Лекция 3. Международные цены
Понятие, ОГЛАВЛЕНИЕ и сущность цены. Согласно экономической теории цена — это превращенная форма стоимости. Стоимость (ценность) — это внутренняя мера объема (масштаба, значительности) товара. Если стоимость выражается в деньгах, то она определяет цену. Со времен Аристотеля принято разделять понятия потребительной и меновой стоимости. Потребительная стоимость отражает способность товара удовлетворять потребности человека. Меновая стоимость — это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновое отношение двух товаров представляет собой относительные цены этих товаров, выраженные в постоянном денежном товаре. Меновая ценность товара определяется издержками производства (заработной платой, прибылью и рентой). Так объяснял цену товара А. Смит, который исходил из того, что издержки производства определяют естественную цену товара, относительно которой в зависимости от изменений спроса колеблются фактические цены. Основоположник трудовой теории стоимости (ценности) Д. Рикардо утверждал, что "ценность товара... зависит от относительного количества труда, необходимого для его производства".
Во второй половине XIX в. экономисты неоклассической школы акцентировали внимание не на внутренней ценности, а на факторах, определяющих рыночную цену. В отличие от своих предшественников, разрабатывая теорию меновой стоимости, они обратились к полезности товара. Цена определяется предельной полезностью, являющейся причиной и источником меновой ценности. На этой базе А. Маршалл выдвинул идею о том, что рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения, подвергнув ревизии теорию Рикардо — Маркса, в которой базой цены рассматривались издержки. Современная экономическая теория продолжила развитие в этом направлении, еще более чем Маршалл отходя от марксистского подхода, согласно которому теория ценности и теория ценообразования разделялись в процессе анализа трудовой теории стоимости.
В научной и специальной экономической литературе и международной торговой практике постоянно встречается множество определений цены. Приведем некоторые из них:
• справедливая цена (just price) — цена, которая оценивается как правильная с нравственной точки зрения. Она базируется на принципах естественной справедливости и в отличие от рыночной цены не выполняет функции аллокации ресурсов;
• естественная цена (natural price) — термин, используемый А. Смитом для описания стоимости (ценности) товара, относительно которой колеблется его рыночная цена. Естественная цена, по сути, является ценой долгосрочного равновесия и зависит от издержек производства;
• альтернативная цена (opportunity cost) — рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара;
• трансфертные цены (transfer prices) — цены, отличающиеся от рыночных цен внутрикорпорационной торговли между находящимися в разных странах подразделениями одной и той же корпорации; они используются для перевода прибыли и сокращения налогов;
• теневая цена (shadow price) — условная цена товара или услуги, не имеющих рыночной цены. Там, где рыночные цены не отражают альтернативных издержек, при анализе результатов затрат прибегают к теневым ценам. Термин также используется в анализе теневой экономики, где существуют так называемые "адекватные" (не имеющие ничего общего с научным подходом) теневые цены.
Исторически первый выход какой-либо компании или индивидуального торговца с каким-то конкретным товаром для его продажи за пределы национальной границы означал поиск более высокой нормы прибыли, при этом ключевую роль играл фактор цены на товар. Цена товара (продаваемого или покупаемого) — это одна из наиболее существенных сторон договора купли-продажи. Соответственно, каждая внешнеторговая сделка обязательно содержит условие о цене как о ключевом элементе всей сделки.