВТО определяет международный туризм как "поездку любого лица между двумя или большим числом стран во всех случаях, когда это лицо находится в пути, вне своего постоянного места жительства не менее 24 часов, но не более одного года с целью отдыха, развлечения, бизнеса или ради других целей"[2].
Согласно Классификатору услуг ГАТС в эту сферу включаются:
А – гостиницы и рестораны (включая обеспечение питанием);
В – услуги бюро путешествий и туристических агентств;
С – услуги экскурсионных бюро;
D – прочие.
К услугам, связанным со сферой туризма, относятся также индустрия по производству и торговле сувенирами, спорттоварами, товарами для отдыха, а также предприятия, осуществляющие организацию развлечений, конгрессов, выставок и ярмарок, предоставление медицинских и страховых услуг и пр.
Туристические потоки измеряются по числу посещений (учитываются лица, которые посетили иностранное государство не менее чем с одним ночлегом) и по поступлениям от туризма, в число которых входят все затраты туристов на иностранной территории, исключая расходы на морской транспорт.
Для анализа степени вовлеченности страны в мировой туристический рынок используется индекс интенсивности туризма, показывающий какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну туристическую поездку. Показатель выше 50% свидетельствует о массовом характере туризма в данной стране. Важным элементом анализа является туристский баланс страны – сальдо между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране (экспорт) и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом во время туристической поездки (импорт). Положительное или активное сальдо свидетельствует о привлекательности страны для посещений из зарубежья, развитости ее туристической инфраструктуры. Активный туристский баланс имеют многие европейские страны, а также страны Юго-Восточной Азии, Карибского бассейна, Ближнего Востока. Для ряда государств (в основном небольших развивающихся, часто островных стран, расположенных в зоне тропического климата) поступления от туризма являются главной статьей платежного баланса и доходной части бюджета.
Отрицательное сальдо (пассив) туристского баланса говорит о преобладании выездов из страны над притоком зарубежных туристов в страну. Такая ситуация характерна для России и стран Восточной Европы. Но многие из западно-европейских стран и большинство развивающихся стран также сводят эту статью с пассивом.
В структуре туристических поездок более половины (51%) приходится на поездки с целью досуга и отдыха, 15% – на поездки, имеющие профессиональные и деловые интересы, 27% – на поездки для встреч с друзьями и близкими, с оздоровительными или религиозными целями, 15% – на прочие цели. В 2011 г. 51% всех перемещений туристов осуществлялось воздушным транспортом, 41% – автодорожным, 2% – железнодорожным транспортом, 6% – водным[3].
Международный туризм развивается поступательно и достаточно высокими темпами. В 1980 г. в мире было отмечено 277 млн турпоездок, в 1995 г. это количество выросло до 528 млн, к 2011 г. их число практически удвоилось и достигло 983 млн. По имеющимся прогнозам, международные поездки будут расти ежегодно на 43 млн и к 2030 г. должны достигнуть показателя 1,8 млрд посещений.
Центром международного туризма является Европа. Несмотря на спад в этой отрасли в результате кризиса (в 2009 г. падение доходов составило 6,5%), на нее по-прежнему приходится более половины всех посещений – 504 млн, при этом 182 млн – на ее средиземноморскую часть (18,5%). В 2011 г., невзирая на общую экономическую нестабильность и угрозу второй волны кризиса, туристические поездки в страны Европы увеличились на 29 млн. Особенно быстро рос туризм в страны Южной Европы и Средиземного моря: Греция и Кипр – на 10%, Турция, Португалия – 9%, Испания – 8%.
Хотя развитые страны продолжают сохранять лидерство на международном рынке туристических услуг в силу развитости соответствующей инфраструктуры, роль развивающихся стран и стран с переходной экономикой увеличивается. В 2011 г. на их долю пришлось 35,5% поступлений от оказанных туристических услуг (366,6 млрд долл.) и 46,8% от числа посещений. Удешевление тарифов и совершенствование транспортной инфраструктуры делают все более привлекательными дальние экзотические направления. Активно развивается туризм в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За 20 последних лет количество поездок здесь выросло в четыре раза. В 1990 г. было зарегистрировано 56 млн посещений, в 2000 г. – 110 млн, а в 2011 г. – 217 млн, доля этого рынка достигла 22,1%.
В 2011 г. первые места в рейтинге ЮНВТО по количеству посещений занимали: Франция, США, Китай, Испания, Италия, Турция. Великобритания, Германия, Малайзия, Мексика. По доходам от туризма: США, Испания, Франция, Китай, Италия, Германия, Великобритания, Австралия, Турция, Макао и Гонконг (Китай). В целом топ-рейтинги 10 мировых лидеров в области туризма достаточно постоянны. Однако можно заметить повышение позиций Китая: в 2010 г. он впервые вышел на третье место в мире по числу посещений и, учитывая опережающие темпы роста этой страны но всем направлениям, можно ожидать, что в недалеком будущем Китай потеснит со второго места США. Что касается доходности, то, несмотря на относительную дешевизну туристических услуг в Китае, здесь он также быстро догоняет традиционных лидеров.
Развитые страны были также главным источником средств, расходуемых туристами. На их долю в 2001 – 2008 гг. приходилось 80% общемирового объема таких расходов. Из 20 стран, жители которых больше других расходуют средств на туризм, 17 – это развитые страны. Германия в 2011 г. в этом рейтинге стояла на первом месте – 84,3 млрд долл. (8,2%), на втором – США – 79,1 млрд долл. (7,7%). На третье место вышел Китай – 72,6 млрд долл. (7,0%)[4]. Эксперты ЮНВТО отмечают быстрый рост расходов на международный туризм в странах БРИКС. Впечатляюще выглядит 30%-ное увеличение в 2011 г. этой статьи в Бразилии, при том что в 2010 г. прирост составил 50%. По итогам 2011 г. Бразилия заняла в этом рейтинге 12-е место. Расходы в Китае в этом году выросли на 32,2% (в 2010 г. – на 25,6%), в России – на 22,1% (27,2%), в Индии – на 33%. Эта страна, характеризующаяся низким уровнем ВВП на душу населения, по уровню расходов на зарубежный туризм (14 млрд долл.) в 2011 г. заняла 22-е место.[5]
В целом международные организации рассматривают международный туризм как существенный фактор экономического развития, стимул модернизации и совершенствования инфраструктуры, формирования новых отраслей. Эта отрасль может явиться важным инструментом регионального развития, способствуя возрождению целых территорий, путем строительства предприятий торговли, сельского хозяйства, легкой промышленности, объектов инфраструктуры и т.д. В этой связи мировое сообщество все большее значение уделяет вопросам совершенствования регулирования этой сферы.
Прочие коммерческие услуги, их роль в развитии современной экономики. Как было указано выше, классификация ГАТС включает около 160 видов услуг. В 2011 г. мировой экспорт прочих услуг составил 1970 млрд долл., импорт – 1860 млрд долл. Основная доля торговли услугами этого вида до настоящего времени сосредоточена в развитых странах. При этом на страны ЕС приходится 46,0% их мирового экспорта и 49,8% импорта, на страны Северной Америки – соответственно 17,9% и 14,6%. Однако, как и в торговле товарами, а также транспортными и туристическими услугами, в экспорте и импорте прочих услуг наблюдается сужение участия развитых стран за счет опережающего роста влияния PC. Например, доля стран Азии в мировом экспорте прочих услуг за период 2005–2011 гг. выросла с 20,6% до 25,0%, в мировом импорте – с 21,9% до 25,1% (табл. 12.7).
Таблица 12.7
Мировая торговля прочими коммерческими услугами, в млрд долл. и %
Регионы |
Стоимость, млрд долл. |
Доля, % |
Рост, % |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2005 г. |
2011 г. |
2005 • 2011 гг. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
Экспорт |
||||||||
Мир |
1970 |
2240 |
100,0 |
100,0 |
10 |
13 |
-8 |
7 |
Северная Америка |
358 |
400 |
18,7 |
17,9 |
9 |
8 |
-3 |
8 |
Южная и Центральная Америка |
44 |
54 |
1,8 |
2,4 |
15 |
21 |
-4 |
11 |
Европа |
984 |
1134 |
54,7 |
50,6 |
8 |
12 |
-11 |
2 |
ЕС (27) |
897 |
1031 |
50,4 |
46,0 |
8 |
12 |
-12 |
2 |
СНГ |
30 |
36 |
1,1 |
1,6 |
18 |
32 |
-15 |
9 |
Африка |
20 |
21 |
1,0 |
0,9 |
10 |
27 |
-12 |
4 |
Ближний Восток |
33 |
35 |
2,1 |
1,6 |
- |
- |
-1 |
-15 |
Азия |
501 |
559 |
20,6 |
25,0 |
14 |
17 |
-5 |
19 |
Импорт |
||||||||
Мир |
1705 |
1860 |
100,0 |
100,0 |
10 |
16 |
-6 |
6 |
Северная Америка |
252 |
272 |
15,3 |
14,6 |
9 |
11 |
-4 |
7 |
Южная и Центральная Америка |
58 |
69 |
2,6 |
3,7 |
16 |
24 |
4 |
18 |
Европа |
814 |
866 |
52,4 |
46,5 |
8 |
14 |
-7 |
0 |
ЕС (27) |
768 |
813 |
49,8 |
43,7 |
8 |
14 |
-7 |
0 |
СНГ |
50 |
59 |
2,5 |
3,2 |
14 |
28 |
-19 |
10 |
Африка |
56 |
66 |
2,7 |
3,6 |
15 |
37 |
-8 |
3 |
Ближний Восток |
48 |
62 |
2,6 |
3,3 |
-15 |
3 |
||
Азия |
426 |
467 |
21,9 |
25,1 |
13 |
17 |
-3 |
17 |
Источник: World Trade Organization / International Trade Statistics. 2012. P. 158. URL: wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/ itsl2_trade_category_e.htm
В рейтинге экспортеров прочих услуг доля стран ЕС в 2011 г. составила 46% (1030,9 млрд долл.), США – 15,7% (352,3 млрд долл.). В числе лидеров также Индия – 101,5 млрд долл. (4,5%), Китай – 98,3 млрд долл. (4,4%), Япония – 93,1 млрд долл. (4,4%), Сингапур – 72,7 млрд долл. (3,2%), Швейцария – 70,0 млрд долл. (3,1%). Доля России на экспортном рынке прочих коммерческих услуг – 24,9 млрд долл. (1,1%).
В импорте прочих коммерческих услуг в 2011 г. доля ЕС – 50,0% (812,6 млрд долл.), США – 12% (223,3 млрд долл.), Японии – 4,8% (89,0 млрд долл.), Китая – 4,5% (83,6 млрд долл.), Сингапура – 3,2% (60,3 млрд долл.), Индии – 2,9% (53,0 млрд долл.). Россия занимает девятое место среди импортеров услуг – 2,2% (40,1 млрд долл.)[6].
В категорию деловые коммерческие услуги, согласно Классификатору ГАТС, включены: профессиональные услуги – правовые, в областях составления счетов, финансовой ревизии и бухгалтерского учета, в области налогообложения, в области архитектуры, инженерные услуги, комплексные инженерные услуги, услуги по планировке городов и в области садово-парковой архитектуры, в области медицины и стоматологии, ветеринарные услуги, услуги акушерок, медсестер, физиотерапевтов и вспомогательного медицинского персонала; компьютерные и связанные с ним услуги (консультативные услуги, связанные с установкой компьютерного оборудования, услуги по установке программного обеспечения, услуги по обработке данных, услуги баз данных, прочие); услуги в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); услуги в сфере недвижимости; услуги по аренде/лизингу без оператора (относящиеся к морским и воздушным судам, к прочему транспортному оборудованию, прочим машинам и оборудованию) и прочие. В подраздел "прочие деловые услуги" включены: услуги в области рекламы, исследования рынка и выявления общественного мнения, консультативные услуги по вопросам управления, услуги по технической проверке и анализу, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, охоте и лесоводству, рыболовству, к добыче полезных ископаемых, к производству, услуги, относящиеся к распределению энергии, услуги по найму и обеспечению персоналом, проведение расследований и обеспечение безопасности, соответствующие консультативные услуги по научным и техническим вопросам, техническое обслуживание и ремонт оборудования (кроме морских и воздушных судов и прочего транспортного оборудования), услуги по уборке зданий, фотографированию, упаковке, печатание и публикация, услуги в рамках соглашений и прочие.
При всем многообразии категорий услуг, очевидно, что на современном этапе исключительная роль принадлежит компьютерным услугам и услугам, связанным с телекоммуникационными и информационным технологиям (ТИТ).
Техническая и стоимостная доступность, высокая скорость ТИТ открыли совершенно новые горизонты в развитии международной хозяйственной и социальной жизни: практически уничтожили фактор времени и расстояния, создали виртуальное рыночное пространство, превратились в ключевой элемент повышения конкурентоспособности и снижении издержек производства, обеспечили новые возможности и направления для развития бизнеса и общества. Демократизация доступа к передающим сетям стала одним из основных условий успешного развития экономики и внешней торговли любой страны.
Очевидно, что лидерами по всем направлениям телекоммуникационных услуг на протяжении многих лет выступали развитые страны. Однако в последние годы многие из числа развивающихся стран и стран переходного периода вырвались в первые строчки рейтингов. За период с 2005 г. по 2010 г. количество мобильных телефонов на 100 жителей увеличилось: в Армении – на 115 ед., Вануату – 113, Ботсване – 88, Таджикистане – 82, Киргизстане – 81, Перу – 80, Иране – 79, Конго – 78, Узбекистане – 74, Бенине – 72, Индонезии – 71, Ираке – 70, Монголии, Египте, Гамбии – 69, Шри-Ланке – 66. Согласно опросам, в странах Африки 82,3% малых предприятий были оснащены мобильной связью[7].
Таблица 12.8
Пользование Интернетом в мире на 31 декабря 2011 г., млн чел.
Регион |
Население |
Пользователи Интернета |
Проникновение, % от численности населения |
Рост, 2000 – 2011,% |
Пользователи планшетных компьютеров |
|
2000 |
2011 |
|||||
Африка |
1038 |
4,5 |
139,8 |
13,5 |
2988 |
6,2 |
Азия |
3880 |
114,3 |
1016,8 |
26,2 |
789 |
44,8 |
Европа |
816 |
105,1 |
500,7 |
61,3 |
376 |
22,1 |
Ближний Восток |
216 |
3,2 |
77,0 |
35,6 |
2245 |
3,4 |
Северная Америка |
347 |
108,1 |
273,1 |
78,6 |
153 |
12,0 |
ЛАКБ |
597 |
18,0 |
235,8 |
39,5 |
1250 |
10,4 |
Океания, Австра лия |
35 |
7,6 |
239 |
67,5 |
214 |
1,1 |
Мир всего |
6930 |
361,0 |
2267,2 |
32,7 |
528 |
100.0 |
Источник•. UNCTAD. Information Economy Report 2011. NewYork. 2011. P. 22.
Еще более революционизирующее воздействие на экономическое и социальной развитие стран оказывает распространение услуг Интернета, которое идет небывалыми темпами. В 1995 г. в мире было 16 млн пользователей Интернета, что составляло 0,4% населения Земли. В 2000 г. это число выросло до 361 млн – 5,8% населения, в 2005 г. до 1018 млн – 15,7%, на 31 декабря 2011 г. – 2267 млн, т.е. практически треть населения земного шара (32,7%) имела доступ к этому современному средству коммуникации[8].
Разумеется, ситуация в различных странах в этой области неоднозначна. В развитых странах в среднем 75% населения являются пользователями Интернета. При этом в Северной Америке этот показатель составляет (2011) 78,6%, в Австралии – 67,5%, Европе – 61,3%. В развивающихся странах услугами Интернета пользуются 24%, в странах переходного периода – 34%, а в наименее развитых странах – только 4%. Однако ситуация быстро улучшается. В числе стран, увеличивших число пользователей Интернета на 100 жителей за период 2005–2010 гг. можно отметить: Оман – на 56 ед., Катар – 44 ед., Израиль – 42, Албанию – 39, ОАЭ – 38, Марокко – 38, Чехию и Бахрейн – 34, Армению и Беларусь – 32, Казахстан и Боснию и Герцеговину – 31 и т.д.[9] При этом в некоторых развивающихся странах темпы распространения Интернета были очень высокими. С 2005 г. по 2010 г. этот показатель вырос: в Тунисе – с 9,7 до 36,6 ед. на 100 жителей, в Китае – с 8,5 до 34,3, в Турции – с 15,5 до 39,8, в России – с 15,2 до 43,0. По абсолютному числу пользователей лидирует Китай. Там, по мнению экспертов, в 2011 и 2012 гг. произошел настоящий бум интернетизации: 538 млн пользователей подключились к Интернету, в том числе 388 млн – через мобильные телефоны. Всего в стране насчитывается 155 млн подключенных домохозяйств. Десятку лидеров замыкает Италия – около 16 млн подключений[10]. Новым и быстро распространяющимся средством общения становится Skype. Здесь, как и в случае с мобильной телефонией, наблюдается прямая связь со стоимостью услуги.
Олицетворением прогресса в области компьютерных технологий, связи и телекоммуникациях стала электронная торговля (Э-торговля). Сам термин не получил до сих пор окончательного и устойчивого определения. Общеупотребительным является формулировка, данная в документах ОЭСР: "термин Э-торговля охватывает все виды и формы коммерческих сделок, включая коммерческую деятельность физических и юридических лип, которые базируются на обработке и передаче данных в цифровой форме, включая текст, аудио- и видеопередачи"[11]. Под электронной торговлей обычно понимают предоставление информации, продуктов или услуг электронным путем и обслуживание электронными методами обычной торговли товарами и услугами путем передачи всех необходимых для внешнеторговой сделки документов и другой информации.
Электронная торговля является одним из самых быстро растущих сегментов рынка. Общий объем ее, при всей сложности учета, оценивается в 1,2 трлн долл., при том что в 1995 г. он составлял 180 млн долл. По международным оценкам, к 2015 г. объем электронной торговли составит 1,4 трлн долл.[12]
В целом создание правовой базы регулирования услуг связи и телекоммуникаций и электронной торговли отстают от бурного развития этой отрасли. По-прежнему отсутствуют договоренности относительно барьеров в этой сфере. Многие страны продолжают выражать опасения, что либерализация в этой области приведет к доминированию ТЫК и вытеснению более слабых национальных компаний с рынка. Противоречия возникают по вопросам доступа к спутниковой связи, распределения радиочастот и т.п.