Лекция 7 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН РЕСУРСАМИ ЗНАНИЙ
В результате изучения материалов данной главы обучающийся должен: знать
• способы формирования и состав ресурсов знаний;
• человеческий капитал и его функции в инновационном развитии;
• основные компоненты национальной инновационной системы;
• способы международной передачи знаний;
• носителей технологий в международном обмене; уметь
• определять экономику знаний;
• анализировать трансграничные потоки знаниеемких услуг и объектов интеллектуальной собственности;
• формулировать рекомендации по улучшению положения России в международной торговле ресурсами знаний;
владеть
• методами анализа ресурсов знаний;
• способами международной передачи ресурсов знаний;
• коммерческими и некоммерческими способами международного обмена технологиями.
Ресурсы знаний и способы их международной передачи
Ресурсы знаний — научные, образовательные, информационные все более становятся экономическим ресурсом социально-экономического развития, конкурентоспособности, устойчивого экономического роста и качества жизни. Знания, воплощаясь в человеческом капитале, приносящем доход его владельцу, являются важным фактором развития общества, экономики и инноваций. Знания, преобразованные в технологии, используются в производстве товаров и услуг наравне с природными, трудовыми и финансовыми ресурсами. В отличие от других факторов производства ресурсы знаний неосязаемы, нематериальны, они не потребляются в процессе производства; технологии воплощаются в товаре, услуге, процессе производства, менеджменте. Новые знания выводят производство на более высокий научно-технический и технологический уровень; постепенно утрачивая инновационность, они морально устаревают и подлежат обновлению (реновации). Человеческий капитал не истрачивается в процессе трудовой деятельности, он наращивается и подлежит обновлению и накоплению.
Новые знания патентуются и становятся интеллектуальной собственностью, под которой понимаются творения человеческого разума, охраняемые законом. Различаются две категории интеллектуальной собственности: промышленная собственность — изобретения (патенты), товарные знаки, промышленные образцы, и авторское право на литературные, художественные, музыкальные произведения, фильмы, произведения изобразительного искусства и др. Интеллектуальная собственность является одним из наиболее дорогостоящих активов; например, в 2011 г. стоимость бренда Google оценивалась в 44,3 млрд долл., Microsoft — 42,8, IBM — 36,2 млрд долл.
Современная экономика стала складываться с середины прошлого века, когда страны-лидеры перешли к постиндустриальной стадии развития, опирающейся на достижения научно-технического прогресса (НТР), высокопроизводительное материальное производство и опережающее развитие сервисного (нематериального) производства. К концу прошлого века все более укреплялись позиции стран с экономикой, основанной на производстве и применении ресурсов знаний; в XXI в. знания превращаются в главный стратегический ресурс социально-экономического развития и конкурентоспособности национальных экономик.
Научные знания вырабатываются в сфере научных фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Научные ресурсы страны — эго объем и качество накопленных знаний и умений, способность национальной экономики к их воспроизводству и внедрению в виде инноваций, т.е. качественно новых, не имеющих аналогов, или усовершенствованных продуктов и технологий.
Международный обмен научными знаниями осуществляется различными способами — это миграция научных кадров; научные конференции и другие формы профессиональных контактов и международного научного сотрудничества, включая совместную исследовательскую деятельность; привлечение иностранных ученых к реализации национальных и международных исследовательских программ; а также стажировки в зарубежных научных коллективах; создание зарубежных исследовательских центров. Научно-технические знания, преобразованные в технологии, реализуются в международном обмене через своих носителей — рабочую силу, услуги, товары, капитан, информацию.
Образовательные ресурсы представляют собой накопленные поколениями объем и качество знаний, умений и профессионального опыта, которые усваиваются населением и воспроизводятся через систему образования и профессионального обучения. Приобретая характер информации, образовательные ресурсы распространяются по информационно-коммуникационным каналам. Международный образовательный обмен осуществляется посредством приглашения преподавателей-иностранцев на контрактной основе; переподготовки преподавательских кадров за рубежом; предоставления образовательных услуг иностранным студентам и аспирантам; открытия филиалов учебных заведений за рубежом.
Масштабы образовательного обмена определяются количеством иностранных преподавателей и студентов в системе высшего образования. В США доля иностранцев среди преподавателей инженерных, компьютерных наук, математики и ряда других предметов достигает 20 35% и более. За 2000—2010 гг. численность абитуриентов, поступавших в вузы за пределами своей страны, увеличилась почти в 2 раза и составила 4,1 млн чел. Доля иностранных студентов в общей численности студентов в Австралии и в ряде европейских стран колеблется в пределах 10—20%, России — 1%. В США она составляет 3%, что равняется 2/5 всех иностранных студентов, обучающихся в развитых странах.
Наиболее способные выпускники вузов, защитившие ученую степень, особенно в научно-технических дисциплинах, имеют возможность получить работу в стране обучения. Вместе с тем в Индии, Китае, Республике Корея и других азиатских странах набирает силу тенденция в пользу национального образования, возвращения на родину; увеличения притока иностранцев; растет число дипломированных специалистов; по количеству докторов наук Китай догоняет США.
Информация — это совокупность сведений, упорядоченный массив данных, имеющих деловую, коммерческую, производственную, потребительскую и другую экономическую ценность. В международном обмене участвует информация научная, статистическая, аналитическая, образовательная, правовая, медицинская и прочая в форме информационных товаров и услуг, стоимость которых зависит от информационного содержания, что позволяет осуществлять ее распространение. Производителями и потребителями большинства информационных продуктов таких, как программное обеспечение, научные знания, стандарты качества, являются развитые страны.
Информационные технологии (ИТ) представляют собой способы и методы решения задач поиска, обработки, передачи, представления, накопления, хранения, уничтожения информации. Современные ИТ создаются и реализуются в электронной среде с помощью программно-технических средств. Показателем уровня информационной обеспеченности отдельных стран является доступ к информационным традиционным источникам (радио, телевидение, печать, стационарная телефонизация) и новым источникам (мобильная связь и интернет-ресурсы), что определяется уровнем развития информационной инфраструктуры.
Ключевым техническим фактором быстрого распространения по всему миру знаний и научно-технических достижений стал Интернет. В первом квартале 2013 г. было зарегистрировано 2,7 млрд пользователей Интернета, что составило 39% населения земного шара. В Китае было зарегистрировано 565 млн пользователей Интернета (42,1% населения), Северной Америке — 78,6% населения, Австралии и Океании — 67,6, Европе — 63,2, СНГ - 52, Африке - 15,6%.
В 2011 г. по индексу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), который охватывает доступ к информационно-коммуникационным технологиям, их использование, а также навыки владения информационно-коммуникационными технологиями населением, США заняли 17-е место с показателем 7,53 (па первом месте Республика Корея — 8,57); Россия - 6,19 (40-е место), Бразилия — 5,00 (62-е), Китай — 4,18 (78-е), Индия — 2,21 (121-е место).
В своей совокупности знания образуют экономику знаний, которая включает научные, образовательные, информационно-коммуникационные, научно-технические знания, а также ресурсы знаний в области здравоохранения, биотехнологии, телекоммуникаций и т.п. Ведущие страны мира вступили в инновационную стадию развития, основанную на экономике знаний, которая определяет их международную конкурентоспособность. Инновационный тип развития характерен для высокоразвитых стран с самыми высокими показателями по ВВП и ВИД на душу населения, с наиболее высокими индексами по развитию человека, инновациям, конкурентоспособности, информационно-коммуникационным технологиям и др.
Главными центрами инновационного развития являются США, Япония, Западная Европа; к ним быстро приближается Китай. В лидирующих странах экономика знаний составляет 30—40% ВВП; НТП обеспечивает 70—95% прироста ВВП; совокупная доля научных, образовательных, информационных и других инновационных ресурсов в инвестициях превышает половину; доля знаниеемкой продукции в экспорте товаров и услуг возрастает и составляет 20 35% и более.
Сфера экономики знаний развивается и приобретает все большее значение в социально-экономическом развитии и в наиболее продвинутых странах с догоняющим типом развития, включая развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком. Однако экономика знаний пока не является главным фактором их конкурентоспособности; они в 2 раза и более отстают от развитых стран по доле ресурсов знаний в ВВП, что не исключает достижения инновационного уровня в развитии отдельных отраслей и производств.
В ближайшие 20 лет, по оценкам академика РАН А. Г. Агангсбяна, ускорится интернационализация знаний, их перемещение и коммерциализация в глобальном масштабе, внедрение знаний в экономику стран с догоняющим типом развития. Ученый полагает, что экономический разрыв между двумя группами стран сократится к 2030 г. с нынешнего 6,2 до 3,8 раза; доля развивающейся Азии в мировом производстве высокотехнологичных товаров повысится с 25 до 40%, интеллектуальных услуг — с 35 до 45—50% ВВП [1].
Знания всегда были двигателем социально-экономического развития, но в современных условиях именно знания, умение производить, быстро и эффективно их использовать обеспечивают фундаментальные конкурентные преимущества. Некоторые авторитетные исследователи полагают, что экономика, основанная на знаниях, кардинально меняет законы хозяйственного развития; и отдельные страны, не завершив стадии индустриализации, могут перейти к экономике, основанной на знаниях.
Инновационная экономика меняет масштабы и структуру производства, качество жизни, взаимоотношения людей. В инновационной экономике происходит усиление социально-экономической направленности; меняются ориентиры, и на первый план выходят сохранение здоровья, личная безопасность, качество окружающей среды, доступ к культурным ценностям, возможности интеллектуального и творческого роста.
Формирование экономики знаний меняет представление о богатстве. Согласно концепции американского экономиста Дж. Даннинга, сначала главным источником богатства были природные ресурсы (земля и неквалифицированный труд); затем источником богатства стали ресурсы, создающие материальные активы (здания, оборудования, финансы). Современным источником богатства стали ресурсы, создающие неосязаемые нематериальные активы (знания и информация), которые воплощаются в людях и организациях.
Экономика, основанная на знаниях, — это экономика с хорошо развитым человеческим капиталом и высокой эффективностью его использования. Конкурентоспособность стран, вступивших в инновационную стадию, опирается на технологическое лидерство, создание новых технологий и уникальных продуктов, высокий уровень развития бизнеса и деловой активности, что обеспечивает наращивание и реализацию человеческого капитала и отражается в самых высоких показателях по индексу развития человека.
Ресурсы знаний охватывают сферу знаниеемких деловых и личных услуг. По данным Евростат, по числу предприятий бизнес-сервис превалирует над бизнес-производством — на одно высокотехнологичное предприятие приходится 15 предприятий, оказывающих знаниеемкие высокотехнологичные услуги. К знаниеемким бизнес-услугам относится деятельность в сферах компьютерного программирования и телекоммуникаций, научных исследований и разработок; управленческое, инженерное, архитектурное и научно-техническое консультирование, а также кино-, телевизионное и музыкальное творчество.
Личные услуги формируют и развивают человеческий капитал, повышают инновационный, предпринимательский и научно-технический потенциал общества; они включают научные, образовательные, медицинские, информационные, телекоммуникационные, рекреационные, культурные и прочие услуги.
Знания — научные, образовательные, информационные, медицинские, рекреационные и др. — представляют собой сферу услуг. Международная торговля знаниями, воплощенными в услугах, осуществляется, согласно ГАТС, четырьмя способами.
1. Трансграничная поставка технологий и других объектов интеллектуальной собственности, а также образовательных, телекоммуникационных, компьютерных и информационных, консалтинговых, управленческих и других знаниеемких услуг с территории страны-поставщика в страну- потребителя с пересечением услугой таможенной границы. Поступления от предоставленных услуг и платежи за полученные услуги отражаются в платежных балансах страны-экспортера и страны-импортера.
Мировой экспорт компьютерных и информационных услуг в 2012 г. составил 265 млрд долл., увеличившись с 2011 г. на 6%. Доля Северной Америки в мировом экспорте составила 9,1% (в 2005 г. — 12,3%), Центральной и Южной Америки — 2,1 (1), Европы — 54,1 (60,9), ЕС-27 - 51,6 (58,8), Азии — 28,3 (20,7), Африки - 0,5 (0,3), СНГ - 1,5 (0,5), Среднего Востока — 4,4% (4,4%).
В 2011 г. первое место в мировом экспорте компьютерных и информационных услуг занимал ЕС-27 (132 млрд долл.), в том числе экспорт ЕС-27 в третьи страны составил 57,1 млрд долл., далее следовала Индия (43,6), США (15,5), Китай (12,2), Израиль (9,6), Канада (7), Филиппины (2,4), Аргентина (1,8), Малайзия (1,8), Россия — 1,7 млрд долл.; экспорт 10 стран — 227,6 млрд долл. Импорт компьютерных и информационных услуг ЕС-27 составил 63 млрд долл., в том числе из третьих стран — 20,3 млрд долл., США — 24,5, Японии — 4,2, Бразилии — 4, Китая — 3,8, Канады — 3,2, России — 2,4, Индии — 1,8, Норвегии — 1,7, Австралии — 1,6; всего импорт 10 стран — 110,5 млрд долл.
В 2011 г. экспорт телекоммуникационных услуг 10 стран составил 68,7 млрд долл., импорт — 60,1 млрд долл. Главными экспортерами на рынке телекоммуникационных услуг были ЕС-27 с долей на рынке в размере 63,8%, в том числе экспорт стран ЕС-27 в третьи страны составил 28,3%; доля США равнялась 18,4%, Кувейта — 5,2, Канады — 2,9, Индии — 2,4, России — 2, Гонконга (Китай) — 1,8, Норвегии — 1,4, Марокко — 1,1, Малайзии — 0,9%.
Доля ЕС-27 в импорте телекоммуникационных услуг 10 ведущих стран равнялась 67,5%, в том числе из третьих стран — 27,6; доля США составила 12,8%, Саудовской Аравии — 4,3, России — 4,2, Канады — 2,6, Индии - 2,2, Малайзии — 1,9, Норвегии — 1,7, Республики Корея — 1,5, Гонконга (Китай) — 1,2%.
В 2011 г. экспорт образовательных услуг США равнялся 22,7, импорт — 5,9 млрд долл.; телекоммуникационных — 12,6 и 7,7 млрд долл.; компьютерных и информационных — 15,5 и 24,5 млрд долл.; консалтинговых и управленческих — 32,2 и 24,8 млрд долл.; в области исследований, разработок и тестирования — 23,4 и 22,4 млрд долл., юридических — 7,5 и 1,8 млрд долл.
2. Потребление знаниеемкой услуги за рубежом означает перемещение потребителя, каковым может быть исследователь, студент, стажер, пациент, нуждающийся в консультации у специалиста, и т.п. в страну ее производителя.
3. Коммерческое присутствие страны — производителя интеллектуальной услуги в стране — потребителе услуги означает учреждение за рубежом аффилированных предприятий ТНК, производящих наукоемкие и другие знаниеемкие услуги, а также филиалов университетов, медицинских учреждений и др.
По данным ВТО, за 2007—2011 гг. доходы зарубежных компаний американских ТНК за оказание всех видов услуг составили 5,1 трлн долл., в 2011 г. — 1199,1 млрд долл., в том числе доля знаниеемких услуг, по оценкам, составила не менее 20—25%. За тот же период США заплатили иностранным предприятиям, расположенным на территории страны, за полученные от них услуги 4,0 трлн долл., в 2011 г. — 741,6 млрд долл., в числе которых платежи за наукоемкие услуги составили 20% и более.
4. Перемещение физических лиц страны — поставщика знаниеемких услуг в страну — потребителя услуги может быть связано с командированиєм специалистов в зарубежные исследовательские центры и компании с целью ознакомления с передовой технологией, современными производственными и управленческими технологиями; с системой вузовского и послевузовского обучения; с временной работой по контракту.
Пополнению человеческих ресурсов и их интеллектуальной составляющей в большей степени способствует миграция научных кадров; за 2006— 2010 гг. 205 тыс. исследователей покинули свои страны. В США обосновались 117 тыс. исследователей, что составило 57,1% их мирового потока, в Германии — 14,5 тыс. (7,1%), Швейцарии — 12,5 тыс. (6,1), Великобритании — 9,1 тыс. (4,4), Нидерландах — 5,6 тыс. (2,7), Франции — 5,3 тыс. (2.6), Сингапуре — 4,5 тыс. (2,1), Канаде — 4,1 тыс. (2), Японии — 4,1 тыс. (2), Китае — 3,3 тыс. исследователей (1,6%).
Научная эмиграция ("утечка умов") из Китая за эти годы составила
33,4 тыс. чел. (16,4%), из Индии — 24,8 тыс. (12,1), Германии — 19 тыс. (9,3), Великобритании — 15,1 тыс. (7,4), Канады — 13 тыс. (6,4), Франции — 11,8 (5.7), США — 6,8 тыс. (2,1), России — 4,4 тыс. (2%). Отток научных кадров, особенно превышающий приток, несомненно, снижает научный потенциал страны эмиграции; но он может его и повысить при условии репатриации специалистов, проработавших в крупных научных центрах и овладевших новыми знаниями.