Международный договор
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет международный договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Согласно Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (Вена, 21 марта 1986 г.) "договор" означает международное соглашение, регулируемое международным правом и заключенное в письменной форме: между одним или несколькими государствами и одной или несколькими международными организациями; или между международными организациями, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в МП в силу определенных причин, в числе которых можно назвать:
1) создание обычных норм МП является длительным процессом, и иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов МП имеют более выраженный характер;
2) процедура заключения и исполнения договоров детально разработана и определена (Конвенции 1969 и 1986 гг., национальное законодательство);
3) договорная форма предоставляет наиболее благоприятные возможности для согласования воль субъектов МП.
Эти и другие причины обусловливают более широкое использование договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты МП учитывают важнейшую роль договоров в международных отношениях и признают возрастающее значение договора как источника МП и средства развития мирного сотрудничества между нациями.
Подробно международные договоры будут исследованы в гл. 12.
Международно-правовой обычай
Международный обычай, наряду с договором, также является источником МП. Венская конвенция о нраве международных договоров 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений. В преамбуле Федерального закона от 15.07.1995 № 101-Ф.З "О международных договорах Российской Федерации" подчеркивается, что Россия, выступая за неукоснительное соблюдение как договорных, так и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу МП — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
До XX столетия важную роль в МП играл международный обычай; МП состояло более из обычных норм, нежели договорных.
Как указывал Г. М. Даниленко, особенность обычая как источника МП состоит в том, что в отличие от международного договора в нем не так просто провести различие между правотворческой процедурой и нормативным результатом. Обычай создается практикой государств и существует в виде нормы, основой и доказательством существования которой служит та же практика. Изучение ОГЛАВЛЕНИЕ обычая в большинстве случаев невозможно отделить от анализа процесса их возникновения.
Обычная норма МП представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты МП признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.
Обычай складывается в течение длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. Примерами обычая могут служить: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др.
Множество обычных норм содержит институты признания и правопреемства в МП, международное экономическое право, а "гуманитарное право в период вооруженных конфликтов" часто именуют "законами и обычаями войны".
Как и другие международные нормы, обычные нормы МП образуются в два этапа:
1) согласование правила поведения;
2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы (opinio juris).
Однако стадии процесса нормотворчества выражены здесь не столь отчетливо, как в случае создания договорной нормы.
Как уже говорилось, обычай складывается в течение длительного периода времени. Однако длительное повторение одних и тех же действий само по себе не создает международного обычая. Продолжительность существования правила поведения не может служить главным доказательством существования обычая.
Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому в МП можно различать универсальные (признаваемые большинством субъектов МП) и локальные (признаваемые двумя или несколькими субъектами) обычаи.
Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы МП зависит от субъектов МП и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные заявления, переписка, решения законодательных и судебных органов и т.д.). При этом признание правила поведения обычной нормой МП может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов МП также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.
От международно-правового обычая следует отличать обыкновение — правило поведения субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности. Иными словами, обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы МП.
Поэтому нарушение обычая рассматривается субъектами МП как правонарушение, нарушение же обыкновения -лишь как недружественный акт. Примером обыкновения является, скажем, правило, согласно которому вновь прибывшего в страну иностранного посла встречает в аэропорту или на вокзале руководитель протокольной службы МИДа страны пребывания.
В качестве обычных норм МП могут при определенных условиях выступать правила, закрепленные в актах международных организаций. Так, п. 14 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (Нью-Йорк, 20 декабря 1993 г.) гласит: "Хотя настоящие Правила не являются обязательными, они могут стать нормами международного обычного права, когда они будут применяться большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право". Можно говорить и о том, что правила поведения, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, изначально носящие рекомендательный характер, в результате всеобщего признания стали обычным МП.
Что касается взаимодействия международных договорных и обычных норм, то нужно заметить следующее. МП не устанавливает иерархии своих норм; обычные нормы МП имеют такую же юридическую силу, как и договорные. Более того, большинство действующих сегодня договорных норм представляют собой проверенные временем и кодифицированные обычаи. Примером служат институты правопреемства, заключения, исполнения, прекращения международных договоров, права внешних сношений, права в период вооруженных конфликтов и др. Основные принципы международного права, несмотря па свое закрепление в Уставе ООП, продолжают существовать в форме обычая.
Необходимо также учитывать, что договорные нормы могут действовать в качестве обычных норм, если по каким-либо причинам не участвующее в конкретном договоре государство заявит о том, что правила, закрепленные в данном договоре, оно будет применять как обычаи.