Международные железнодорожные перевозки
В МП действуют нормы, посвященные условиям выполнения международных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, обеспечения безопасности перевозок, унификации требований к вагонам и иным средствам перевозки, железнодорожным путям, знакам и сигналам.
Под "перевозками в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта" понимаются перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Россией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории РФ, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
В процессе железнодорожных перевозок различают: а) перевозки в прямом международном сообщении — перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования; б) перевозки в непрямом международном сообщении — перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими вилами транспорта но отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
В числе договоров о международных железнодорожных перевозках следует назвать следующие.
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) принято в 1951 г. и действует в редакции 1998 г. В настоящее время в СМГС участвует 21 государство, включая Россию.
Согласно СМГС перевозки грузов между странами производятся на условиях, установленных Соглашением. Оно применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, по накладным СМГС и только по сети железных дорог участниц Соглашения.
СМГС не применяется к перевозкам грузов: а) если станции отправления и назначения находятся в одной и той же стране и перевозки производятся по территории другой страны только транзитом в поездах железной дороги страны отправления; б) между станциями двух стран транзитом по территории третьей страны в поездах железных дорог страны отправления или назначения; в) между станциями, расположенными в двух соседних странах, в том случае, когда эти перевозки па всем пути следования груза производятся в поездах железной дороги одной страны в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой дороге.
СМГС включает 20 приложений (Правила перевозок опасных грузов, Правила перевозок грузов в сопровождении проводников отправителя или получателя, Правила перевозок скоропортящихся грузов. Правила перевозок контейнеров и др.).
В 1951 г. к СМГС принята Инструкция, предназначенная для железных дорог.
В 1997 г. между железнодорожными администрациями государств — участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии заключено Соглашение об особенностях применения отдельных норм СМГС.
Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) было принято в 1951 г. СМПС действует в редакции 2004 г. В настоящее время в СМПС участвуют около 20 государств, включая Россию.
СМПС устанавливает прямое международное железнодорожное и смешанное железнодорожно-морское сообщение для перевозок пассажиров, багажа и товаробагажа. Перевозки пассажиров, багажа и товаробагажа между странами, железные дороги которых участвуют в СМ ПС, производятся на условиях и по перевозочным документам, установленным СМПС по применяемым ими тарифам. Соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, пассажиров, отправителей и получателей товаробагажа.
В 1997 г. между железнодорожными администрациями государств — участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии заключено Соглашение об особенностях применения отдельных норм СМПС.
Конвенция о международных перевозках по железной дороге (КОТИФ) (Берн, 9 мая 1980 г.) объединила в себе тексты Бернской конвенции о железнодорожной перевозке грузов и Бернской конвенции о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа. В 1999 г. Конвенция была изменена Протоколом. В 2009 г. Россия присоединилась к Конвенции в редакции Протокола от 3 июня 1999 г., но сделала оговорки: в соответствии с § 3 ст. 28 КОТИФ оставила за собой право не применять § 1 и 2 ст. 28 КОТИФ. На основании § 1 ст. 42 Конвенции Россия оставила за собой право не применять приложения А—в к КОТИФ. Имплементационные меры в отношении данной Конвенции пока не приняты.
КОТИФ устанавливает правила перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, условия платежей и страхования грузов в пути, ответственность железных дорог, порядок предъявления претензий и исков и другие вопросы.
Двусторонние договоры РФ в области железнодорожного транспорта можно разделить на подгруппы:
а) договоры о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Казахстана об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта (1996 г.));
б) соглашения о решении вопросов, возникающих в процессе международной железнодорожной перевозки (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана об организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Астраханского воднотранспортного узла, Махачкала (Российская Федерация) и Туркменбаши (Туркменистан) (2009 г.)).
В числе актов органов международных организаций можно назвать, прежде всего, документы Совета по железнодорожному транспорту, участниками которого являются страны СНГ и Прибалтики.
Советом принято свыше 100 обязательных документов по чрезвычайно широкому спектру перевозок (например, Правила проезда пассажиров в поездах межгосударственного сообщения 1996 г., Правила перевозок грузов в специализированных контейнерах в международном сообщении по железным дорогам 2000 г., Инструкция по проведению натурной переписи контейнеров 2009 г. и т.д.). Указанные документы обязательны в странах — участницах Совета. Кроме того, акты Совета могут вносить изменения в международные договоры стран-участниц.
Важную роль играют решения международных судебных органов. Так, Экономический Суд СНГ в своем решении от 4 марта 2003 г. разъяснил, что Тарифное соглашение железнодорожных администраций (железных дорог) государств — участников СНГ является международным договором межведомственного характера.