Международный туризм и сервис Интуриста в первой половине XX в.
Концепция пролетарского туризма, однако, не могла быть реализована в международном туризме. Здесь приходилось подчиняться мировым подходам и требованиям к организации путешествий, в которых на первый план выходили коммерческие соображения. Это привело к тому, что две основные туристские организации в СССР были устроены диаметрально противоположным образом и ориентировались на совершенно разные цели и мотивации потребителей. Для иностранного туризма была создана специальная организация под названием "Интурист". Параллельное существование ОПТЭ и Интуриста означало жесткое разделение в СССР туризма внутреннего и международного. Они различались не только по уровню сервиса и количественным показателям, но по своим фундаментальным концептуальным установкам.
В деятельности Интуриста в силу контактов с зарубежными контрагентами присутствовали элементы рынка: коммерческие цены, конкуренция, реклама. Однако перекос в системе организации советского туризма остался, поскольку Интурист занимался исключительно иностранцами, приезжавшими в Россию. Выездом советских граждан за рубеж, который был с самого начала затруднен не только политическими, но и чисто бюрократическими обстоятельствами, занималось ОПТЭ, но поскольку эта организация не была коммерческой, она заключала договоры на обслуживание с Интуристом.
История организации "Интурист" также отразила последовательную смену концепций туризма в СССР. На волне стратегии мировой революции в 1920-е гг. общение с иностранцами в любом виде рассматривалось с точки зрения пропаганды коммунизма. Приезжавшие в СССР иностранные граждане воспринимались как агитаторы за коммунизм по возвращении в свою страну. Первая такая группа "будущих агитаторов" прибыла из Англии в мае 1920 г. Делегация английских рабочих даже была принята руководителем советского государства В. И. Лениным. С руководителем советского государства также встречался известный фантаст Герберт Уэллс, который по возвращении к себе на родину написал книгу "Россия во мгле", назвав в ней В. И. Ленина "кремлевским мечтателем". Пропагандистская роль этой книги весьма сомнительна, а об агитационной деятельности рабочей делегации ничего не известно.
Организованные иностранные делегации, которые тогда приезжали в советскую Россию, принадлежали к коммунистическим организациям и прибывали в качестве делегатов конгрессов Коммунистического Интернационала. Для демонстрации технических амбиций и возможностей рабочего государства привлекались художники, поэты, литераторы. Широкую известность получил авангардистский архитектурный проект Вл. Татлина "Башня Третьего Интернационала" (1919), представлявшая собой вращающуюся спиралеобразную конструкцию из стекла и железа. Для "классово близких" туристов делались скидки и оказывались бесплатные услуги. Делегация английских рабочих в 1924 г. получила скидку в 25% с размещения и до 50% - с питания.
Череда признаний СССР ведущими странами в 1925– 1927 гг. снизила ожидания мировой революции, выдвинув на повестку дня в пропагандистской работе идеологию социализма в одной стране и последовавшую за этим психологию "осажденной крепости". К приезжающим в СССР был применен принятый внутри страны классовый подход. Возник небывалый нигде классовый туризм, когда в качестве туристов в Советский Союз приезжали предпочтительно представители рабочего класса, для которых, как казалось, все будет здесь привлекательно и привычно. Недоброжелательность и организационные сложности для прибывающих "буржуев" прекрасно описаны в поэме С. Я. Маршака "Мистер-Твистер". В поэме описывалось, как "владелец заводов, газет, пароходов едет туристом в СССР". Правда, мистер Твистер для поездки в СССР воспользовался не советским туристским агентством, а знаменитой фирмой Томаса Кука, и тому были свои важные причины.
Дело в том, что до 1929 г. специальной организации, которая занималась бы международным туризмом, в Советском Союзе просто не было. Первоначально, в 1920-е гг., обслуживание заграничных гостей было возложено на "Совторгфлот", поскольку иностранцы приезжали по Балтийскому морю в Петроград. С 1923 г. приемом иностранных туристов также иногда занимался "Совтур". В 1925–1926 гг. в СССР прибыли первые организованные группы туристов из Франции, Австрии, Германии, Италии, США, и поток иностранных гостей в ситуации международной стабилизации начал возрастать. Проекты создания специальной организации для приема иностранных туристов первоначально ориентировались на так называемых социальных туристов, т.е. людей из рабочего класса, социально близких. Как отмечали организаторы таких поездок, они приезжают в СССР по мотивам "социальной любознательности", и их в первую очередь интересуют не природные красоты и культурные сокровища, а социализм, который создается в СССР. В 1920-е гг. они составляли примерно половину прибывавших в СССР иностранцев. Однако социальная любознательность в данном случае не подкреплялась материальным обеспечением таких "социально близких" туристов, и расходы большей частью приходилось брать на себя принимающей стороне. В связи с этим каждая такая поездка фактически организовывалась отдельно, туристов принимали различные организации, которые брали на себя расходы, и чаще всего это были профсоюзы. Маршруты для иностранных групп также разрабатывали разные организации.
Авантюристические надежды на туристов-агитаторов быстро уступили место коммерческому расчету. Новому государству остро требовалась иностранная валюта для проведения индустриализации, борьбы с голодом и т.п. Наркомат путей сообщения, который был заинтересован в настоящих, "денежных" пассажирах, обратился за помощью в знаменитую туристскую фирму "Томас Кук и сын", со стороны которой была высказана заинтересованность "в установлении полного обслуживания лиц, приезжающих из-за границы в Россию и уезжающих из России за границу". Предлагалось деловое сотрудничество, выраженное в следующем принципиальном соглашении:
– организуется совместное туристское предприятие;
– советская сторона получает статус представителей фирмы "Томас Кук и сын" в СССР.
Такой договор позволял решать все вопросы международного туризма по законам международного туристского рынка. Однако с советской стороны не было ведомства, которое решилось бы взять на себя эти обязательства. Наркомат путей сообщения хотел лишь получать валюту за перевозку иностранных пассажиров, не отягощая себя международными стандартами сервиса перевозок. Встреча сторон произошла только в 1925 г. и не привела к соглашению. Не были выполнены даже минимальные условия для деятельности фирмы "Томас Кук и сын", т.е. наличие своих представителей в СССР для разрешения конфликтов и 5%-ная скидка на оптовые железнодорожные перевозки для туристов, следующих через территорию СССР транзитом, что являлось повсеместной международной нормой.
Переговоры длились до 1927 г. и закончились полным провалом. Советские представители, ссылаясь на "политические соображения" и предвидя высокие доходы от туристов, привлеченных "советской экзотикой", пришли к решению организовать международный туризм по своим нормативам и правилам. Отсутствие необходимой инфраструктуры, плачевное состояние гостиничного и ресторанного фонда не позволяли выйти на международные стандарты сервиса. Кроме того, по мнению советских представителей, "делиться доходами с капиталистами" не имело смысла.
В ситуации Великой депрессии 1929 – начала 1930-х гг., охватившей весь мир, интерес к Советскому Союзу, ударными темпами строившему новую индустрию, был велик. Ехали на работу, "посмотреть", "понять". В апреле 1929 г. был создан Интурист как некое государственное акционерное предприятие первоначально в структуре Наркомата внешней и внутренней торговли при участии транспортных ведомств и всесильного ГПУ, выполнявшего функции госбезопасности. Интурист с самого начала имел контроль над гостиничными и ресторанными структурами в стране, владел собственным транспортом, кадрами переводчиков и экскурсоводов.
Новое государственное акционерное общество должно было осуществлять полное сервисное обслуживание интуристов, включая организацию культурной программы, развлечений. Издавались специальные путеводители, карты, разговорники и справочники для иностранцев. Впервые в задачи туристской деятельности включалась реклама, кино- и фотосъемка. Разумеется, рекламная деятельность включала пропагандистские элементы, преподнесение советского образа жизни как социального идеала. Политические кампании в связи с политическими процессами против "врагов народа", в связи с разоблачением "иностранных шпионов" и подобные им также отражались на работе Интуриста. Когда в 1933 г. в СССР обвинялась "во вредительстве и шпионаже" группа английских инженеров, были введены ограничения на прибытие туристов из Великобритании. Напротив, после сближения СССР и фашистской Германии, особенно после подписания ряда экономических и политических соглашений, поток немецких туристов в СССР возрос в 10 раз и составлял более половины всех интуристов в 1938 г. (Советское Зазеркалье, с. 20). Тем не менее в деятельности Интуриста коммерческие интересы заставляли придерживаться законов рынка.
В первые два года деятельности Интуриста дела шли прекрасно, пока не иссяк поток первых "любопытствующих". К тому же распространявшийся в западном мире экономический кризис привел к изменению контингента посещавших СССР: теперь это были не столько рабочие делегации, сколько представители буржуазных слоев. Их требования к сервису превышали то, что могли им предоставить в Интуристе. Доходы от иностранных туристов стали падать, что встревожило высшие круги власти. Нарком иностранных дел Μ. М. Литвинов докладывал лично И. Сталину: "Я получил тревожные сведения от представителей “Интуриста” в Нью-Йорке о перспективах американского туризма на этот год... специальные обстоятельства... могут значительно сузить американский туризм в СССР... главным образом жалобы американских туристов... на весьма плохое обслуживание их “Интуристом”".
Принимаемые меры по отношению к работе Интуриста большей частью носили административный характер: устанавливался план приема иностранцев, давались установки на расширение видов туризма для иностранцев, усиление рекламной деятельности. Среди мер по улучшению работы Интуриста значились "упорядочение работы собственного автотранспорта" и обеспечение экскурсий гидами, которые были бы способны давать "толковые, исчерпывающие и политически выдержанные объяснения..." (Коммерсантъ-Власть. 2005. № 25. С. 59). Интуристовским чиновникам пришлось напрячь фантазию. В результате появились очень дорогие, но пользовавшиеся спросом туры на прежде закрытую для иностранцев Новую Землю. В 1930-е гг. покорение Северного полюса, арктические экспедиции пользовались огромной популярностью, но решительного скачка доходов от иностранного туризма все-таки не произошло. Советский Союз привлекал, скорее, экзотикой политического строя, нежели реальными туристскими возможностями, сервисом и маршрутами.
В американской прессе появлялись статьи, которые составили целую серию "злоключений туристов в СССР". На эту тему читались лекции, издавались книги. Один из популярных театральных деятелей США после поездки в СССР в интервью сказал: "За миллион я не упустил бы случая поехать в СССР, но дайте мне миллион, чтобы я поехал еще раз, – я этого не сделаю". Объем жалоб был значительный и вполне стандартный:
– плохой транспорт;
– плохое и несвоевременное питание;
– необязательность и грубость гидов и переводчиков, служащих гостиниц и ресторанов;
– непомерные чаевые и странные поборы.
Однако более всего жалоб возникало на грязь и назойливый полицейский контроль. Особенно много нареканий было от прибывавших в Москву и Киев. По отчетам Интуриста в начале 1930-х гг. число недовольных сервисом достигало 95% приезжавших. Туристские агентства стали отказываться заключать договоры с Интуристом. План по туризму на 1933–1935 гг. был сорван. Страна не только лишалась необходимой валюты, но и терпела ущерб с точки зрения имиджа передовой державы. Интурист не без оснований винил не только себя, но и всю сервисную инфраструктуру в стране. Неаккуратность, необязательность, грубость и грязь служащих гостиниц, ресторанов, транспорта являлись главной причиной первоначальных неудач.
Выход из такой ситуации нашелся в создании особой, "интуристовской" инфраструктуры, принципиально отличавшейся от того, что имелось в стране и предназначалось для "внутреннего потребления". Вопрос о материальной базе Интуриста решался как вопрос политический. В 1933 г. Интурист сливается с другим государственным Всесоюзным акционерным объединением "Отель" и получает особые права и место в структуре управления ведомством. Ему перешли лучшие гостиницы Советского Союза, имевшие дореволюционный имидж: "Европейская", "Англетер" и "Астория" в Ленинграде, "Метрополь" и "Националь" в Москве, а также ряд других гостиниц, которые могли соответствовать мировым стандартам. Выбор был небольшой: к этому времени в Ленинграде было всего шесть "приличных" гостиниц на 100 мест. В использовании гостиничного фонда Интуриста случались политические решения. В 1939 г. в гостинице "Националь" в Москве был изъят из фонда номер 107, в котором в 1918 г. некоторое время жил В. И. Ленин. Номер стал использоваться в пропагандистских целях в составе экскурсии по ленинским местам в Москве.
В переданных Интуристу гостиницах и ресторанах была сделана капитальная модернизация, поставлено новое оборудование, обновлялись интерьеры и персонал. В посещаемых туристами городах строились собственные "интуристовские" гостиницы, предназначавшиеся исключительно для иностранных гостей. Персонал там проходил специальную подготовку, а контроль "тайной полиции" был особенно плотным. Приехавший в тс годы в СССР американский писатель Джон Дос Пассос писал о "Европейской": "Какое облегчение – сидеть вечером в кафе в нижнем этаже гостиницы... Здесь – как в Европе, как в восточных районах Нью-Йорка..." Эти гостиницы в составе Интуриста впервые с дореволюционных времен начали давать доход. Перестроенная в 1934–1939 гг. инфраструктура международного туризма принесла свои плоды. К концу 1930-х гг. прибыльной стала и деятельность Интуриста. Появилась собственная реклама и логотип: крыло, простертое надземным шаром.
Иностранных туристов привлекали в первую очередь Москва и Ленинград, а для отдыха и лечения им предлагались путевки в Сочи, Гагры, Ялту, Кисловодск и Одессу. Однако сервис даже в лучших южных здравницах был таков, что уже в 1934 г. Интурист был вынужден снижать цены в валюте на номера в курортных гостиницах и добиваться снижения цен на 50% на железнодорожные билеты к курортам СССР.
В 1936 г. была утверждена Генеральная инструкция Интуриста по курортному обслуживанию иностранцев. Предусматривалось несколько классов сервиса, которые отличались по цене, типу размещения (один или два человека в номере), возможности посещения культурных объектов, организации питания (основное и дополнительное), наличию (отсутствию) проката автомашин и т.п. Оговаривалась даже такая услуга, как наличие в автомобиле шофера, одетого по форме. Недостатки школы советского сервиса компенсировались особой "техникой гостеприимства". Американский исследователь П. Холландер выделил две технологии, которые успешно применялись в сервисной школе Интуриста. Во-первых, гостя следовало окружить таким дружеским вниманием, чтобы его отношения с персоналом перешли из разряда коммерческих контактов "сервис – клиент" в разряд дружеских ненормированных услуг с тем, чтобы гостю стало психологически трудно выражать какое-либо недовольство. Во-вторых, это "выборочное представление реальности", т.е. сочетание позитива и негатива советской действительности таким образом, чтобы все неприятные впечатления представлялись лишь фрагментарными, досадными "пережитками прошлого", которые будут успешно преодолены (Советское Зазеркалье, с. 33).