Лекция 5. Международный Суд ООН
Международный Суд (МС) является главным судебным органом ООН. Статут Суда является неотъемлемой частью Устава ООН. Все члены ООН являются ipso facto участниками Статута. Государства - не члены ООН могут присоединиться к Статуту МС.
Суд состоит из коллегии независимых судей (15 судей), избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области международного права. Состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.
Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны. Местопребыванием Суда является Гаага.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Статута "только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом". К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими международными договорами.
Значительное число международных договоров по правам человека предусматривает рассмотрение Международным Судом споров между государствами. Например, ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. гласит: "Любой спор между двумя или несколькими государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции передается по требованию любой из сторон в этом споре на разрешение Международного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования".
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Статута государства-участники могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым вопросам, касающимся:
o толкования договора;
o любого вопроса международного права;
o наличия факта, который, если Организацией Объединенных Наций будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;
o характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
Подобные заявления могут быть безусловными, или подразумевать аналогичное заявление со стороны тех или иных государств, или же иметь ограничение по времени. По данным на начало 2012 г., 66 государств сделали такие заявления.
В случае спора о подсудности дела вопрос разрешается определением Суда.
Правозащитные функции Международного Суда ограниченны. Это обусловлено тем, что Суд уполномочен рассматривать споры исключительно по обращению государств и давать консультативные заключения по запросу уполномоченных органов и специализированных учреждений ООН, тогда как другие правозащитные механизмы (например, договорные органы) наделены инициативой, имеют право сами запрашивать информацию или получать ее от третьих сторон, включая негосударственные субъекты. Кроме того, в рассматриваемых Судом спорах, как правило, соблюдение прав человека не является основным предметом - большинство их касается вопросов границ, территориальной юрисдикции и др.
Вместе с тем вклад Международного Суда в защиту прав человека на универсальном уровне не следует недооценивать. В его работе на этом направлении можно выделить следующие основные элементы.
Кодификация и прогрессивное развитие международного права
Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно Уставу. Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать от Международного Суда консультативные заключения. Другие органы ООН и специализированные учреждения системы ООН могут запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности, при наличии санкции на это Генеральной Ассамблеи. Хотя консультативные заключения МС не являются обязательными, они представляют собой один из наиболее авторитетных источников международного "мягкого" права.
Немалую роль в развитии международного права играет и практика Суда но решению международных споров на основании международных договоров, международного обычного права и общих принципов права.
Консультативные заключения Суда и его практика вносят заметный вклад в развитие универсальной юридической базы в области прав человека. Например, Суд сыграл одну из решающих ролей в становлении в современном международном праве концепции самоопределения, право на которое закреплено в Международных пактах о правах человека 1966 г. В 60-70-х годах XX в., когда многие государства, в первую очередь колониальные державы, рассматривали самоопределение исключительно в качестве политического стремления, Суд обосновал его правовую природу в своих консультативных заключениях по Намибии и Западной Сахаре.
Особое значение с точки зрения зашиты прав человека имеет консультативное заключение Суда по законности угрозы применения ядерного оружия. В нем Суд постановил, что действие положений Международного пакта о гражданских и политических правах продолжается и во время войны, если не было соответствующего заявления об отступлении от обязательств по установленной ст. 4 Пакта процедуре. Он также определил применимость обязательств государств по Пакту ко "всем лицам, находящимся на территории государства и под его юрисдикцией".
Также следует выделить консультативное заключение о юридических последствиях присутствия Южной Африки в Намибии, в котором Суд постанови;!, что статьи Устава ООН о правах человека порождают обязательства поощрять всеобщее соблюдение прав человека на основе недискриминации, а также заключение по юридическим последствиям строительства разделительной стены на оккупированной палестинской территории, где Суд отметил выводы Комитета по правам человека и во многом построил на них свои доводы.
Рассмотрение исков о соблюдении международных обязательств в области прав человека
Обратившись к практике предшественницы Международного Суда - Постоянной палаты международного правосудия - можно констатировать, что она нередко рассматривала такие дела. Хрестоматийным стало "школьное дело", в котором Палата признала неправомерной практику силезских властей, требовавших подтверждения немецкой национальности детей для получения разрешения на обучение в немецких школах.
В практике Суда в первую очередь следует отметить иск Грузии против России о применении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Восемью голосами против семи Суд вынес постановление о временных мерах по итогам событий 2008 г. в Абхазии и Южной Осетии, однако затем 10 голосами против 4 признал отсутствие своей юрисдикции над данным вопросом.
В решении по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране Суд отметил, что неправомерное лишение людей свободы и подвергание их физическому принуждению в трудных условиях сами по себе несовместимы с принципами Устава ООН и основными принципами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека. В решении по делу Конго против Уганды Суд заключил, что последняя не приняла должных мер по соблюдению и обеспечению соблюдения международного гуманитарного права и права в области прав человека. В решении по делу Амаду Садио Диалло Суд признал, что
Демократическая Республика Конго нарушила свои обязательства по Международному пакту о гражданских и политических правах. В решении по делу о компании "Барселона Трэкшн, Лайт энд Пауэр Лимитед" Суд заключил, что права человека предусматривают защиту от отказа в правосудии.
Еще одно дело, имеющее правозащитное измерение, - "дело об опрыскивании гербицидами с воздуха" - находится сейчас на рассмотрении Суда. Оно касается соблюдения права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья путем сохранения здоровой окружающей среды.
Суд располагает определенным инструментарием принуждения к выполнению правозащитных обязательств или недопущению дальнейших нарушений. В частности, он может вынести постановления о временных мерах, обязательные для исполнения сторонами. Здесь следует, прежде всего, выделить два сходных дела, связанные со смертной казнью, - "Венская конвенция о консульских сношениях" и "Дело Ла Гранда". В обоих случаях Суд применил временные меры в целях приостановления исполнения смертного приговора.
Нельзя не упомянуть о постановлении Суда 1993 г. о временных мерах по делу "Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него", в котором Суд обязал Югославию соблюдать положения данной Конвенции. Другие вопросы прав человека, затронутые в иске, однако, не были включены во временные меры на том основании, что они не относились к существу окончательного решения.
При рассмотрении уже упоминавшегося иска Грузии против России в 2008 г. Суд также вынес постановление о временных мерах, в котором призвал обе стороны воздерживаться от любых актов расовой дискриминации.
Подводя итог, следует отметить, что Международный Суд ООН, несмотря на ограниченную компетенцию, вносит важный вклад как непосредственно в защиту прав человека, так и в прогрессивное развитие международного права в этой сфере.