Международные воздушные перевозки

Основу системы международных договоров, регулирующих воздушные перевозки, образуют положения Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция). Частью Конвенции является Устав Международной организации гражданской авиации (ИКАО) – специализированного учреждения ООН. В приложениях к Конвенции, а также в издаваемых ИКАО документах предусматриваются международные авиационные регламенты – стандарты, рекомендуемая практика, процедуры.

Российская Федерация участвует во многих двусторонних международных договорах о воздушном сообщении. Этими договорами, базирующимися на Чикагской конвенции, определяются коммерческие права сотрудничающих государств при осуществлении воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза и почты, которые (права) реализуются назначенными государствами авиапредприятиями (фактическими пользователями прав) в соответствии с заключаемыми ими коммерческими соглашениями. "Пакет" таких прав включает семь "свобод воздуха", охватывающих транзитные перевозки, перевозки между государствами – партнерами по соглашению, перевозки из государства, участвующего в соглашении, в третьи страны.

Условия широкого, охватывающего различные регионы сотрудничества в области воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов определяются Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция 1929 г.). В 1955 г. Варшавская конвенция была изменена Протоколом относительно изменения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. (Гаагский протокол). В 1961 г. была принята Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахарская конвенция). Перечисленные документы, в которых участвует и Россия, составляют так называемую Варшавскую систему в се классическом виде. Варшавская конвенция, измененная Гаагским протоколом, в последующем была дополнена Гватемальским протоколом 1971 г. (не вступил в силу) и Монреальскими протоколами (№ 1–4) 1975 г. (вступили в силу протоколы № 1, 2 и 4). Российская Федерация не участвует в этих протоколах.

В Варшавской конвенции (здесь и далее, если не оговаривается иное, имеется в виду Конвенция, измененная Гаагским протоколом) под международной понимается любая перевозка, при которой место отправления и место назначения (вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке или перегрузка) расположены либо на территории двух государств – участников Конвенции, либо на территории одного и того же государства-участника, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже когда это последнее не является участником Конвенции. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не рассматривается как международная в смысле Конвенции.

Установлены единые требования, предъявляемые к реквизитам перевозочных документов (проездного билета, багажной квитанции, воздушно-погрузочного документа), порядку их выдачи. Отсутствие, неправильность в оформлении или утеря этих документов не влияют на существование и действительность договора о перевозке, который будет тем не менее подпадать под действие правил Варшавской конвенции. Однако если перевозчик примет пассажира, багаж или груз на борт воздушного судна без указанных документов либо если такие документы не содержат уведомления об ограничении ответственности перевозчика, то последний не будет иметь права ссылаться на положения Конвенции, устанавливающие предел его ответственности.

Центральное место в Варшавской конвенции занимают правила об ответственности перевозчика. Перевозчик несет ответственность за вред, происшедший в случаях: смерти, ранения или любого другого телесного повреждения пассажира, если несчастный случай, в результате которого причинен вред, произошел на борту воздушного судна или во время операций по посадке и высадке; уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или груза, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки; опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов. Ответственность перевозчика основывается на принципе вины: он не несет ответственности, если докажет, что принял все необходимые меры, чтобы избежать вреда, или что такие меры невозможно было принять. В случае если перевозчик докажет, что вина потерпевшего была причиной вреда или способствовала ему, суд может в соответствии со своим законом устранить или ограничить ответственность перевозчика.

Конвенция ограничивает ответственность перевозчика за вред, причиненный пассажиру, багажу, грузу, ручной клади. Варшавской конвенцией 1929 г. пределы ответственности перевозчика были установлены в размере 125 тыс. франков за каждого пассажира, 250 франков за 1 кг груза или багажа и 5 тыс. франков за вещи, находящиеся при пассажире (ручная кладь). Гаагский протокол удвоил предельные размеры ответственности перевозчика в отношении пассажира (250 тыс. франков). Перевозчик и пассажир, заключив особое соглашение, могут установить и более высокий предел ответственности.

Всякая оговорка, ведущая к освобождению перевозчика от ответственности или к установлению меньшего предела ответственности, чем тот, что предусмотрен Варшавской конвенцией, является недействительной и не порождает никаких последствий, но недействительность оговорки не влечет за собой недействительности самого договора международной воздушной перевозки. Пределы ответственности не подлежат применению, если будет доказано, что вред произошел в результате действия или упущения перевозчика, совершенных с намерением причинить вред или носивших опрометчивый характер с сознанием того, что в результате такого действия (упущения) возможно причинение вреда.

Иск об ответственности должен быть возбужден в пределах территории одного из государств – участников Варшавской конвенции по выбору истца: в суде по месту жительства перевозчика, по месту нахождения главного управления его предприятия, по месту, где перевозчик имеет контору, посредством которой был заключен договор, или в суде места назначения. Срок исковой давности, установленный Конвенцией, составляет два года с момента прибытия воздушного судна по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или с момента остановки перевозки.

Немногочисленные коллизионные нормы, содержащиеся в Варшавской конвенции, отсылают к закону суда: для решения вопросов о возможности установить возмещение в виде периодических платежей, о присуждении выплаты истцу понесенных им судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству, о порядке исчисления срока исковой давности. Не решаются в Конвенции вопросы, относящиеся к порядку определения размера возмещения, кругу лиц, имеющих право на возмещение в случае гибели пассажира.

В 1966 г. в Монреале было подписано соглашение между перевозчиками Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) и Управлением гражданской авиации США (Монреальское соглашение), которое повысило установленный Варшавской конвенцией предел ответственности перевозчика в случае смерти или телесного повреждения пассажира при международной перевозке, осуществляемой на авиалиниях, проходящих через США, до 75 тыс. долл. США, включая судебные издержки, или до 58 долл. долл. США, если судебные издержки возмещаются особо. В Соглашении предусмотрена объективная (без вины) ответственность перевозчика.

В 1971 г. Гватемальским протоколом предел ответственности перевозчика перед пассажиром был увеличен в шесть раз по сравнению с Гаагским протоколом (до 1,5 млн франков). Гватемальский протокол допускает последующее увеличение этого предела через каждые пять лет; регламентирует ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, а также за несохранность багажа независимо от вины; предусматривает освобождение перевозчика от ответственности, если причиненный вред был обусловлен состоянием здоровья пассажира или его виной либо явился результатом внутренних свойств багажа или вины пассажира.

Монреальские протоколы 1975 г. внесли существенные изменения в Варшавскую конвенцию, установив в качестве расчетной единицы "специальные права заимствования" (СПЗ). Пределы ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, составляют: в Протоколе № 1 – 8300 СПЗ, Протоколе № 2 – 16 600 СПЗ, Протоколе № 3 – 100 000 СПЗ; за несохранность груза согласно Протоколам № 1, 3, 4 – 17 СПЗ за 1 кг; за несохранность багажа согласно Протоколу № 1 – 17 СПЗ за 1 кг, Протоколу № 3 – 1000 СПЗ в отношении каждого пассажира. Протокол № 1 устанавливает пределы ответственности перевозчика за несохранность ручной клади в размере 332 СПЗ. Согласно Протоколу № 3 ответственность перевозчика за задержку пассажира и багажа ограничивается 4150 СПЗ. Изменениям подверглись и основания ответственности перевозчика. Так, Протокол № 4, посвященный перевозкам грузов, закрепил объективную ответственность перевозчика за несохранность груза. Протокол № 3 воспроизвел положения Гватемальского протокола, согласно которым перевозчик отвечает за несохранность багажа независимо от вины.

Гвадалахарская конвенция распространила действие Варшавской конвенции на международные перевозки, выполняемые фактическим перевозчиком (а не перевозчиком по договору).

Варшавской конвенцией были установлены низкие пределы ответственности перевозчика, что в сложившихся социально-экономических условиях привело к их увеличению отдельными государствами на национальном уровне.

28 мая 1999 г. в Монреале была подписана Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция 1999 г.), направленная на модернизацию и консолидацию Варшавской конвенции и связанных с ней документов. В Монреальской конвенции, вступившей в силу 4 ноября 2003 г. и объединяющей 103 государства, могут участвовать в том числе региональные организации экономической интеграции. В частности, одним из ее участников является Европейский Союз. Россия не участвует в Конвенции.

Положения Конвенции направлены на достижение баланса интересов потребителя и перевозчика, формируют систему обеспечения и защиты прав потребителей при международных воздушных перевозках, значительно облегчают процедуру возмещения вреда, причиненного при перевозке, и исходят из необходимости справедливой компенсации на основе принципа наиболее полного возмещения.

Сфера применения Монреальской конвенции и закрепленное в ней понятие международной воздушной перевозки аналогичны соответствующим положениям Варшавской конвенции. Монреальская конвенция применяется в том числе к воздушным перевозкам, осуществляемым лицами, не являющимися перевозчиками по договору. Эти правила также аналогичны тем, что содержатся в Гвадалахарской конвенции.

Вместо категорий "проездной билет" и "багажная квитанция", предусмотренных Варшавской конвенцией, Монреальская конвенция использует термин "перевозочный документ" (индивидуальный или групповой), который выдается при перевозке пассажиров. На каждое место зарегистрированного багажа пассажиру вручается багажная идентификационная бирка. При перевозке груза выдается авиагрузовая накладная. Вместо перевозочного документа и авиагрузовой накладной могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей перевозке. Под такими средствами следует понимать прежде всего электронные средства оформления договора международной воздушной перевозки (так называемые "электронный билет" и "электронная авианакладная"), применение которых позволяет упростить процесс заключения договора.

По сравнению с Варшавской конвенцией Монреальская конвенция ужесточает правила об ответственности авиаперевозчика. Основные новеллы касаются прежде всего пассажирских перевозок. Устанавливается двухуровневая система ответственности. Если размер причиненного вреда не превышает 100 тыс. СПЗ, то перевозчик несет безвиновную ответственность, которая наступает при наличии одного только факта причинения вреда. В рамках 100 тыс. СПЗ перевозчик несет ответственность за вред, причиненный в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, а также за вину третьих лиц. В последнем случае наиболее распространенными примерами являются террористические акты, совершаемые посредством захвата воздушных судов, а также ошибка наземного диспетчера.

Если причиненный вред превышает на каждого пассажира 100 тыс. СПЗ, виновная ответственность перевозчика сохраняется. В этом случае перевозчик не несет ответственности, если докажет, что такой вред не был причинен из-за небрежности, другого неправильного действия или бездействия перевозчика, его служащих или агентов либо такой вред причинен исключительно из-за небрежности, другого неправильного действия или бездействия третьей стороны.

Монреальская конвенция содержит правило о незамедлительных предварительных выплатах. В случае авиационного происшествия, вызвавшего смерть или телесное повреждение пассажиров, перевозчик, если это предусматривается его национальным законодательством, незамедлительно производит предварительные выплаты лицам, которые имеют право требовать компенсацию, для удовлетворения безотлагательных экономических потребностей таких лиц.

За несохранность зарегистрированного багажа или груза Монреальская конвенция также устанавливает безвиновную ответственность авиаперевозчика. Перевозчик не несет ответственности только в том случае, если вред явился результатом присущего багажу дефекта, качества или порока; если докажет, что уничтожение, утеря или повреждение груза произошли в результате: присущего грузу дефекта, качества или порока; неправильной упаковки груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов; акта войны или вооруженного конфликта; акта органа государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза. В отношении незарегистрированного багажа, включая личные вещи, перевозчик песет ответственность, если вред причинен по его вине или по вине его служащих или агентов. Ответственность авиаперевозчика за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза, по-прежнему основывается на принципе вины.

Во всех перечисленных случаях (смерть или телесные повреждения пассажира, несохранность или задержка багажа или груза, задержка при воздушной перевозке пассажиров) перевозчик освобождается от ответственности полностью или частично, если докажет, что вред был причинен по вине самого потерпевшего.

Монреальская конвенция устанавливает повышенные пределы ответственности авиаперевозчика: за несохранность или задержку багажа – 1000 СПЗ в отношении каждого пассажира; за несохранность или задержку груза – 17 СПЗ за 1 кг груза; в случае вреда, причиненного при перевозке лиц в результате задержки – 4150 СПЗ в отношении каждого пассажира. Названные пределы ответственности не применяются, если будет доказано, что вред произошел в результате действия или бездействия перевозчика, его служащих или агентов, совершенного с намерением причинить вред или безрассудно и с сознанием того, что в результате этого, возможно, произойдет вред, при условии, что в случае такого действия или бездействия служащего или агента будет также доказано, что этот служащий или агент действовал в рамках своих обязанностей. Допускается возможность пересмотра пределов ответственности перевозчика каждые пять лет.

Как и Варшавская конвенция, Монреальская конвенция содержит норму о недействительности любых соглашений, направленных на уменьшение пределов ответственности перевозчика либо на освобождение его от ответственности.

В целях обеспечения надлежащего возмещения вреда, причиненного во время воздушной перевозки, устанавливается правило об обязательном страховании перевозчиком своей ответственности.

Нормы о юрисдикции, закрепленные в Варшавской конвенции, воспроизведены и в Монреальской конвенции, при этом возможность выбора юрисдикции истцом расширена. В отношении вреда, происшедшего в результате смерти или телесного повреждения пассажира, иск об ответственности может быть возбужден также на территории государства-участника, в котором пассажир на момент происшествия имеет основное и постоянное место жительства и в которое или из которого осуществляется воздушная перевозка пассажиров. Новеллой Монреальской конвенции является предоставление сторонам в договоре перевозки груза права установить, что любой спор, касающийся ответственности перевозчика, подлежит разрешению в арбитраже.

Монреальская конвенция содержит и коллизионные нормы, в основном аналогичные соответствующим нормам Варшавской конвенции: коллизионная привязка к закону страны суда по вопросам исчисления срока исковой давности, а также по вопросам присуждения судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству, понесенных истцом, включая проценты. Стоит отметить, что Варшавской конвенцией возможность выплаты истцу процентов не предусматривается.

Воздушный кодекс РФ определяет международную воздушную перевозку как такую, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства. Это определение основывается на положениях Варшавской конвенции.

Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договорами воздушной перевозки пассажира, груза или почты. За вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, он отвечает в соответствии с международными договорами РФ либо, если Воздушным кодексом РФ или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством. Перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом РФ или международными договорами РФ. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами РФ.

Воздушный кодекс РФ устанавливает срок для предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках, а также предусматривает обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами. При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальный размер страховой суммы устанавливается по законодательству соответствующего иностранного государства.

Страхование риска гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам является обязательным.

Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством и международными договорами РФ. Иностранным авиационным предприятиям разрешено открывать свои представительства на территории России в соответствии с законодательством и (или) международными договорами РФ.

Приказом Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. № 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". Данные правила разработаны в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 г. и определяют условия воздушной перевозки пассажиров и их вещей, грузов, права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. При выполнении международных перевозок правила применяются в части, не противоречащей международным соглашениям РФ о воздушном сообщении.